Подобрать и назвать пары картинок.
Шар-шары
Гриб-грибы
Зуб-зубы
Шкаф-шкафы
Мяч-мячи
Петух-петухи
Заяц-зайцы
Мак-маки
Назвать картинки и сказать чем они отличаются.
дом - домик
Мяч – мячик
Нос-носик-носище
Глаз-глаза-глазищи-глазки
Рука-руки-ручищи-ручки
Нога-ноги-ножищи -ножки
Сопоставление сначала 2-х, а потом и 3-х форм одних и тех же глаголов.
Лежи – лежит – лежу
Сиди – сидит – сижу
Пиши – пишет – пишу
Неси – несет – несу
Дыши – дышит – дышу
Пей – пьет – пью
Лей – льет – лью
Лепи – лепит - леплю
Научить преобразовывать формы глаголов, используя сюжетные картинки с конкретным изображением действий. Игровой прием «Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила»
Девочка пьет.
Мама дочке – пей.
Ответ дочки – я пью.
Девочка ест.
Мама дочке – ешь.
Ответ дочки – я ем.
Девочка стоит.
Мама дочке – стой.
Ответ дочки – я стою.
Мальчик идет.
Мама мальчику – иди.
Ответ мальчика – я иду.
Мальчик спит.
Мама мальчику – спи.
Ответ мальчика – я сплю.
Научить детей одни и те же предложения употреблять в утвердительной и отрицательной форме.
Я пойду гулять. – Я не пойду гулять.
Он поедет на машине. – Он не поедет на машине.
Дети пойдут в лес за грибами.- Дети не пойдут в лес за грибами.
Занятие лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить в утвердительной форме, а другой на этот же вопрос – отрицательно.
- ПЕТЯ, ТЫХОЧЕШЬ ПИТЬ?
- ДА, ХОЧУ.
- А ТЫ, ВОВА, ХОЧЕШЬ ПИТЬ?
- НЕТ, НЕ ХОЧУ.
Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица ед.ч. на форму 1-го лица ед.ч. этих же глаголов.
|
Вова идет. – Я иду. Оля ест. – Я ем.
Таня пьет. – Я пью. Таня читает.- Я читаю.
Нина шьет. – Я шью. Толя рисует. – Я рисую.
Катя спит. – Я сплю.
Катя бежит. – Я бегу.
Игра «Угадай и сделай так же ». Один из детей совершает действие без предмета или с предметом. Другой ребенок должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.
Научить детей одни и те же глаголы настоящего времени ед.ч. употреблять в 1-м лице мн.ч.
Я пью.- Мы пьем.
Я иду. – Мы идем.
Я пою. – Мы поем.
Я шью. – Мы шьем.
Я мою руки. – Мы моем руки.
Я гуляю. – Мы гуляем.
Я поливаю цветы. – Мы поливаем цветы.
Я ем. – Мы едим.
Я сплю. – Мы спим.
Я копаю песок. – Мы копаем песок.
Научить детей видоизменять глаголы 3-го лица наст.вр. в инфинитив с помощью вопроса что делать?
Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?)…собирать грибы.
Дети лепят снеговика и нам надо лепить снеговика.
Девочки играют в мяч и нам надо играть в мяч.
Мальчик убирает снег и нам надо убирать снег.
Мальчик копает песок и нам надо копать песок.
Девочка кормит куклу и нам надо кормить куклу.
Сопоставить глаголы ед.ч. в трех лицах: 1,2, и 3-м. Игра с мячом.
Я пью. Ты пьешь. Он пьет.
Я ем. Ты ешь. Он ест.
Я иду. Ты идешь. Он идет.
Я несу. Ты несешь. Он несет.
Я стою. Ты стоишь. Он стоит.
Я сплю. Ты спишь. Он спит.
Я иду гулять. Ты идешь гулять. Он идет гулять.
Я мою руки. Ты моешь руки. Он моет руки.
Я строю дом из кубиков. Ты строишь дом из кубиков. Он строит дом из кубиков.
Двустишия для заучивания.
|
«Би-би-би – гудит машина,-
Не поеду без бензина».
Это миска. В миске
Молоко для киски.
Это самолет.
В нем летит пилот.
На суку сидит сова,
Видно строгая она.
Посмотрите, дети,
Какой кот у Пети.
Сидит на окошке
Маленькая кошка.
Зайка под кустом сидит
И ушами шевелит.
Мышка с мышонком
Водят хоровод.
Маленькие рассказы (отрабатываем навык пересказа с демонстрацией на фланелеграфе) примеры
ЛИЗА И ВАНЯ
Ваня еще маленький. (появляется фигура мальчика, одетого по-зимнему). Санки возить не может. (появляются большие санки). Ванне покататься на санках Лиза поможет. (появляется фигура девочки).
1. Ответить на вопросы:
Как зовут мальчика?
Как зовут девочку?
Кого будет катать Лиза?
Кто будет сидеть на санках?
2. Подсказать подчеркнутые слова (логопед читает, а дети проговаривают подчеркнутые слова).
3. Как надо говорить правильно? (мальчик везет (что?)…санки, но катается (на чем?)…на санках.
ПЕТУХ, КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА
Петушок поет. (появляется петушок). Курицу с цыплятами зовет. (появляется курица и несколько цыплят). Петушок зернышки нашел (рисуют точки). Сам не съел – цыплятам отдал.
- Кто нашел зернышки?
Кого позвал петушок?
Кому петушок отдал зернышки?
Кто же склевал зерна?
- Из предметных картинок (утка, гусь, курица, цыплята, петух, галка и др.) выбрать действующих лиц.
- Подсказать слова (подчеркнутые)
- Рассказать текст своими словами.