Народное музыкальное творчество
Музыкальное народное творчество народа концентрирует в себе непреходящие ценности самого народа, опыт поколений в жизненной адаптации по законам времени, нравственности, красоты.
На современном этапе особую значимость приобретают эстетическое воспитание и художественное образование детей средствами привлечения к народной культуре.
Ведущие педагоги еще в трудах классиков обращали внимание на духовное воспитание молодого поколения, на воспитание нравственности и самобытности нации средствами народной художественной культуры, обращая пристальное внимание на обучающие и воспитательные функции мзыкального народного творчества.
А.П. Чехов писал: «В этом процессе «самообучения» есть немало ценного для педагогики»1, - обращая внимание на такие виды устного фольклорного творчества, как пословицы, загадки, песни, сказки, раскрывая сущность обычаев и обрядов, он акцентирует внимание, что именно эти жанры народного искусства влияют на умственное, нравственное и эстетическое воспитание, не говоря уже о трудовом и физическом. Но если добавит мелодию и звучание инструментов, то мы получаем шедевр народного творчества.
Я.А. Коменский предлагал для пансофической школы рассказы на моральные темы, которые немаловажную роль играют в устном народном творчестве, а так же загадки и пословицы, которые имели созидательное значение для подрастающего поколения. Более ярко и зрелищно будут звучать данные жанры под аккомпанемент народнорго музыкального инструмента, или театрализованное действо.Немаловажный акцент делал на изучение обычаев того народа, где воспитывается ребенок, отмечая, что параллельно воспитывается и нравственность.
|
А.С. Макаренко говорил об эстетической роли народных традиций, развлечений в огромном и сложном воспитательном процессе, и тщательном отборе для воспитательных целей. Большое внимание уделял игре и танцу, как ведущим формам приобщения к коллективному отдыху и самовыражению отдельной личности, проявлению талантов.
Всё вместе взятое даёт право говорить о важной роли дисциплины “Русское народное музыкальное творчество” в воспитании будущего проводника народного творчества, это руководителя народного коллектива, являясь составной частью его профессиональной подготовки.
Фольклор – как феномен народной художественной культуры
Приобщаясь к народному музыкальному творчеству, будущие учителя рассматривают сущность и специфику народного музыкального творчества, феномен музыкального фольклора исследуют в целостном контексте художественной культуры общества как ее особый пласт.
В центре внимания оказываются фольклор как феномен художественной культуры, его синкретичная природа, устная форма бытования, историческая периодизация и жанровая система, изучаются также методологические и методические особенности исследования художественны образцов и практических навыков исполнения народных песен. Предназначено для студентов высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования.
Ознакомление и изучение жанровых особенностей музыкального народного творчества
Песенный фольклор
• Трудовые припевки и песни
• Песни земледельческого годового круга
|
• Семейно-бытовые и обрядовые песни
• Хороводные и плясовые
• Круговые хороводы
• Напевы скорых хороводных и плясовых песен
• Эпические песни и сказы
• Исторические песни
• Протяжная лирическая песня
• Частушка
Детский фольклор
• Загадки
• Пословицы и поговорки
• Сказки. Сказки о животных
• Волшебные сказки
• Социально-бытовые сказки
• Потешный фольклор
• Календарный фольклор
• Игровой фольклор
Изучение народных музыкальных инструментов
История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров.
Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).
В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле.
В русских сказках на. звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха.
В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные