Практическое занятие 4. Анализ субъектной организации речи




(Стихотворение Саши Черного «Критику», 1909)

Один из важнейших вопросов, решение которых необходимо для понимания поэтического содержания, – вопрос о субъектной организации лирического произведения. Этот вопрос, осознаваемый в разной степени поэтами, начиная с XVIII в., стал предметом пристального исследования во второй половине ХХ в. Наиболее последовательно проблема разработана Б.О. Корманом, который писал: «Основными субъектными формами выражения авторского сознания являются автор, автор – повествователь, лирический герой и герой ролевой лирики[37]». Другие литературоведы героя ролевой лирики называли «лирический персонаж» (Н.Л. Степанов), «объективный герой» (Л.А. Плоткин), «условный лирический персонаж» (Д.Е. Максимов), «маска» (Л.Я. Гинзбург). Одной из наиболее сложных форм организации речи является «ролевая лирика». Смысл этой формы так объяснен ученым: «Суть “ролевой” лирики заключается в том, что автор в ней выступает не от своего лица, а от лица разных героев. Здесь используется лирический способ овладения эпическим материалом: автор дает слово героям, явно отличным от него. Он присутствует в стихотворении, но как бы растворившись в своих героях, надев их маску…»[38]. В дальнейшем исследователи установили, что в произведениях «ролевой» лирики стилистически окрашенное слово выполняет характерологическую и нравоописательную функции, т.е. не только раскрывает образ субъекта речи, но соотносит его с определенным социальным слоем и культурно-историческим контекстом.

В начале ХХ в. развиваются традиции ролевой лирики. Такая организация речи используется, в частности, в сатирической поэзии Саши Черного. В его эпиграммах в качестве сатирического объекта появляются отвлеченные понятия, распространенные ошибочные мнения т.д. Авторская ирония, неожиданность концовки – характерные черты эпиграмм, в которых объектом осмеяния становятся читательские заблуждения, и которые позволяют сблизить субъекта речи с автором-поэтом.

 

Вопросы и задания

1. Прочтите и выучите стихотворение наизусть.

2. Сколько персонажей в данном стихотворении? Подтвердите примерами из текста.

3. Определите форму организации речи в этом стихотворении.

4. Сопоставьте выказывания каждого из персонажей.

5. Как создается комический эффект?

6. Определите метр, размер. Распространен ли данный размер в русском силлабо-тоническом стихосложении? Приведите примеры стихотворений, написанных этим размером. Несет ли он семантическую нагрузку?

7. Начертите систему рифмовки в этом стихотворении. Охарактеризуйте рифму (женская/мужская, точная/неточная, открытая/закрытая, богатая/достаточная). Как она влияет на восприятие стихотворения?

8. Прочтите и проанализируйте примеры шуточных стихотворений о поэзии(например: С. Маршак «О рифме и прочем», Евг. Сазонов (В. Бахнов) «Раздумины о поэте и его лирическом герое» и др.).

9. Назовите произведения русских поэтов-классиков, написанные в форме ответа (беседы, диалога) критику, журналисту.

10. Сопоставьте ответы на два предыдущих вопроса. Как вы считаете, в чем заключается основное различие этих стихов?

Рекомендуемая литература

1.Семенов В.Б. Ролевая лирика// Чернец Л.В., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2013. –С. 53-59.

2.Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. – М., 1987.

3. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

4.Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1968.

Практическое занятие 5. Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта

«Лунный свет» (1905)

Основу русской поэзии «серебряного века» составила лирика «старших символистов»: В.Я.Брюсова и К.Д. Бальмонта. Уходя в своем творчестве от грубой и низменной действительности, они обращались к призрачному и зыбкому миру иллюзий, сна, фантазий. Художественный мир их лирики близок творениям импрессионистов. Особое значение приобрела фоника, интонация, подчеркнуто однообразные аллитерации. Характерная черта – «длинные» размеры. Как одно из сильнейших выразительных средств выделяют перебои (неожиданная смена) - строфические, метрические, рифменные (вплоть до исчезновения рифмы).

Вопросы и задания

1. Прочтите два стихотворения Бальмонта «Лунный свет» (1987) и «Лунный свет» (1905). Следующие вопросы относятся к каждому из этих стихотворений в отдельности.

2. Определите ритм, метр, размер.

3. Охарактеризуйте значение сквозной аллитерации.

4. Определите значение и смысл повторов в этом стихотворении.

5. Определите, к какому виду лирики можно отнести это стихотворение по тематике.

6. Охарактеризуйте лирического героя.

7. Найдите в тексте «нелогичности», объясните их смысл. В творчестве какого русского поэта XIX в. уже встречались с этим приемом?

8. Дайте свою трактовку смысла этого стихотворения.

9. Определите жанр стихотворения. Каковы его особенности?

10. Какие ассоциации вызывает полная луна у лирического героя?

11. Выделите в стихотворении слова, синонимичные слову «сон». Какое отношение имеет этот ряд к основной теме произведения?

12. Определите, как организовано пространство стихотворения, с какой позиции дано описание?

13. Сопоставьте два стихотворения Бальмонта «Лунный свет» (1897) и «Лунный свет» (1905 гг.). Отметьте сходства и различия.

Рекомендуемая литература

1.Анненский И. Бальмонт – лирик// Анненский И. Избранное. – М.: Правда, 1987. – С.294-329.

2.Белый А. Бальмонт//Белый А. Луг зеленый. М., 1910.
3.Орлов В.Н. Бальмонт: Жизнь и поэзия// Орлов В.Н. Перепутья.- М.,1976.

4.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.- Л., 1972.

5.Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. М., 1965.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: