Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования




Познавательное развитие детей дошкольного возраста

План:

1. Содержание понятий «любопытство», «любознательность», «познавательный интерес», «познавательная активность», «познавательная деятельность», «познава­тельное развитие».

2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

3. Познавательное развитие дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.

1. Содержание понятий «любопытство», «любознательность», «познаватель­ный интерес», «познавательная активность», «познавательное развитие», «позна­вательная деятельность»

Любопытство - избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельст­вами. Например, проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная на­правленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение дея­тельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.П. Годовикова). Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно (в этом проявляется недифференцированность любознательности).

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познаватель­ного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредото­ченности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практиче­ской задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость ус­пеха - придают уверенность в своих си пах.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать усло­вия для развития такой деятельности, Например, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ним ка­кие-нибудь модели, помочь развернуть игру» время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддерживать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т. п. Успешная деятельность ребенка является сти­мулом развития познавательных интересов.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетво­рения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почи­тать, рассказать.

Познавательная активность - состояние внутренней готовности к познаватель­ной деятельности, что проявляется в поисковых действиях, потребности получить новые впечатления об окружающем мире (Т. И. Гризик). С развитием ребенка познавательная активность начинает принимать форму познавательной деятельности.

Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, созда­ние новой информации, предполагает осознанное её применение.

Познавательное развитие - сложный, многогранный процесс, включающий в себя овладение системой знаний, умений, развитие познавательных способностей, творческих проявлений, качеств личности (наблюдательность, самостоятельность ак­тивность и др.), ценностного отношения к окружающему миру.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

 

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на со­временном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопро­сами обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером являетсядействующий с 1 января 2013 г. ФГОС дошкольного образования, регламентирующий образовательную деятельность ДОО и позволяющий по-иному рассматривать вопросы познавательного развития детей дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного об­разования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему Программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах дея­тельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, предполагающую: (п.2,6.ФГОС дошкольного образования)

ü развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

ü формирование познавательных действий, становление сознания;

ü развитие воображения и творческой активности;

ü формирование первичных представлений о себе, других людях,, объектах окру­жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, про­странстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечествен­ных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы,, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рас­сматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познава­тельной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознатель­ность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рас­смотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим любопытство. Д ля нее характерно избиратель­ное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно от­крывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник до­вольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью са­мого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у до­школьника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на ярко­сти объекта, не уделяя при этом особого вниманияего сущности.

2. Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста опреде­ляется как любознательность, которая представляет собой ценное состояние лично­сти, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовле­творённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И. Щукина, «любознательность, ста­новясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии лично­сти. Любознательные люди не равнодушны, они всегда находятся в поиске» В качествепримера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто за­даёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья непадают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подоб­ные вопросы,

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников явля­ется познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспери­ментирования, исследования окружающего мира

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста от­носится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познава­тельной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления по­ложительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность.Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, на­правляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ре­бёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ре­бёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоцио­нальное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на вы­яснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту Следует отметить, что ФГОС дошкольного образования ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятель­ности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объ­ектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В качестве рекомендуемых ви дов деятельности, обеспечивающих познава­тельное развитие детей дошкольного возраста, можно выделить:

ü организацию решения познавательных задач:

ü применение экспериментирования в работе ДОО;

ü использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста яв­ляется экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и мате­риалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него, В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (ОБ.Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева). Например, «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солё­ную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.)

По мнению П.Г. Саморуковой, познавательные задачи должны предъявляться де­тям в определённой последовательности: вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей.Примерами познавательных задач могут быть следующие:почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? По­чему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении?

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Вос­питатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их про­тиворечивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспи­татель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов де­тей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информа­ционном пространстве, развитие критического мышления.

Впрактике современных ДОО могут быть использованы исследовательские про­екты, которые требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение варианта решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных.

Дети проводят эксперименты, ставят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования.

В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития предлагаем ряд следующих мероприятий: клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир».

Вывод: на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со сторо­ны педагога к данной проблеме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: