Тема: Что такое имя существительное?
Основные задачи:
1. Формировать у учащихся умение понимание того, что слово способно назвать всё в окружающем мире.
2. Развивать любознательность, мышление, устную и письменную речь.
3. Тренировать способности к умению учиться.
Планируемые результаты: учащиеся научаться различать слова – названия предметов; использовать в речи специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прочитайте девиз нашего урока:
С радостью утром
Мы в школу бежим.
Новое в школе
Открыть мы хотим.
II. Актуализация знаний.
- На каком уроке мы присутствуем? (русском языке).
- Что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга?
(Речь, предложение, слово).
Объяснить значение пословиц:
Языкцарствами ворочает.
Доброе слово построит, а злое разрушит.
Минутка чистописания.
Зл сл тв оро яз ит об построит разрушит
Словарная работа.
(На доске записаны слова.)
Апрель, сентябрь, декабрь, февраль, ноябрь, октябрь, январь.
- Прочитайте слова. Что у них общего? (название месяцев)
- Запишите слово «месяц», поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.
- Спишем с доски названия месяцев с орфографическим проговариванием в той последовательности, в которой раставлены репродукции на доске.
- Как вы отличили на картинках каждый месяц? (Ответы детей).
Орфографическая минутка.
Одна девоч…ка ушла (из)дома (в)лес. (В) л…су она заблудилась и стала искать д…рогу д…мой. Л…сная тр…пинка (при)вела её (к) избушке.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Повторение изученных орфограмм.
III. Самоопределение деятельности.
(На доске записаны слова.)
Труд, трудовой, трудиться, ученик, учить, учёный (кот), парад, парадный, юг, южный, станок, станочный.
- Прочитать слова. Что общего в этих слов, как они называются. Найдите среди них имена существительные. Докажите правильность выбора, используя специальные термины. (Лишние слова учитель стирает.)
- Что общего у оставшихся слов?
- Что могут обозначать имена существительные?
- Определите тему урока.
- Чтение темы на доске: «Что такое имя существительное?»
IV. Работа по теме урока.
Учебник «Русский язык» - Упр. 74, стр. 44
(комментированное письмо)
Чтение правила на стр. 45. (Работа по таблице прошлого урока)
- Что такое имя существительное?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы они отвечают?
- Каким членом предложения чаще всего бывает существительное?
Имя существительное часть речи предметы Кто? Что? |
V. Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядите тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного материала.
Упр. 75, стр. 45 (коллективное выполнение с комментированным письмом)
Упр. 76, стр. 45 (самостоятельная работа, фронтальная проверка)
VII. Рефлексия.
- Какие имена существительные вы найдете в стихотворении
Р. Рождественского? (работа над лексическим значением слов).
- Выпишите их (раздать по 1 карточке на стол).
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, лугов, лесов, болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
VIII. Обобщение знаний. Подведение итогов урока.
- Какую часть речи вы научились распознавать?
- Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
Вывод об имени существительном по таблице (рассказ).
- Найдите в пословицах выше изученную часть речи (имена существительные).
- На какой вопрос они отвечают?
IX. Домашнее задание.
Упр. 78, стр. 45, выучить правило.
ФИО студента эксперта: Чаплыгина Т.М
№ позиции | Максимально кол-во баллов | Критерии выполнения | Класс тип урока |
0,5 | Формулировка цели соответствует теме фрагмента урока | - | |
0,5 | Задачи соответствуют этапам урока и решают обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты | + | |
0,5 | Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам | + | |
0,5 | Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам | + | |
0,5 | Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам | + | |
0,5 | Предусмотренные этапы урока и предложенные виды деятельности учащихся отражают последовательность (логику) заявленного типа урока | + | |
0,5 | Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) | + | |
0,5 | Предусмотрено применение интерактивного оборудования | - | |
0,5 | Указаны дидактические средства на каждом этапе урока | - | |
0,5 | Запланированы формы контроля и оценки | + | |
0,5 | Запланированы формы самоконтроля и самооценки | + | |
0,5 | Проектируемая деятельность учителя обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов | + | |
Сумма баллов | 4,5 |