Лекция 2 выполнила студентка 2-ого курса АИ Ширшова Анна.




1. Какие информационные революции вам известны?

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово - доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния.

Четвертая информационная революция (70- е гг. XXв.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

2. Что такое информационное общество?

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

3. С чем связана теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера?

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в. Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций: компьютерной и телекоммуникационной. Телекоммуникационная революция начинается с середины 70- х годов и сливается с компьютерной.

4. Назовите этапы развития компьютерной революции.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду).

Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

5. Дайте понятие информационного ресурса.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительной информацией.

6. Какие этапы развития технических средств и информационных ресурсов вы знаете?

Первый этап начинается с создания первой электронно - вычислительной машины (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось сравнительно небольшое число людей главным образом в научной и производственной областях.

Второй этап начинается в середине 70- х годов и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета персональный компьютер, который помещается на письменном столе, стал своеобразным окном в огромный мир информации. Появились такие новые понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно- ориентированного общества».

7. Что понимается под «компьютерной грамотностью» на каждом из этих этапов?

Компьютерная грамотность — это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение использовать Интернет и его ресурсы. Один из

8. Перечислите изобретения ручного и механического этапов развития вычислительной техники.

Ручной этап

В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации

Механический этап

в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути.: - 1623 г. — немецкий ученый В. Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами.

- 1642г. - Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины.

- 1673г. - немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции. Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века.

- Английский математик Чарльз Бэббидж (1792—1871) выдвинул идею создания программно - управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати.

Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: склад - память; мельница - арифметическое устройство; устройство управления; устройства ввода/вывода.

Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс. Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.

9. Чем характеризуются электромеханический и электронный этапы развития вычислительной техники?

Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет - от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ “ENIAC”.

- 1887 г. - создание Г. Холлеритом в США первого счетноаналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений - обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM.

- Начало - 30- е годы XX века - разработка счетноаналитических комплексов, на базе которых создаются вычислительные центры. В это же время развиваются аналоговые машины.

- 1930г. - В. Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях.

- 1937г. - Дж. Атанасов, К. Берри создают электронную машину ABC. 1944г. - Г. Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.

- 1957г. - последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965г.

Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945г. электронной вычислительной машины ENIAC. В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д.

10. Дайте характеристику каждому из четырех поколений ЭВМ.

Поколения ЭВМ Характеристики
I II III IV
Годы применения 1946—1958 1959—1963 1964—1976 1977—...
Элементарная база Эл. лампа, реле Транзистор, параметрон ИС, БИС СБИС
Kоличество ЭВМ в мире (шт.) Десятки Тысячи Десятки тысяч Более 107
Быстродействие (операций в секунду) До 105 До 106 До 107 Более 107
Объем оперативной памяти До 64 Kб До 512 Kб До 16 Мб Более 16Мб
Характерные типы ЭВМ поколения Малые, средние, большие, специальные Большие, средние, мини - и микроЭВМ СуперЭВМ, ПК, специальные, общие, сети ЭВМ
Типичные модели поколения EDSAC, ENIAC, UNIVAC, БЭСМ RCA-501, IBM 7090, БЭСМ-6 IBM/360, PDP, VAX, ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ IBM/360, SX2, IBM PC/XT/AT, PS/2, Cray
Носитель информации Перфокарта, перфолента Магнитная лента Диск Гибкий, жесткий, лазерный диск, др.
Характерное программное обеспечение Kоды, автокоды, ассемблеры Языки программирования, АСУ, АСУТП ППП, СУБД, САПР, ЯПВУ БЗ, ЭС, системы параллельного программирования, др.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: