(по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
Вопросы и задания
1. Сформулируйте кратко основной смысл теории Раскольникова.
2. Определите, сколько раз и кем в романе излагается теория Раскольникова? (Используйте электронный вариант текста)
3. Почему заинтересовала следователя статья студента?
4. Какие вопросы возникают у слушателей теории Раскольникова?
5. Как понимают эту теорию Разумихин? Соня? Выделите в тексте романа соответствующие фрагменты.
6. Подготовьте наиболее полный устный пересказ статьи Раскольникова.
7. Запишите в одном абзаце суть теории Раскольникова, как вы ее поняли.
8. Назовите основное условие, на котором строится теория Раскольникова.
9. Упоминаются ли (и кем) в этих пересказах и суждениях теории Раскольникова понятия «православие, Бог, Евангелие»? Как вы думаете, почему?
10. Какие философские понятия, религиозные явления, традиции, предметы культа имеются персонажами в виду, но остаются не названными?
11. Подготовьте сообщение об основных морально-нравственных ценностях христианства.
12. Как соотносятся рассуждения Раскольникова о Боге с мнениями по этому поводу окружающих его персонажей?
13. Укажите несколько событий, изображенных в романе, которые «подтверждают» мысль студента о том, что «Бога нет».
14. Приведите примеры, опровергающие эту мысль и утверждающие христианские ценности.
15. Объясните разницу понятий о социальной справедливости в православии и в социальных утопических теориях Сен-Симона и Фурье.
16. Выделите фрагменты текста романа, в которых можно обнаружить отношение повествователя к теории Раскольникова.
17. Перечитайте сцену убийства старухи процентщицы. Выявите в этой сцене слова и выражения, передающие оценку повествователем происходящего.
|
18. Сопоставьте точки зрения по основную мысль Раскольникова персонажей и повествователя. Совпадают ли они? Подтвердите свое мнение.
19. Можно ли выявить отношение автора к теории Раскольникова, не обращаясь к сопровождающим материалам (письмам, черновикам и т.д.)? Аргументируйте примерами из текста.
20. Прочтите фрагмент стихотворения Пушкина.
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
(Пушкин А.С. Подражания Корану, I, 1825)
Объясните сходство и различие смыслов в выражении, процитированном Достоевским.
21. «Нет правды на земле,/Но правды нет и выше…», - говорит пушкинский Сальери («Маленькие трагедии»). Как вы понимаете это выражение? Приведите примеры событий из романа «Преступление и наказание», которые подтверждают эту мысль.
22. Сформулируйте полный ответ на вопрос о смысле теории Раскольникова.
23. Представляется ли вам проблематика, связанная с рассмотренной теорией, актуальной?
Рекомендуемая литература
1. Достоевский в русской критике. Сб. статей. /Вступ. ст. и прим. А. А. Белкина. М.: Гос.изд-во худож. литературы, 1959.
2. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М.: Советский писатель, 1970.- 448 с.
3. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. -406 с.
4. Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон»: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005.- 472 с.
|
Практические занятия 5-6. Анализ сказа
Н.С. Лескова («Левша», 1881)
Вопросы и заданияПрочтите начало рассказа (1-3 главы) рассказа «Левша» и ответьте на вопросы.
1. Какие исторические события упоминает рассказчик?
2. Какие музеи и произведения искусства названы?
3. Слова каких иностранных языков использует рассказчик (их переиначивая)?
4. Как изменяет эти слова рассказчик, максимально приближая к русскому языку?
5. Приведите примеры необычного синтаксиса, неправильного сточки зрения русской грамматики. Чем объясняется такое строение предложения?
6. Какие слова родного языка употреблены в их непрямых значениях?
7. Какие обороты речи, устойчивые сочетания характеризуют рассказчика как знатока русского фольклора?
8. Как объясните употребление просторечных и грубоватых выражений?
9. Приведите примеры, где использован прием алогизма («он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки…»)
10. Покажите на текстовых примерах, как в речи рассказчика соединяются две совершенно несходные речевые стихии: «домашняя» и «чужестранная».11. Показаны ли в рассказе портрет рассказчика, манера поведения, факты его биографии?12. Попробуйте охарактеризовать эмоциональный склад рассказчика, его мировоззрение, уровень образования.13. Прочтите заключительную двадцатую главу рассказа.
14. Соответствует ли субъект речи в этой главе тому образу, который сложился у читателей на протяжении первых девятнадцати глав?15. Охарактеризуйте 16. Найдите «следы» речи «филолога» в сказе и письменно перечислите характерные в этом смысле слова и синтаксические конструкции.17. Объясните термин «литературная мистификация». Можно ли применить его к рассказу Лескова? Докажите.18. Сопоставьте точки зрения всех выделенных субъектов речи в данном рассказе: персонажей, рассказчика, повествователя. Что дает такое сопоставление для понимания смысла рассказа?19. Сформулируйте основную тему рассказа.20. Сформулируйте основную проблему рассказа.21. Охарактеризуйте авторскую позицию и оценку изображенных событий. Рекомендуемая литература1. Аннинский Л.А. Зачем «Левша» ковал «блоху»?// Анненский Л. Три еретика. М.:Книга, 1988.
|
2. Антонов А. «Левша»: Происхождение рассказчика// Литературная учеба. М., 1997. № 5-6.
3. Вигерина Л.И. Теория и история сказа на занятиях спецкурса «Творчество Лескова»// Царскосельские чтения. СПб., 2003. Т.8.
4. Геймбух Е.Ю. «Левша» Лескова// Русский язык в школе. М., 1995. № 2.
5. Грибанов А.Б. Сказ и речевое сознание в «Левше» Лескова//Тыняновский сборник. Bып.10. М.: Книжная палата, 1998. С. 76- 95.
6. Ковалева Е.В. Загадочные слова у Лескова//Русская речь. М., 1997.
7. Романова Г.И. Стеб Стебницкого(Практическое занятие по рассказу Н.С.Лескова «Левша)»// Русская словесность,2014. № 3. – С.30-34.
8. Эйхенбаум Б. «Чрезмерный» писатель» (К 100-летию рождения Н. Лескова)// Н. С. Лесков, Избр. соч., изд-во «Academia», М. — Л. 1931, стр. XLV—LXII.
RTL: https://feb-web.ru/feb/classics/critics/eixenbaum/eih/eih-327-.htm