ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И СБОРЩИКЕ ПОДАТЕЙ (Лк 18:9-14).




9 А тем, кто был уверен в собственной правед­ности и презирал всех остальных, Иисус рас­сказал такую притчу:

10 - Два человека пришли в Храм помолиться. Один был фарисей, а другой - сборщик податей.

11 Фарисей стоял и так про себя молился: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди - корыстные, бесчестные, развратные или вот как этот сборщик податей.

12 Я дважды в неделю пощусь, плачу десятину со всего, что приобретаю».

13 А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил:

14 «Боже, я грешен, но сжалься надо мной!» Го­ворю вам: это он, а не тот фарисей ушел до­мой оправданным.

Потому что всякий, кто возвышает себя, бу­дет унижен, а кто принижает себя, возвысится.

[12 Быт 14.20; Мф 23.23; Лк 11.42 13 Лк 23.48; Пс 51.1 (50.3) 14 Мф 23.12; Лк 14.11].

 

Эта притча продолжает тему великого милосердия Божь­ей к отверженным, которая была главной в собрании притч (Лк.15).

Ст. 9 - Хотя Иисус не упоминает здесь фарисеев, но прит­ча, несомненно, обращена к ним, потому что в ней изобра­жен их верный портрет. Известно, что они презрительно называли всех тех, кто не мог или не хотел исполнять пра­вила ритуальной чистоты так же строго, как это делали они, «ам-хаарец» (евр. «народ земли»), считая, что все эти люди прокляты Богом. Ср. Ин 7.49.

Ст. 10 - Мужчины, желав­шие совершить молитву в Храме, находились в так называе­мом Дворе народа Израиля. Обычно молитву приурочивали к жертвоприношению в Храме, так что фарисей и сборщик по­датей были там в 9 часов утра или в 3 часа пополудни.

Ст. 11 - Стоял и так про себя молился - дословно: «сто­явший к самому себе, молился». Если греческое словосоче­тание «ирос хеавтон» связано со словом «стоял», то перед нами арамеизм, и этим подчеркивается гордая поза фарисея: он стоял так, чтобы все его видели, или стоял отдельно, не желая соприкасаться с другими. Но возможно понимание: «стоял и так молился о себе». В рукописях много разночте­ний, поэтому более старые переводы понимали это так: «сто­ял и вот о чем молился про себя». Это маловероятно, пото­му что обычно молились вслух (ср. 1 Цар 1.13).

В строгом смысле слова фарисей ничего не просил, это была благодарственная молитва, считавшаяся высшей из молитв. Он благодарил Бога за то, что Тот сделал его не та­ким, как грешники, и перечислял свои заслуги: он не граби­тель, не обманщик, не развратник. В качестве примера греш­ника он приводит презренного сборщика податей, который, будучи нечистым, дерзает возносить молитвы к Богу. Фа­рисей ни о чем не просил, потому что был уверен, что жизнь грядущего Века ему гарантирована его благочестием, то есть исполнением заповедей Закона. Его молитва, вероятно, взята из жизни, ведь в Талмуде приводятся очень похожие тексты, относящиеся к IV и V вв. Вот пример такой молитвы: «Бла­годарю тебя, Господь мой Бог, что Ты дал мне удел с теми, кто сидит на месте обучения, а не с теми, кто сидит на пере­крестках; ведь я встаю рано, чтобы работать, и они встают рано, чтобы работать. Я встаю рано ради слов Торы, а они встают рано, чтобы заниматься суетой. Я устаю, и они уста­ют; я устаю и получаю за это награду, в то время как они ус­тают без пользы. Я бегу, и они бегут; я бегу к жизни гряду­щего Века, а они - в преисподнюю».

Ст. 12 - По Закону обязательным был пост один раз в году, в так называемый День Искупления (евр. Йом-Киппур). Были и еще несколько общенациональных дней траура, сопровож­даемых постом. Но фарисей постился дважды в неделю (по понедельникам и четвергам)[1], это был добровольный замес­тительный пост, вероятно, за грехи народа. Пост состоял в полном отказе от пищи и воды в течение всего дня. Фарисей также платит десятину со всего, что приобретает, хотя за зер­но, молодое вино и масло десятина уже должна была быть уплачена продавцом, а пряные травы ею не облагались (ср. Мф 23:23). Но он так щепетилен, что предпочитает выплачивать десятину дважды, не полагаясь на честность продавцов (хотя в этом случае он не был бы виноват).

Ст. 13 - Сборщик податей ведет себя по-другому: он сто­ит в отдалении, чтобы не бросаться людям в глаза. Но он чувствует себя удаленным и от Бога. Чтобы совершить истинное раскаяние, ему придется лишиться единственного источника доходов и вернуть в четырехкратном размере все, что он взял лишнего. Может ли он помнить всех обманутых им за всю жизнь? Поэтому он нс надеется на спасение. У сборщика податей другая молитвенная поза. В то время как люди тогда обычно молились, подняв глаза к небесам и воз­дев руки, его глаза опушены, потому что он не смеет их под­нять к Богу. Он бьет себя в грудь, вероятно, в область серд­ца, потому что оно - седалище грехов. Он даже не смеет просить Бога о прощении, сознавая себя грешником, кото­рому заказано спасение из-за множества грехов. Он просит Бога не о справедливости, а о милосердии.

Ст. 14 - Конец притчи парадоксален: фарисей, благочес­тивый и праведный человек, серьезно относившийся к сво­им религиозным обязанностям, не обрел милости в глазах Бога, не был Им оправдан, а грешный и всеми презираемый сборщик податей получил у Бога оправдание! Оправдание - это слово широко использовалось апостолом Павлом и прак­тически является синонимом спасения. Бог принимал грешника и на Своем Суде произносил над ним оправдательный приговор, прощая его без всяких условий, лишь за веру. Это он, а не тот фарисей ушел домой оправданным - эти слова можно понять по-другому: «он ушел домой более оправдан­ным, чем фарисей». Но перед нами семитизм, и сравнитель­ная степень часто означает исключение, а не сравнение. Ср. Рим 1.25. Бог услышал молитву сборщика податей, призна­ющего свои греховность и недостоинство и отверг молитву праведного фарисея за его самоуверенность и презрение к другим людям.

Несомненно, слушатели Иисуса были в шоке. Мир пе­ревернулся! Как жить дальше?! Ведь это у нас теперь сло­во «фарисей» вызывает отрицательные чувства, а сборщик податей - положительные, потому что мы отождествляем себя с ним, как и с непутевым сыном в притче. Но у слуша­телей Иисуса были другие предпосылки: они отождествля­ли себя с фарисеем и относились к сборщику податей с та­ким же презрением, как и тот. Иисус не объясняет, почему Бог ведет Себя, казалось бы, так несправедливо. Ответ в са­мой притче: сборщик податей молится начальными слова ми Пс 51 (50), а в этом псалме дальше есть такие слова: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: