Для выбора успешной тактики надо овладеть техническими приемами и знаниями.




 

Уже на первых соревнованиях вы поймете и оцените одну из самых сложных и прелестных проблем в ориентировании — выбор пути между контрольными пунктами. Ведь дистанция планируется так, чтобы от одного КП к другому было несколько вариантов пути (рис. 45), в результате чего спортсменам приходится серьезно потрудиться, оценивая достоинство различных маршрутов. В противном случае состязания превратились бы в обычный кросс по дорогам и просекам, при котором карту и компас лучше всего держать в кармане, чтобы они не мешали ни рукам, ни голове. Существует целая наука, называемая планированием дистанции: овладев ею, судьи могут всегда рассчитывать на признание ориен-тировщиков. Правильно спланированная дистанция на всем своем протяжении ставит перед спортсменами увлекательные задачи и подвергает их грамотность основательному испытанию.

Поскольку главная цель соревнования — показать наименьшее время на дистанции, выбор пути ставит задачу определить наиболее рациональный маршрут, требующий минимальной затраты времени. При этом оказывается, что самый короткий путь не всегда наилучший. Представьте себе такое движение по азимуту, когда вам пришлось бы напрямик преодолевать горы, болота и труднопроходимые участки леса. Наверное, вы подумаете, что лучше было бы обойти эти препятствия. В другом случае вы будете ломать себе голову: идти напрямик через захламленный лес или воспользоваться дорогой, которая хотя и в стороне от вас, но выводит почти к самому контрольному пункту. В третьем... Впрочем, довольно примеров. Главное, что вы поняли, как и почему возникает проблема выбора пути.

Решая подобную задачу, вы должны учитывать не только длину пути и скорость движения, но той же цели и надежность выбранного варианта, при котором возможность сбиться с пути минимальна. Поэтому на первых порах вам лучше выбирать маршрут по дорогам, просекам, тропам, открытым и полуоткрытым участкам местности. Не стоит пренебрегать и азимутными отрезками незначительной протяженности. Набравшись опыта в первых стартах, вы будете все увереннее входить в незнакомый лес, читать рельеф и пробегать большие отрезки с помощью компаса.

Рис. 45. Разные маршруты к однойи той же цели

Дистанции соревнований различаются не только по длине. Для начинающих ориентировщиков они планируются гораздо более простыми, что отнюдь не снижает к ним интереса. При этом контрольные пункты ставят на достаточно крупные, ярко выраженные ориентиры, а видимость знака КП (призмы) увеличивают. В тех случаях, когда привязка КП имеет незначительные размеры или сложно читается, недалеко от пункта вы можете найти характерный площадной или линейный ориентир, от которого нетрудно выйти в искомую точку.

Рассмотрим несколько примеров выбора пути.

По азимуту

На контрольный пункт (рис. 46) лучше всего выйти по азимуту. Горка, где находится КП, довольно пологая и почти не заметна в лесу (на что указывает большое расстояние между горизонталями). Поэтому требуется очень тщательно выдерживать направление и измерять пройденное расстояние. Если вы пройдете мимо пункта, вас «остановит» просека или овраг (тормозные ориентиры). Здесь вы поймете свою ошибку, найдете пересечение просеки с оврагом и отсюда возьмете новый азимут на КП.

На рис. 47 «тормоз» находится перед КП и необходимость в подсчете расстояния отпадает. Лучше все внимание обратить на точность направления движения. Выйдя на ручей и измерив по карте расстояние до поляны, продолжите свой путь, считая шаги.

Найдя полянку и не обнаружив на ней КП, нужно обследовать соседние полянки.

В примере, изображенном на рис. 48, вам придется идти «по горизонтали» — не теряя и не набирая высоты, что довольно сложно, так как при движении поперек склона вас все время будет «тянуть» вниз. Чтобы этого не произошло, чаще глядите на компас, а встречающиеся на пути препятствия обходите поочередно справа и слева. Во время движения не только считайте шаги, но и старайтесь высмотреть обрыв выше по склону. Если вы достигли промоины, а обрыв не просматривается, несмотря на хорошую видимость, значит, есть другая промоина, где и находится КП. И помните, что контрольный пункт, если он не стоит под обрывом или за камнем, как правило, легче обнаружить сверху.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: