Особенности культурного процесса в современной России




Раздел II

Россия и мир в конце XX – начале XXI вв.

Россия в мировых интеграционных процессах

Лекция № 12. Развитие культуры в России.

План:

1. Введение.

2. Особенности культурного процесса в современной России.

3. Образование и наука.

4. Литература.

5. Архитектура.

 

 

Введение

 

Современная русская культура требует глубокого и многостороннего рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического «соседства», современная культура тесно увязана с накопленным культурным опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение, как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в целом, к общим тенденциям культурного развития современности.

Можно заметить также, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение еще и потому, что культура выступает мощным фактором социального развития. «Пронизывая» все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа, культура играет все большую роль в решении программных целей социального движения, к которому относятся и формирование и укрепление гражданского общества, и раскрытие творческих способностей человека, и построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д.

Радикальным образом вопросы развития культуры ставятся в наше время именно потому, что эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание современной культуры России как части мировой культуры.

Современный мир произвел значительные изменения человеческого сознания – человеческий взгляд обращен к пределам жизни, не ограничивающейся в сознании датами рождения и смерти. Становится тенденцией осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, которое видится прежде всего процессом расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Таким образом, значительные, прежде всего социальные изменения еще более утверждают важность, с одной стороны, вопросов самобытности культуры, с другой стороны – вопросов межкультурного взаимодействия.

 

Особенности культурного процесса в современной России

 

В начале 90-х гг. ХХ века в России сложилась новая ситуация в области культуры, обусловленная проведением либерально-радикальных реформ. На смену единому мировоззрению, монопольному господству советской идеологии пришел реальный плюрализм политический, идеологический, медологический, стилистический, воспринятый обществом как что-то хаотическое, «распад» культуры.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х гг. острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы, разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е гг. были приняты Законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993–1996 гг., на 1997–1999 гг., на 2001–2005 гг.). Однако острейшим вопросом оставалось выполнение государством обширного перечня взятых на себя обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания — активизация внутренних сил культуры, усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, предполагающий решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, принцип самоорганизации культурной жизни. В-третьих, принцип обеспечения многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, который предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.

Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений.

Например, если мы будем говорить о 1990-х гг., то либерально-радикальные реформы повлияли на сознание людей, вызвали культурный надлом. После раскола СССР наблюдается рост национализма, возникает культурный «сепаратизм», то есть целенаправленное отделение от инокультурных явлений, игнорирование «чужой» информации и культурных контактов. Ситуация осложнилась возросшими масштабами миграции людей в современную Россию и вызвала немало конфликтов в ходе адаптации мигрантов к культурно-национальным особенностям коренного населения.

Быстрый переход от единого целостного мировоззрения к культурному плюрализму породил состояние духовной неопределенности, дезориентации. Включение российской культуры ХХ в. в рыночные отношения, ослабление государственной поддержки и ориентации людей на собственную инициативу, стремление идти неизведанным и рискованным путем творческого поиска - все это сделало культурную жизнь страны сложным и противоречивым явлением.

В современной России на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Еще в 1992—1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х гг., когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994 г., а в 1996 г. — на 43% по сравнению с 1995 г. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1996 г. средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 г. — только 40%. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999 г., по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура была профинансирована на 100%, а федеральные программы — на 90%. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83%, а в 2000 г. — 0,55% от бюджета. Установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживались, но и уменьшались. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

Особенно тяжёлая ситуация сложилась в небольших городах и селах, где очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, дома и дворцы культуры, студии детского и юношеского творчества и т.д.) закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство сохранившихся культурных заведений вынуждены заниматься коммерцией, вместо того, чтобы нести людям высокое светлое искусство, дарить радость творчества. Коммерционализация, активное наступление массовой культуры, как показывает опыт многих стран мира, а теперь и нашей, значительно снижает ее уровень, а вместе с тем и культурный уровень народа.

Некоторые наиболее мощные центры распространения культуры и больше всего масс-медиа в условиях рынка превратились в трансляторы низкопробных образцов западной массовой культуры. На людей обрушивается лавина кинобоевиков, рекламно-пропагандистских телепередач, сериалов из США, Латинской Америки. Подобная «вестернизация» несет в себе весьма опасные для будущего нации последствия, разрушая силу национальных чувств, насаждая культ грубой силы, презрения к слабым, обращение к примитивным инстинктам. Все это мешает правильно ориентироваться не только в разнонаправленных культурных явлениях, но и в сложных радикальных переменах во всех сферах жизни. Более того, процесс разрушения культурного наследия нашей страны идет интенсивнее, чем в странах, где массовая культура уже давно стала свершившимся фактом.

Вместе с тем, во второй половине 90-х гг. – начале XXI в. в области культуры и искусства наметились позитивные тенденции.

Динамично развивается театр: наряду с государственными появились частные театры, большое распространение получили антрепризы, театры-студии. На российской сцене начали осваиваться новые театральные жанры.

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на развитие российского кинематографа. Отсутствие государственной поддержки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1991 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело к тому, что в 1990-е гг. на российском кинорынке доминировали американские ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры столкнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммерциализация этого вида искусства оказала влияние, прежде всего, на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» особенности 1990-х гг. нашли на экране достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» остается открытым.

Следует отметить, что несмотря на все трудности отечественный кинематограф добился в эти годы некоторых успехов. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова «Кавказский пленник».

Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999). Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90-х гг. ежегодными. Появилось большое количество частных киностудий, молодых режиссеров (А. Балабанов, Д. Евстигнеев, трагически погибший С. Бодров и др.). Одной из авторитетных наград в отечественном кинематографе стала премия «Ника».

Современное изобразительное искусство и скульптура представлены широким спектром художественных направлений. Современные художники получили возможность выставляться в многочисленных художественных галереях, активизировались их контакты с западными коллегами. Российское зодчество, освоив прежде малодоступные тенденции мировой архитектуры, постепенно выходит из кризиса, вызванного господством «архитектуры чиновников» последней четверти XX в.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны, 1990-е гг. стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом самой широкой аудитории.

Широкое развитие получила культура массовых зрелищ и праздников, в том числе и спортивных. Идет процесс восстановления, в основном на коммерческой основе, инфраструктуры массового спорта. Сформировалась система профессиональных спортивных клубов в игровых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей). Широко применяется практика выступления российских спортсменов за спортивные клубы других стран.

В последнее время государство стало уделять больше внимания поддержанию в рабочем состоянии сети научных, образовательных учреждений, библиотек, музеев, памятников истории и культуры. Реставрирован Большой Кремлевский Дворец, воссоздан и действует Храм Христа Спасителя, восстановлен Храм Спаса на Крови, отремонтирована Третьяковская Художественная Галерея, ремонтируется Большой театр, государственная публичная библиотека и др.

Положительным фактом является восстановление в своих законных правах религиозной культуры всех народов нашей страны. Особенно интенсивно его повышение происходило в 1988—1992 гг. С середины 1990-х гг. тенденция роста уровня религиозности потеряла былые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфессиям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 — люди неверующие, 49 — считают себя православными, 8 — последователями ислама, 2 — последователи других конфессий, 12 — верят «по-своему» и не считают себя последователями какой-либо конфессии. Однако уровень реальной религиозности оценивается по-разному. В то же время церковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабилизирующее воздействие на общество.

В современных условиях фактором культурного развития общества становится использование новейших информационных технологий, включая «Internet». Информатизация в сфере образования и воспитания делает лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений и интенсивно наращивает духовно-культурный потенциал. Информатизация отечественных культурных сокровищ (музейная, библиотечная) знакомит с ними мировое сообщество, не только сохраняя российскую культуру, но и обеспечивая ей выход за рамки своего культурного пространства. Представления о мировой культуре расширяются благодаря контактам с разными странами.

Усиливается еще одна положительная тенденция в культурной жизни современной России - оживление региональных культур, возрождение краеведения. Не угасает, а развивается самодеятельное непрофессиональное художественное творчество в городах и селах, клубно-культурные массовые формы досуга, восстанавливаются забытые художественные промыслы. Профессиональные артисты разных жанров работают в «народном стиле». Все это способствует восстановлению социально-культурной полноты и многоцветия духовной жизни.

Следует отметить, что в современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.

По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

Образование и наука

 

Скудость финансирования (в 2000 г. — 40 % от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят — в 1995 г. их оказалось 1,5 млн.человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Подготовку по этим и некоторым другим специальностям вели прежние и новые негосударственные, преимущественно коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. увеличилось с 78 до 349. Однако в целом в 1992–1995 гг. общее количество студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн. в год (1991 г. — 2,8). К 2000 году численность студентов уже превысила 4 млн.

В Законе 1992 г. проводились идеи деидеологизации и вариативности образования. Утверждение этих принципов шло противоречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосударственного стандарта. Появились сотни новых учебников и учебных пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.

К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель — осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней.

1990-е гг. были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере сократилась более чем в 2,5 раза — с 2,1 млн человек в 1990 г. до менее 800 тыс. в 2000 г. До критического уровня снизился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук — более 60 лет, кандидатов приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов) были вынуждены покинуть Россию и работать в других странах. Сократилось обновление материально-технической базы науки, ее информационное обеспечение.

Упадок науки сказывался на всех отраслях. Сократилось число освоенных производством образцов новой техники. В 2000 г. лишь 5% предприятий применяли новые достижения, в то время как в Европе этот показатель составляет 80-87%.Сырьевой сектор, сохраняющий стабильный уровень производства, в основном ориентировался на закупку импортной техники и технологий. А горнодобывающая и металлургическая отрасли, железнодорожный транспорт и авиация продолжали использовать изношенную и морально устаревшую технику.

С падением престижа науки снижался уровень образованности и культуры общества. Спрос на результаты научных исследований стремительно уменьшался. В стране широко и беспрепятственно стали распространяться и пропагандироваться псевдонаука, статьи и книги откровенно антинаучного содержания. Яркий пример—книги «реформаторов» исторической науки А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского. Тревожная ситуация заставила многих заговорить о необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена «Концепция совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях радикальной экономической реформы», в 1992 г. — «Основные положения концепции развития науки и техники Российской Федерации», в 1996 г. — «Доктрина развития российской науки», в 1998 г.

— «Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000гг.».

В инновационно-промышленном комплексе (ИПК), расположенном в Зеленограде, был опробован и реализован новый для России принцип взаимодействия научных, образовательных, инновационных и промышленных предприятий, позволяющий обеспечить единую цепочку от идеи до промышленного товара, имеющего спрос. Однако зеленоградский ИПК, как и российский лидер по производству микроэлектронной продукции ОАО «Ангстрем», пока редкое положительное исключение среди наукоградов.

В рамках государственной научно-технической политики больше внимания стало уделяться продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продуктов их деятельности за рубежом. Коммерческое применение российских научно-технических достижений позволило получать валюту, не расходуя собственные природные ресурсы. Стали практиковаться ведомственные конкурсы, тендеры. Деньги в науку начали вкладывать приватизированные предприятия, отдельные бизнесмены—выходцы из научной среды, которые использовали накопленные средства на реализацию своих разработок. Некоторые финансово-промышленные группы выделяли гранты студентам, дополнительные денежные средства преподавателям, оснащали кафедры.

Серьезную финансовую поддержку российской науке стали оказывать зарубежные фонды и международные программы. Первопроходцем явился Международный научный фонд, созданный американским финансистом Дж. Соросом. В 1992 г. в Москве были открыты представительства фонда Мак-Артуров, программы Фул-брайт. В1996-1997гг, зарубежные фонды перешли от программ, связанных с поддержкой собственно исследований, к программам развития научной инфраструктуры — телекоммуникационных проектов, поддержки журналов и библиотек, к конкурсам на разработку учебников. В финансировании самих исследований усилилась селективная поддержка отдельных направлений, категорий научных работников и преподавателей. Затянувшийся благотворительный процесс поставил российских ученых в унизительное положение «вечных нищих». На Западе появились резкие критические статьи, и рассчитывать на бесконечное финансирование со стороны зарубежных фондов становилось аморальным. В последующие годы сотрудничество по проектам зарубежных фондов стало более равноправным, поскольку российская сторона стала участвовать в финансировании совместных исследований.

Появились различные формы поддержки научной молодежи: гранты президента РФ, финансирование молодых ученых в рамках поддержки ведущих мировых школ, отсрочка от призыва в армию, работа со школьниками и студентами в рамках проектов «Шаг в будущее», ежегодный конкурс на лучшую научную работу студентов, работа с молодежью в рамках федеральной программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2001-2005 гг.». Российские организации стали работать по прямым договорам и контрактам, участвовать в международных программах. Из-за возрастающей популярности сетевых технологий в России стал расти спрос на ИТ-специалистов (программистов, инженеров, консультантов, менеджеров).

Пример перспективной для России формы участия в исследованиях и разработках мирового уровня, которая к тому же позволяет избежать очередной мощной волны эмиграции самых талантливых и одаренных россиян, — офшорное (контрактное) программирование, или выполнение заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний программистами по месту их проживания. Первые заказы с Запада на разработку программных продуктов появились уже в 1992-1993гг. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирском Академгородке, Самаре, Казани и Нижнем Новгороде стали возникать фирмы, ориентированные преимущественно на Запад — американский, японский, немецкий или швейцарский рынок. Среди популярных отечественных программных продуктов: бухгалтерские системы 1С, редактор Lexicon, игры Lines и Tetris, программа распознавания текста FineReader, антивирусный пакет AVP Касперского, архиватор RAR Евгения Рошаля, файловые менеджеры DOS Navigator С. Тануркова и FAR того же Е. Рошаля, отечественные электронные словари«Мульти-Лекс»и Promt, пакет для организации дистанционного обучения «eLearning» петербургской компании «Гипер Метод» и др.

Несмотря на трудности развития фундаментальных наук, российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 г. Нобелевская премия была вручена физику Ж. И. Алферову. В 2002 г. российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Эта премия, приравниваемая к Нобелевской, вручается каждые четыре года в рамках Международного конгресса математиков. В том же году российский физик В. Е. Фортов за выдающиеся исследования в области физики и химии плазмы был награжден одной из самых престижных научных наград — премией имени Макса Планка. Два российских ученых-физика — А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург — стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 г.

 

Литература

 

Российская литература в 1990-2000-е гг. обогатилась новыми произведениями В. П. Аксенова («Желток яйца»), В. П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г. Я. Бакланова («Свой человек»), Б. Л. Васильева («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю. М. Нагибина («Бунташный остров»), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование «Красное колесо»). Однако наряду с изданием и переизданием произведений классической литературы и эмигрировавших писателей и поэтов значительный сегмент на рынке принадлежит современным авторам.

Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Н. Доценко («Бешеный»), Ф. Е. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Б. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской), «примадонна иронического детектива» Д. А. Донцова. С конца 1990-хгг. большим спросом стало пользоваться творчество мастера интеллектуального детектива Б. Акунина («Алтын-толобас»).

На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е гг., пришла фантастика в стиле «фэнтези», родоначальником которой в мировой литературе принято считать английского писателя Дж. Толкиена. Русское «фэнтези» представлено произведениями М. В. Семеновой («Волкодав»), Н. Д. Перумова («Алмазный меч, деревянный меч») и др. Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм (В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Амон Ра» и др.).Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. А. Проханова («Господин Гексаген»), Э. В. Лимонова («Книга воды», «Убийство часового») и др. Скандальную известность приобрел писатель В. Сорокин своим последним нашумевшим романом «Голубое сало». «Военной тематикой» в литературе считается не только тематика Великой Отечественной войны, но и войн в Афганистане и Чечне, произведения, им посвященные, вызвали у российского читателя больший интерес.

Диверсификация читательского спроса и изменение художественных вкусов выразились, в частности в том, что в «возвращенной» литературе (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей из-зацензурных препон) современного читателя больше интересовали уже негражданственно-публицистическиероманы об эпохе сталинизма, как это было в годы перестройки, а постмодернистские по духу произведения: «Москва — Петушки» В. В. Ерофеева (1969), «Пушкинский дом» А. Г. Битова (1971). Широко печатавшаяся с конца 80-х гг. проза А. И. Солженицына уже не находила массового читателя.

Резко упали тиражи литературных журналов. Существенно изменилась роль литературной критики. Критика старой школы, близкая к литературоведению и ориентированная на глубокий анализ текста, совмещенный с оценкой его социальной и политической значимости, отодвинулась на второй план, уступив место утилитарной функциональной критике, помогающей читателю сделать выбор: что модно, а что нет. На первое место вышли газетные и журнальные рецензии, не претендующие на тонкое проникновение в сущность произведения. Критика, таким образом, превратилась в один из инструментов маркетинга, способ продвижения книги на рынке. Новое явление представляла собой интернетовская критика («Русский Журнал»), появившаяся в конце 90-х гг.

Рост инфляции, падение жизненного уровня людей, особенно работников гуманитарной сферы, засилье «массовой» культуры не могли не сказаться на издательском деле и прежде всего на выпуске серьезной литературы: политической, философской, экономической, исторической и т. п. Лишь отдельные издательства, такие, как «Республика», «Владимир Даль», «Алетейя», издательства Санкт-Петербургского и Томского госуниверситетов, «РОССПЭН», «Евразия» и др., в трудных рыночных условиях продолжали специализироваться на выпуске интеллектуальной литературы.

 

Архитектура

 

Современная российская архитектура переживает время перелома. Определить какое-то конкретное направление, стиль, доминирующие в современной архитектуре России, сегодня невозможно. Отрабатываются отдельные приемы, идут поиски стиля. Это напоминает период эклектики середины XIX — начала XX в., когда ослабел диктат классики. В советские времена над архитекторами довлел диктат типового планирования. Теперь, когда его нет, появилась возможность искать, фантазировать, творить.

Возникли первые архитектурные школы — то, чего в России не наблюдалось достаточно долго. И первой такой школой стала яркая и самобытная нижегородская школа А. Харитонова, снискавшая славу своему городу — Нижний Новгород признан лидером со- I временного градостроительства России. Для России это было что-тофеноменальное, когда в провинции возникла архитектура европейского уровня.

Ретроотдушиной для архитекторов служит Всероссийский фестиваль «Зодчество», его ежегодное проведение (с начала 90-х гг.) превратилось в традицию. Позднее начал проводиться престижный московский фестиваль «Золотое Сечение». Эти фестивали позволяют поднять общий уровень архитектурного творчества, будят в обществе интерес к архитектуре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: