В современном определении родовой специфики эпоса, лирики и драмы, в первую очередь, выделяются два критерия: различие способоворганизации материала (художественной речи) и наличие сюжетности. Лирическое действие – это способ воспроизведения жизненных состояний, передача мыслей, чувств, переживаний субъекта[31]. Этим логически обоснована идея субъективности поэзии, высказанная в эстетике Гегеля и воспринятая В.Г. Белинским («Лирическая поэзия есть … по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта»[32]). Но, хотя в лирических произведениях, в первую очередь, осваивается сфера чувств и мыслей человека, как указывал Л.И. Тимофеев, лирика «не исключает в частных случаях простейшей сюжетной организации, пунктирно намеченной событийной линии»[33]. В исследованиях позднейшего времени, затрагивающих вопрос о родовой специфике лирики, уточняется, что для лирики в наименьшей степени, по сравнению с драмой и эпосом, характерна предметность. По мнению Г.Н. Поспелова, лирика «воспроизводит национально-историческую характерность общественного сознания людей»[34].
Поэтика лирических произведений, организация стиха связаны с особенностями художественно-эстетических систем, в русле которых они создавались. Соответственно нормам классицизма (XVIII в.) поэты подражали образцам, соединяя стиль (высокий, средний, низкий) с соответствующими жанрами (высокими, средними, низкими). В русской лирике этого периода преобладал силлабический стих. Его основные признаки: «равносложность стихотворных строк, сплошная женская рифма; господствующие формы — 13-сложник с цезурой после 7-го слога (7 + 6) и 11-сложник (5 + 6). … Высокие поэмы и трагедии писали почти исключительно “героическим стихом” — 6-стопным ямбом… оды — в основном 4-стопным»[35]. Можно заметить, что основной метр в лирике данного периода – ямб.
Высокий стиль оды подчеркивается четырехстопным ямбом, ударением в котором выделяются начала и концы строк. Размером легкой поэзии (песни, шутливые послания и т.д.) признавался 4-стопный хорей.
Басня считалась жанром «низким», в котором осмеивались слабости и пороки, звучало поучение. Это характерный для XVIII в. жанр, в котором пробовали себя многие русские поэты этого времени (Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Львов и др). Однако родоначальником русской басни признан И.А. Крылов, начинавший с переводов басен Лафонтена, первую свою басню на оригинальный сюжет написавший в самом начале XIХ в.
Практическое занятие 1. Анализ оды
(М.В. Ломоносов. «Утреннее размышление о Божием Величестве», 1743)
Вопросы и задания
1. Укажите черты жанра оды в данном произведении.
2. Какую тайну пытается постичь в стихотворении автор: Солнце и бушующие на нем вихри или «конечный вопрос» о могуществе Творца Вселенной?
3. Сопоставьте оду Ломоносова с псалмом:
«Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его;
луну и звезды - для управления ночью, ибо вовек милость Его…
Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его» (Пс. 135: 3-9, 26).
4. Прочтите нижеприведенные отдельные стихи из Библейских текстов.
Сопоставьте их с выражениями из оды Ломоносова.
«И свет во тьме светит» (Иоанн, 1:5-9),
"Ты, Господи, светильник мой, Господь просвещает тьму мою " (II Царств, 22: 29),
«Свет праведных весело горит; светильник же нечестивых угасает» (Притчи, 13)
«Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Бытие, 19:24–25).
«Четвертый Ангел вылил чашу свою на Солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр.,16).
Можно ли сказать, что Ломоносов заимствовал библейские мотивы, образы, выражения?
5. Как соотносятся образы «Творца» и «Солнца» в оде? (См. строфу 4)
6. Солнце как лампада – этот образ будет неоднократно использован в русской поэзии более позднего периода:
…Чистейший бурный огнь, лампада перед вечным,
Пылающе пред ним из темноты густой…
(А.П. Сумароков. Гимн о премудрости Божией в солнце. 1760)
…Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед тобой — как нощь пред днем.
(Г.Р. Державин. Бог. 1784)
7. С чем связаны лирические переживания: с описанием природного явления или с восхищением мощью Высшей силы, разумно устроившей мир?
Подтвердите свой ответ цитатой.
8. Как вы понимаете фразу: «Покрытому мне тьмою…»?
9. Определите метр, размер, особенности рифмы стихотворения.
10. Приведите примеры использования в данной оде средств выразительности, характерных для высокого жанра.
11. Можно ли сказать, что ода посвящена астрофизическим открытиям (процессов на Солнце)?
2. Как вы отнесетесь к предложению дать интегрированный урок физики и литературы с использованием оды Ломоносова?
Рекомендуемая литература
1. Гаспаров М.Л. Стиль Ломоносова и стиль Сумарокова – некоторые коррективы // Новое лит. обозрение. - 2003. - № 59. - С. 235 - 243.
2.Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). Литературные очерки. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
3. Лотман Ю.М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова» // О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. - С. 266 - 278.
4.Романова Г. И. Библейские истоки «Размышлений» М. В. Ломоносова// Литература в школе. – 2011. – № 9. – С. 12–14.
5. Сазонова Л.И. Ломоносов-поэт в современных исследованиях //Вопросы литературы. 1986. - № 11. - С. 229 - 244.
Анализ лирики XIХ в.
Первые три десятилетия XIX в. называют «золотым веком» русской поэзии. Уже в самом начале XIХ в., в произведениях предромантизма русская лирика освобождается от жестких норм классицизма, от соблюдения жестких правил предшествующего периода. В творчестве поэтов-романтиков, в частности В.А.Жуковского, появляются новые жанры (баллада), разрабатываются новые темы (тайны мира и природы, человеческой души, русская старина). В ранней лирике А. С.Пушкина, в поэзии М.Лермонтова,К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова и др. поэтов этого периода даны образцы разнообразных лирических жанров и форм.
В начале XIХ в. в лирике появляются новые формы стиха. «Развитие “легких” жанров — анакреонтики, дружеского послания — требует и легкого стиха: расцветает 3-стопный ямб вольной рифмовки. … На первое место среди всех размеров выдвигается ямб 4-стопный — нестрофический вольной рифмовки … этим размером писали во всех жанрах…, кроме драматических. … Универсальным становится и 4-стопный хорей: наряду с песнями… им пишут во всех лирических жанрах... После Лермонтова… становится популярным и 5-стопный хорей»[36].
Во второй четверти XIX в. несколько чаще, чем ранее, встречаются 3-сложные размеры, преимущественно в балладах и малых жанрах. … Рифма этого периода — точная. Наиболее интересное явление этого времени — постепенное сближение произношения стихов с разговорным… богаче и разнообразнее становятся ритмико-интонационные формы. Стих XVIII в. был в основном говорным, за исключением жанра песни. У Жуковского, а вслед за ним Пушкина, Лермонтова и др., напевные формы стиха проникают в элегию, балладу, любовную лирику смешанных жанров» (Холшевников. С.132- 133).
О стихе второй половины XIХ в. Холшевников пишет: «широкое распространение 3-сложных размеров и дактилических рифм. … 3-сложники становятся универсальными (с.267). Наиболее органично усвоивший поэтику фольклора поэт, Некрасов, впитал народно-поэтическую лексику, синтаксис, образность, но из особенностей народного стиха воспринял лишь дактилические рифмы — и сделал их достоянием стиха литературного. В этот период начинает развиваться приблизительная рифма (берёза — слёзы); теоретически ее обосновал и часто применял во всех жанрах А. К. Толстой…, но основным фоном остается рифма точная. В сатире часты рифмы составные, с именами собственными, варваризмами.... Большее значение, чем в предшествующий период, начинает приобретать звуковая инструментовка стиха, в частности внутренняя рифма.
Преобладают 4-стишия. Огромные сложные строфы, как у Державина и Жуковского, сходят на нет. Зато виртуозно варьируются у Фета и некоторых других поэтов 6-стишия…, 8-стишия…, необычны нечетные строфы…, даже 4-стишия звучат необычно».
Значительный этап развития русской лирики – поэзия Ф.И.Тютчева. Изображая мир человеческих чувств и отношений, состояние человека и созвучное ему состояние окружающего мира, Тютчев философски осмыслял проблемы бытия. Философская лирика Ф.И.Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Практическое занятие 2. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (1857)
1. Выучите стихотворение наизусть.
2. Охарактеризуйте субъектную организацию речи.
3. Охарактеризуйте поэтическую лексику и синтаксис.
4. Определите метр, размер, ритм, особенности рифмовки.
5. Охарактеризуйте звуковую организацию стиха.
6. Какие художественные средства использованы для изображения общеизвестного природного явления?
7. В каких художественных образах передано субъективное восприятие, субъективные ассоциации, вызванные изображенной картиной?
8. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.
9. Раскройте, как сочетаются временные пласты в стихотворении. Каков смысл этих сочетаний?
10. Как композиция стихотворения передает эмоциональное движение?
11. Каким образом создается эмоциональное напряжение в стихотворении?
12. К какому виду лирики относится данное стихотворение по тематике?
13. Как передано в стихотворении внутреннее состояние героя?
14. О чем размышляет лирический субъект?
15. Как вы поняли смысл этого стихотворения? Дайте свою интерпретацию.
Рекомендуемая литература
1. Биншток Л.М. Структура системы и специфика поэтического многоголосья в лирике Ф.И. Тютчева // Проблема автора в русской литература XIX–XX веков. – Ижевск, 1978. – С. 125–133. URL: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/binshtok.htm
- Бройтман С.Н. Ф. Тютчев. «Последняя любовь»// Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия. – М.: РГГУ, 2005. – С. 312-330.
- Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…»//Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия. – М.: РГГУ, 2005. – С.10-24.
- Эткинд Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания//Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия. – М.: РГГУ, 2005. – С.62-84.