Эпос обладает более широкими возможностями в изображении жизни, по сравнению с лирикой и драмой. Как указывает теоретик, «в природе эпоса – универсально-широкое использование возможностей художественной литературы, как формальных, так и содержательных. Драма же, рассматриваемая на фоне эпоса, предстает как лишенная универсальности и обладающая в освоении жизни определенной избирательностью»[40].
Автор эпического произведения, выбирая соответствующий замыслу жанр, не скован объемом текста, временем рассказывания, количеством действующих лиц и проч.), у него самые широкие возможности в изображении времени и пространства. Для достижения эффекта «объемности» и многогранности изображения он имеет возможность использовать все средства (портреты, обобщающие авторские характеристики, диалоги и монологи, в том числе внутренние, пейзажи, интерьер и т.д.). Количество персонажей, событий, поступков, действий (речевых и не вербальных) зависит от жанровой традиции, стадии литературного развития, авторских намерений в каждом конкретном случае.
Важнейшая особенность эпических произведений заключается в организующей роли повествования, вналичии дистанции между изображаемым и процессом ведения речи.В эпосе рассказывают о событиях, по определению Аристотеля, как о чем-то «отдельном от себя» (в отличие от драмы, где непосредственно изображается действие), а персонажи характеризуются «самосильно, без подсказываний со стороны автора» (М. Горький). В эпическом произведении объединяются повествовательная речь и высказыванияперсонажей, повествование может перемежаться с монологами и диалогами с сопровождающими их комментариями повествователя.
Другая особенность эпоса заключается в том, что вэпических произведенияхярко выражена сюжетность: детализированно изображаются события, протекающие в пространстве и времени; персонажи так или иначе реагируют на окружающее, совершают поступки. Эта особенность связана с «глубинными содержательными свойствами» произведений, в которых «воспроизводят социально-исторические характеры людей в аспекте их бытия, обладающего пространственно-временной материальной дискретностью. …Лирика же воспроизводит национально-историческую характерность общественного сознания людей»[41]. В эпосе (и в драме)особый смысл имеет освоение не только духовной жизни человека, но и окружающей его реальности. Предметная изобразительность, наряду с особенностями организации материала, создает здесь иллюзию независимости происходящего от автора, объективности изображаемого мира.
Для каждого литературного рода характерны особые способы создания границ, разделяющих художественный и реальный мир. Наличие посредника в эпосе «сглаживает» разделение двух миров, очевидное в драме. Выделяют, в частности, различные способы «завершения» мира, создания смысловой границы между реальным и вымышленным мирами. Так, Н.Д. Тамарченко рассматривает в драме «событие встречи сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей в объединяющем их переживании «предела» активности героя и всей его жизни» (катарсис), с неизбежным дистанцированием зрителя от героя, возвышением над ним[42]. Эпический сюжет (эпическая ситуация), по мнению теоретика, не предполагает такого события.
Добавим, что наряду с организацией повествования при различении литературных родов речь может идти не только о наличии основных единиц (например, сюжет и определяющие его пространственно-временные условия) и компонентов изобразительности и их количественном сопоставлении, сколько о специфике мира в целом, создаваемого в произведениях различных родов.
В эпоху индивидуально-авторских стилей (т.е. после классицизма) произошло следующее разделение понятий, связанных с автором и субъектом речи, т.е. тем, кто ведет повествование в эпическом произведении.
Автор биографический, реальное историческое лицо остается вне мира произведения.
Образ автора – субъект (персонаж), наделенный биографическими чертами своего создателя (лирические отступления). Он тоже изображенный, поэтому не может быть отождествлен с реальным человеком (Пушкиным, Гоголем и т.д.).
Рассказчик – лицо, которое замещает автора, рассказывает, является и изображающим и изображаемым.
Повествователь – не изображенный, а изображающий – избранная реальным автором точка зрения на героя и события, «голос».
Практические занятия 1-2. Анализ фрагмента эпического произведения (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)Вопросы и задания
1.Выделите в тексте романа фрагмент чтения Раскольниковым письма от матери (часть первая, III): «Через минуту явилось письмо…
2. Какое значение имеет письмо матери Раскольникова в основном сюжете? Связана ли эта сцена с основной сюжетной линией? Докажите.
3. Охарактеризуйте композиционное положение фрагмента.
6. Перечислите персонажей романа, о которых читатели впервые узнают из этого письма.
7. Выделите в тексте письма Пульхерии Александровны высказывания о Свидригайлове, Марфе Петровне, Лужине.
8. Как оценки, данные Пульхерией Александровной перечисленным персонажам, характеризуют ее самое? (Непрактичность, наивность, стремление видеть только желаемое, и в то же время проницательность, расчетливость и т.д.).
9. Выделите в тексте письма высказывания, свидетельствующие о сочетании расчетливости и недальновидности Пульхерии Александровны, проявившемся в ее планах на будущее дочери и сына.
10. Укажите фрагменты текста письма, в которых звучат юмор и ирония. Какие еще приемы изобразительности вызывают комический эффект?
11. Выделите в тексте письма те суждения матери, которые вызвали раздражение и злость Раскольникова.
12. Как характеризует Раскольникова его реакция на письмо матери?
13. Найдите в тексте романа все ситуации, в которых так или иначе фигурирует какое-либо письмо. Для выполнения этого задания лучше использовать электронный вариант и задать поиск слова «письмо» во всем тексте.
14.Связаны ли между собой фрагменты, где говорится о письмах? Если да, то каким образом? (По принципу причинно-следственной связи, по хронологии и т.д.)15.В каких сюжетных линиях (в отношениях каких персонажей) письма, обнаруженные в ходе выполнения первого задания, тесно связаны с развитием действия или независимы от него?16.Можно ли сказать, что эпизоды с письмами расположены в романе симметрично? Аргументируйте, если обнаружили симметрию. 17.Как вы считаете, почему в конце романа мать Раскольникова «даже не жаловалась на то, что от него нет писем, тогда как прежде, живя в своем городке, только и жила одною надеждой и одним ожиданием получить поскорее письмо от возлюбленного Роди» (эпилог; с.507). Как восприняла Дуня это равнодушие? Найдите в тексте соответствующий эпизод.18. Какие основные темы романа прозвучали в этом письме?19. Какие проблемы, решаемые в романе в целом, обозначены в анализируемом письме?20.Обобщите значение приема «письма в письме» в романе. Рекомендуемая литература 1.Дарвин Фрагмент// Введение в литературоведение. М., 2010. С.2.Достоевский Ф.М. Письмо М.Н. Каткову от 10(22)—15(27) сентября 1865 г.) // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука. T. XXVIII. Кн.2. С. 136.3. Достоевский в русской критике/Вступ. ст. и прим. А. А. Белкина. М.: Гос.изд-во худож. литературы, 1959.
4. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении (Бахтин под маской). М.: Лабиринт, 1993. С. 156-157.
5. Романова Г.И. Анализ фрагмента литературного произведения («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) //Русская словесность, 2015. № 4.6. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.:Книга, 1990.