АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ




Выполнил: Шерниязов Амир Сагинбаевич

студент 5 курса физико-математического факультета ОГПУ

г.Оренбург, Россия

На сегодняшний день в учебном плане «Информатика и ИКТ» на раздел «Моделирование и формализация» выделяют в среднем 8 часов. Глава «Моделирование» присутствует во всех УМК, которые актуальны в наше время. Тем не менее, методическое изложение данной темы, у каждого автора свое, что позволяет рассмотреть учебно-методическую литературу каждого автора более детально. Это и является Целью нашей работы.

Проанализируем различные подходы к объяснению темы моделирование.

В учебнике Семакина Игоря Геннадьевича. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс» вторая глава, состоящая из четырех параграфов, отведена для изучения информационного моделирования. После каждого параграфа в учебнике присутствует два раздела: коротко о главном, вопросы и задания. Изучение самого моделирования начинается с объяснения понятия натуральной модели на основе примеров взятых из различных областей жизнедеятельности человека. Затем следует рассказ о свойствах моделей и их зависимости от цели моделирования, причем поясняется, что модели одного объекта построенные для различных целей могут существенно отличаться друг от друга. Далее разъясняется, что такое информационное моделирование, формализация и дается определение понятий моделирование и модель.

Анализ данного учебника показал, что линия «формализация и моделирование» изложена достаточно полно, с различными примерами из разных областей жизни человека и общества в целом. Но присутствует недостаток в количестве практических заданий для закрепления данной темы.

В учебнике Николая Дмитриевича Угриновича «Информатика и ИКТ. 9 класс» теме моделирование посвящена пятая глава, состоящая из семи параграфов. После каждого параграфа присутствуют контрольные вопросы, для проверки усвоения пройденной темы, а после некоторых задания для самостоятельного выполнения. Также в учебнике имеется раздел «Компьютерный практикум», где сформулированы практические работы к каждой главе.

Изучение данной темы начинается с объяснения термина система на различных примерах. Этому посвящен первый параграф «Окружающий мир как иерархическая система». Объяснения начинается с оперирования понятиями мега-, макро- и микромир, представление иерархической системы окружающего мира, давая понять, что все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоят из вещества, обладают энергией и взаимодействуют друг с другом. На этой основе ученикам дается определение понятия система. Далее на примере компьютера рассматривается целостность системы и поясняется, что она является необходимым условием существования системы. С помощью примеров из химии изучаются свойства системы и их зависимость от набора составляющих элементов и структуры системы.

В следующих параграфах описываются основные этапы разработки моделей на компьютере, построение и исследование физических моделей на примере построения модели задачи «бросание мячика в площадку» с кратким описанием всех этапов моделирования.

Таким образом, анализ данного учебника показал, что хотя он и раскрывает образовательный минимум линии «моделирование и формализация» и, в отличие от учебника Семакина, имеет больше практически заданий. Данный учебник перегружен знаниями и примерами из других предметов базового курса общеобразовательной школы, что не всегда хорошо, т.к. усложняет восприятие некоторых терминов для учеников со средней и ниже средней успеваемостью.

По теме «Моделирование и формализация» в комплекте изданий автора Босовой Людмилы Леонидовны начало обучения теме моделирование начинается еще в 6 классе и на данный раздел автор выделяет 10 часов. К углубленному изучению темы моделирование приступают в 9 классе. На изучение раздела «Моделирование и формализация» в 9 классе выделено 9 часов. Данная глава является очень содержательной и поэтому 9 часов на изучение этой темы недостаточно, что отражается на качестве знаний у учащихся, также присутствует большой разрыв между теорией и практикой. Достоинством является то, что УМК содержит подробные методические разработки всех уроков со ссылками на ЦОР, рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы, заготовки для практикума, примеры выполнения заданий.

Проанализировав данные учебники, можно сделать вывод о том, что существуют разные подходы изложения содержательной линии «формализация и моделирование» со своими достоинствами и недостатками. При объяснении данной темы на практике можно как строго придерживаться одного из них, так и использовать различные комбинации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: