Основным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Кроме того, процедуры банкротства регулируются:
— Гражданским кодексом РФ
— Арбитражным процессуальным кодексом РФ
— Трудовым кодексом РФ
— Уголовным кодексом РФ
— Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.
Основными целями законодательства о банкротстве являются:
1) справедливое распределение имеющихся у предприятия средств между кредиторами в том случае, когда средств кризисного предприятия не хватает для погашения долгов в 100-процентном объёме.
2) освобождение предприятия от долгов, с тем, чтобы оно могло либо продолжить свою деятельность, начав с «чистого листа», либо было ликвидировано и, используемые предприятием ресурсы были высвобождены для использования более успешными и эффектиынми хозяйствующими субъектами.
В соответствии с законом о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).
2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам (стоимость имущества меньше суммы долгов). Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью перед кредиторами по другим обязательствам.
Признаками банкротства и основанием для возбуждения дела о банкротстве являются:
— неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;
— сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее:
— 100 тыс. руб. для юридического лица;
— 10 тыс. руб. для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;
— 500 тыс. руб. для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования.
— независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;
— не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.
Следует заметить, что просрочка уплаты долга в размере более 100 тыс. рублей на срок свыше 3 месяцев не свидетельствует о превышении суммы долгов над стоимостью имущества, ситуация может быть обратной, этот критерий выбран в силу простоты и удобства пользования, однако облегчает возбуждение дел и в случае ложного или преднамеренного банкротства.
Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса.
К внесудебным процедурам относятся:
- досудебная санация
- иные меры по предупреждению банкротства;
К судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, —
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Законом о банкротстве № 127-ФЗ 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций и досудебной санации.
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций. До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.
Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника — предприятия.
В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.
Одним из основных способов, используемых для выхода предприятия из кризиса, является его реорганизация. Формами реорганизации являются:
1) слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних,
2) присоединение — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей их правопреемнику, которым является юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение,
3) разделение — прекращение общества с прекращением всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществом,
4 ) выделение — создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего,
5) преобразование — форма реорганизации, в результате которой юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой организационно-правовой формы и при этом к вновь образованному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного.
Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.
В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.
Наблюдение применяется к должнику в целях:
1) обеспечения сохранности имущества должника,
2) проведения анализа финансового состояния должника,
3) составления реестра требований кредиторов,
4) проведения первого собрания кредиторов.
Срок наблюдения законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев.
В период наблюдения предприятием руководит прежнее руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего. Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств
Финансовое оздоровление — это относительно новая процедура, появившаяся впервые в законе о банкротстве № 127-ФЗ (2002 г.) Она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением, — санация (в законе 1992 г. она относилась к судебным процедурам, а в законах 1998 и 2002 гг. определена досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:
1) досудебная санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем),
2) во время внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры),
3 ) при финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры; одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечение, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Внешнее управление имуществом должника-предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.
Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, возможно его продление еще на 6 месяцев.
Последствиями введения внешнего управления являются следующие:
1. Отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Внешний управляющий имеет право издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством.
2. Прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т.д.) и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Большинство полномочий этих органов должника переходит к внешнему управляющему. Органы должника обязаны в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации организации-должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
3. Снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.
4. Введение моратория на удовлетворение требований. Мораторий — это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
Внешний управляющий утверждается арбитражным судом, так и все прочие арбитражные управляющие. В отличие от административного и временного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
1. Перепрофилирование производства.
2. Закрытие нерентабельных производств.
3. Взыскание дебиторской задолженности.
4. Продажа части имущества должника.
5. Уступка прав требования должника.
6. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом.
7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.
8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника (Увеличение уставного капитала).
9. Продажа предприятия-должника.
10. Замещение активов должника - проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.
В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия-должника. Работу по ликвидации предприятия организует конкурсный управляющий, который назначается арбитражным судом. Также участниками конкурсного производства являются собрание кредиторов, должник, члены трудового коллектива.
Конкурсный управляющий проводит оценку активов должника и размеров его долга иопределяет конкурсную массу. Затем производится продажа имущества предприятия-должника. Конкурсная масса вне очереди покрывает расходы, связанные с конкурсным производством и продолжением функционирования предприятия-должника. Для удовлетворения остальных требований установлена специальная очередность. (см. ксерокс)
Предприятие-должник считается ликвидированным с момента исключения его из соответствующего государственного реестра, что делается на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.
Мировое соглашение не входит в общую последовательность судебных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) и может быть заключено на любой стадии процесса банкротства предприятия.
Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника мировое соглашение подписывается гражданином-должником или руководителем должника — юридического лица, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: предоставление отступного, новацию обязательства, прощение долга, а также другие условия, связанные с реструктуризацией задолженности.
Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям Налогового кодекса РФ.