Комментарий хадиса все дела по намерениям




 

От Умара, амира правоверных, приходит, что он сказал: «Слышал я, как Посланник Аллаха (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал: «Воистину, все деяния- только по намерениям, и каждому человеку– то, что он намеревался. И тот, кто переселился к Аллаху и Его Посланнику, то была его хиджра - к Аллаху и Его Посланнику, а кто переселился к чему то из мирского, или для женитьбы на какой то женщине, то он хиджра его – к тому, к кому он переселился».

Привели Бухари (1), - Муслим (1907).

 

Сказал имам Шафии об этом хадисе: «Этот хадис – одна треть знания, и входит он в 70 разделов фикха» (См. «Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам» 1/9).

 

✔️ 1. Слова «Воистину, все деяния по намерениям» - إنما الأعمال بالنيات – частица إنما указывает на ограничение, и это ограничение описываемого (деяний) только этим описанием (намерением). И здесь утверждение хукма деяния – по намерению. И другими словами, это можно сказать: «Нет деяния, иначе только как с намерением».

 

✔️ 2. «…По намерениям (нияту)» - ният в языке - стремление сердца к совершению чего-либо. В Шариате же: намерение к совершению поклонения, приближающего к Аллаху

 

✔️ 3. «…и тот, кто переселился к Аллаху и Его Посланнику...» - пример и разъяснение на предшествовавшее правило.

 

✔️ 4. «…и тот, кто переселился к Аллаху и Его Посланнику…» - предложение, задающее условие.

 

✔️ 5. «...то была его хиджра - к Аллаху и Его Посланнику» - обуславливаемое, которое не выполнится без выполнения условия. И предполагаемый смысл здесь: «Тот, кто переселился к Аллаху и Его Посланнику с намерением к этому и стремлением к этому – то хиджра его к Аллаху и Его Посланнику, и он вознаграждается и получает аджр (награду) за нее»

 

 

📜 Краткий смысл:

 

Этот великий хадис, и благородное правило из правил Шариата, и это правило позволяет взвесить все деяния, с точки зрения принятия их у Аллаха или отвержения, и со стороны количества вознаграждения – большого или малого.

 

И воистину, рассказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуют, что вращаются деяния вокруг намерений, и если было намерение праведным, а деяние - чистым и искренним ради Лика Всевышнего Аллаха, то оно принимается у Аллаха, а если не было таким, то оно отвергается, и воистину Всевышний Аллах не нуждается в сотоварищах ни в большом, ни в малом.

 

 

Затем привел Посланник Аллаха пример, разъясняющий это благородное правило, и это хиджра.

 

И тот, кто переселился из страны ширка в страну Таухида, стремясь к награде Аллаха, и из стремления быть ближе к Его Посланнику (салля Ллаху `алейхи уа саллам), и изучать Шариат – то его хиджра – на пути Аллаха, и Аллах вознаградит его за нее.

 

А тот же, кто переселился для обогащения чем то из богатств этого мира, то не будет ему за это переселение вознаграждения, а если же он еще переселился ради чего-то, запретного, то будет ему за такое переселение наказание.

 

И намерение различает поклонение от простых действий, и гусль, например, совершенный с намерением избавиться от большого осквернения – будет поклонением, которое вознаграждает Аллах. А если же гусль (большое омовение) будет совершен просто для того, чтобы помыться, или избавиться от жары, то не будет он поклонением, и не будет за него вознаграждения.

 

 

И ният (намерение) рассматривается в Шариате с двух сторон.

 

⚫️ - Во-первых, как искренность в делах, посвященных Аллаху, и посвящение дел и поклонения только Ему одному, и в этом смысле рассматривают его ученые, пишущие о Таухиде (Единобожии), пути идущих к Аллаху, и похожим на это темам.

 

⚫️ - Во-вторых, для различения одного вида поклонения от другого, и об этом говорят факихи.

 

 

И это хадис, включающий в себя очень много смыслов, и обязательно внимание к нему, изучение его и понимание, и этот краткий обзор не отдаст ему должное.

 

И начал этим хадисом свой «Сахих» Имам Аль Бухари, потому что этот хадис входит во все разделы и вопросы знания.

 

 

📃 Некоторые пользы, которые берутся из хадиса:

 

• 1. Вращаются деяния вокруг намерений, и в зависимости от этого, бывают достоверными, и недостоверными, полными, и недостаточными до полноты, могут является как подчинением, так и ослушанием. И кто желал своим деянием показухи, тот получает только грех, а кто, например, желал своим Джихадом, только того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, тот получит полную награду. А тот, кто хотел своим Джихадом этого, и трофеев наряду с возвышением Таухида, тот уменьшил свою награду, а кто желал только трофеев, то не будет такой в грехе, но и не будет для него аджра муджахида. И хадис приходит здесь (в начале книги «Умдатуль Ахкам»), чтобы разъяснить сперва, что все деяния – будь они ослушанием или праведным делом – различаются по степени различия намерений.

 

• 2. Намерение – фундаментальное условие для всех дел, однако нужно опасаться чрезмерности в «вызывании» этого намерения, которое портит поклоняющемуся его поклонение. И достаточно всего лишь отдельного стремления к совершению деяния для того, чтобы – это, было намерением, без того, чтобы как то, специально вызывать его, и «измерять», на том оно уровне или нет.

 

• 3. Обязательность внимания к деяниям сердца, и контролю за ними.

 

• 4. То, что место для намерения – это сердце, и нет нужды произносить его, и это – нововведение.

 

• 5. Обязательность предостережения от показухи, и совершения дел ради репутации и т.д., и совершения дел поклонения ради этого мира, поскольку эти вещи делают недействительным поклонение.

 

• 6. То, что хиджра из страны ширка в страну Ислама – из благороднейших видов поклонения, если делается она ради Лика Аллаха

 

 

☑️ Польза:

Упомянул Ибн Роджаб Аль Ханбали, что деяния не ради Аллаха делятся на виды.

 

Иногда, это будет ясная показуха, и ничего не намеревается этим делом, кроме как показухи перед творениями, для достижения целей дунья (этого мира), и не должно такое исходить от му’мина!

 

И нет сомнений в том, что, это уничтожает деяние, и то, что сделавший подобное заслуживает гнева Аллаха и Его наказания.

 

• И иногда это бывает деяние ради Аллаха, однако в намерение проникает показуха, и если эта показуха заходит на основу деяния, то пришли достоверные тексты, указывающие, что это уничтожает деяние.

 

• А если же основа деяния была ради Аллаха, а затем закралась в нее показуха, но оттолкнул ее человек в своей душе, то это не вредит ему, без разногласий ученых в этом.

 

• И разногласят ученые-саляфы в том, что если закралась сильная показуха, но затем он ее оттолкнул, то уничтожает ли это деяние, или не вредит ему и ният остается на своей основе – ради Аллаха.

 

 

⚪️ Сказал имам Ахмад: «Основа Ислама держится на трех хадисах:

 

- хадис переданный Умаром «Все деяния – по намерениям…»,

 

-хадис, переданный Аишей: «Кто сделал деяние, на которое нет нашего приказа, то оно отвергнуто»,

 

- и хадис Ну’мана Ибн Башира: «Поистине, дозволенное ясно и запретное ясно, а между ними - сомнительное, о котором многие люди не имеют знания. Посему тот, кто избегает сомнительного, ограждает от опасности свою религию и свою честь, а кто впадает в сомнительное, тот находится на грани попадания в запретное».

 

См. «Джамиу улюм уаль хикам», 1/9.

 

Использованная литература:

"Тайсир аль алям Шарх умдатуль ахкам" шейха АбдуЛлаха Бассама; "Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам" Ибн Роджаба Аль Ханбали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: