Анализ эпических произведений




Эпос обладает более широкими возможностями в изображении жизни, по сравнению с лирикой и драмой. Как указывает теоретик, «в природе эпоса – универсально-широкое использование возможностей художественной литературы, как формальных, так и содержательных. Драма же, рассматриваемая на фоне эпоса, предстает как лишенная универсальности и обладающая в освоении жизни определенной избирательностью»[40].

Автор эпического произведения, выбирая соответствующий замыслу жанр, не скован объемом текста, временем рассказывания, количеством действующих лиц и проч.), у него самые широкие возможности в изображении времени и пространства. Для достижения эффекта «объемности» и многогранности изображения он имеет возможность использовать все средства (портреты, обобщающие авторские характеристики, диалоги и монологи, в том числе внутренние, пейзажи, интерьер и т.д.). Количество персонажей, событий, поступков, действий (речевых и не вербальных) зависит от жанровой традиции, стадии литературного развития, авторских намерений в каждом конкретном случае.

Важнейшая особенность эпических произведений заключается в организующей роли повествования, вналичии дистанции между изображаемым и процессом ведения речи.В эпосе рассказывают о событиях, по определению Аристотеля, как о чем-то «отдельном от себя» (в отличие от драмы, где непосредственно изображается действие), а персонажи характеризуются «самосильно, без подсказываний со стороны автора» (М. Горький). В эпическом произведении объединяются повествовательная речь и высказыванияперсонажей, повествование может перемежаться с монологами и диалогами с сопровождающими их комментариями повествователя.

Другая особенность эпоса заключается в том, что вэпических произведенияхярко выражена сюжетность: детализированно изображаются события, протекающие в пространстве и времени; персонажи так или иначе реагируют на окружающее, совершают поступки. Эта особенность связана с «глубинными содержательными свойствами» произведений, в которых «воспроизводят социально-исторические характеры людей в аспекте их бытия, обладающего пространственно-временной материальной дискретностью. …Лирика же воспроизводит национально-историческую характерность общественного сознания людей»[41]. В эпосе (и в драме)особый смысл имеет освоение не только духовной жизни человека, но и окружающей его реальности. Предметная изобразительность, наряду с особенностями организации материала, создает здесь иллюзию независимости происходящего от автора, объективности изображаемого мира.

Для каждого литературного рода характерны особые способы создания границ, разделяющих художественный и реальный мир. Наличие посредника в эпосе «сглаживает» разделение двух миров, очевидное в драме. Выделяют, в частности, различные способы «завершения» мира, создания смысловой границы между реальным и вымышленным мирами. Так, Н.Д. Тамарченко рассматривает в драме «событие встречи сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей в объединяющем их переживании «предела» активности героя и всей его жизни» (катарсис), с неизбежным дистанцированием зрителя от героя, возвышением над ним[42]. Эпический сюжет (эпическая ситуация), по мнению теоретика, не предполагает такого события.

Добавим, что наряду с организацией повествования при различении литературных родов речь может идти не только о наличии основных единиц (например, сюжет и определяющие его пространственно-временные условия) и компонентов изобразительности и их количественном сопоставлении, сколько о специфике мира в целом, создаваемого в произведениях различных родов.

В эпоху индивидуально-авторских стилей (т.е. после классицизма) произошло следующее разделение понятий, связанных с автором и субъектом речи, т.е. тем, кто ведет повествование в эпическом произведении.

Автор биографический, реальное историческое лицо остается вне мира произведения.

Образ автора – субъект (персонаж), наделенный биографическими чертами своего создателя (лирические отступления). Он тоже изображенный, поэтому не может быть отождествлен с реальным человеком (Пушкиным, Гоголем и т.д.).

Рассказчик – лицо, которое замещает автора, рассказывает, является и изображающим и изображаемым.

Повествователь – не изображенный, а изображающий – избранная реальным автором точка зрения на героя и события, «голос».

Практические занятия 1-2. Анализ фрагмента эпического произведения (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Вопросы и задания

1.Выделите в тексте романа фрагмент чтения Раскольниковым письма от матери (часть первая, III): «Через минуту явилось письмо…

2. Какое значение имеет письмо матери Раскольникова в основном сюжете? Связана ли эта сцена с основной сюжетной линией? Докажите.

3. Охарактеризуйте композиционное положение фрагмента.

4.О каких письмах узнает Раскольников из письма матери (ч.1, 3)? 5.В каких сюжетных линиях эти письма выполняют сюжетную роль?

6. Перечислите персонажей романа, о которых читатели впервые узнают из этого письма.

7. Выделите в тексте письма Пульхерии Александровны высказывания о Свидригайлове, Марфе Петровне, Лужине.

8. Как оценки, данные Пульхерией Александровной перечисленным персонажам, характеризуют ее самое? (Непрактичность, наивность, стремление видеть только желаемое, и в то же время проницательность, расчетливость и т.д.).

9. Выделите в тексте письма высказывания, свидетельствующие о сочетании расчетливости и недальновидности Пульхерии Александровны, проявившемся в ее планах на будущее дочери и сына.

10. Укажите фрагменты текста письма, в которых звучат юмор и ирония. Какие еще приемы изобразительности вызывают комический эффект?

11. Выделите в тексте письма те суждения матери, которые вызвали раздражение и злость Раскольникова.

12. Как характеризует Раскольникова его реакция на письмо матери?

13. Найдите в тексте романа все ситуации, в которых так или иначе фигурирует какое-либо письмо. Для выполнения этого задания лучше использовать электронный вариант и задать поиск слова «письмо» во всем тексте.

14.Связаны ли между собой фрагменты, где говорится о письмах? Если да, то каким образом? (По принципу причинно-следственной связи, по хронологии и т.д.)15.В каких сюжетных линиях (в отношениях каких персонажей) письма, обнаруженные в ходе выполнения первого задания, тесно связаны с развитием действия или независимы от него?16.Можно ли сказать, что эпизоды с письмами расположены в романе симметрично? Аргументируйте, если обнаружили симметрию. 17.Как вы считаете, почему в конце романа мать Раскольникова «даже не жаловалась на то, что от него нет писем, тогда как прежде, живя в своем городке, только и жила одною надеждой и одним ожиданием получить поскорее письмо от возлюбленного Роди» (эпилог; с.507). Как восприняла Дуня это равнодушие? Найдите в тексте соответствующий эпизод.18. Какие основные темы романа прозвучали в этом письме?19. Какие проблемы, решаемые в романе в целом, обозначены в анализируемом письме?20.Обобщите значение приема «письма в письме» в романе. Рекомендуемая литература 1.Дарвин Фрагмент// Введение в литературоведение. М., 2010. С.2.Достоевский Ф.М. Письмо М.Н. Каткову от 10(22)—15(27) сентября 1865 г.) // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука. T. XXVIII. Кн.2. С. 136.

3. Достоевский в русской критике/Вступ. ст. и прим. А. А. Белкина. М.: Гос.изд-во худож. литературы, 1959.

4. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении (Бахтин под маской). М.: Лабиринт, 1993. С. 156-157.

5. Романова Г.И. Анализ фрагмента литературного произведения («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) //Русская словесность, 2015. № 4.

6. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.:Книга, 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: