По дисциплине «Педиатрия»




Коми филиал ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Росздрава» в г. Сыктывкаре

 

Кафедра акушерства и гинекологии с курсом педиатрии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

IV курса специальности «Лечебное дело»

По самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Педиатрия»

 

Составитель: доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии, к.м.н. Кораблева Н.Н.

Тема: Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Особенности сбора анамнеза у детей и их родителей. Правила написания клинической истории болезни. Физическое и половое развитие детей различного возраста.

 

Цель изучения темы: Закрепление знаний и умений по проведению антропометрических измерений и оценке физического развития у детей различного возраста.

 

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с организацией и принципами работы детской больницы.
  2. Обучить особенностям сбора жалоб, анамнезов жизни и заболевания у детей и их родителей с последующей оценкой полученных данных.
  3. Обучить основным правилам написания клинической истории болезни в педиатрии.
  4. Определить значимость физического развития в оценке состояния здоровья детей первого года жизни. Ознакомить с техникой антропометрических измерений у детей до 1 года. Дать оценку физического развития детей 1-го года с использованием эмпирических формул, индексов, центальных и сигмальных таблиц.
  5. Обучить студентов методике проведения антропометрии у детей старше года. Закрепить умение использовать центильные таблицы для оценки физического развития.
  6. Изучить понятие об акселерации, ее типах и причинах. Дать понятие о ретардации.
  7. Обучить студентов определению типов телосложения. Исходя из знаний студентов о нормальном физическом развитии детей различных возрастных групп, научить распознавать изменение основных антропометрических параметров.
  8. Рассмотреть комплексную оценку физического развития с учетом биологического возраста и полового развития.

 

Студент должен знать:

до изучения темы- 1-4; после изучения темы- 5-11.

  1. Внутриутробное развитие плода с учетом физического развития.
  2. Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка (эндокринные, генетические, средовые, медицинские)
  3. Основные физические качества организма ребенка, методика их проверки и оценка
  4. Опорные точки физического развития для детей различных возрастныхгрупп
  5. Законы нарастания массы, длины тела, окружностей грудной клетки и головы
  6. Изменений пропорций тела с возрастом
  7. Типы телосложения
  8. Системы, контролирующие нормальное половое созревание
  9. Критерии нормального полового развития
  10. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, системы пищеварения у детей раннего возраста
  11. Содержание в сыворотке крови здоровых детей мочевины, остаточного азота, белка и белковых фракций, общего холестерина, хлоридов, кальция, калия, натрия
  12. Расчет долженствующей массы и длины тела у детей грудного и раннего возраста

Студент должен уметь:

  1. Целенаправленно собрать анамнез
  2. Провести измерение массы тела, роста, окружности головы, грудной клетки, бедра, плеча, голени и основных длинников у детей. Определить срединную точку тела
  3. Рассчитать и уметь оценить индексы: массо-ростовой, упитанности, пропорциональности Чулицкой, Эрисмана
  4. Оценить полученные антропометрические данные по эмпирическим формулам, центильным и сигмальным таблицам
  5. Уметь оценить тип телосложения
  6. Оценить половое развитие мальчика и девочки
  7. Дать комплексную оценку физического развития ребенка
  8. Определить «биологический возраст» ребенка
  9. Дать общее заключение по состоянию здоровья ребенка. Определить группу здоровья

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие «физическое развитие» как клинический термин.
  2. Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка (внутриутробные и постнатальные, экзо- и эндогенные).
  3. Изменение длины и массы тела плода на этапе внутриутробного развития. Эмпирические формулы для расчета основных антропометрических параметров плода при различных сроках гестации.
  4. Особенности методики проведения антропометрии у детей первого года жизни.
  5. Основные показатели физического развития новорожденного ребенка. Физиологическая убыль массы тела новорожденного.
  6. Динамика изменений основных показателей физического развития на первом году жизни. Опорные точки основных антропометрических показателей на первом году жизни.
  7. Значение индексов в оценке физического развития.
  8. Центильный метод оценки физического развития.
  9. Дополнительные способы оценки физического развития детей (сигмальные таблицы, эмпирический метод).
  10. Особенности проведения антропометрии у детей старше 1 года.
  11. Опорные точки основных антропометрических показателей у детей в возрасте старше года.
  12. Изменение телосложения с возрастом (тип «грудного ребенка», «маленького ребенка», «ребенка периода первого вытягивания», «ребенка второй полноты», «ребенка второго периода вытягивания»).
  13. Понятие об акселерации. Современные теории. Виды акселерации.
  14. Понятие о ретардации.
  15. Физические качества (динамометрия, физическая работоспособность, жизненная емкость легких), их значение в комплексной оценке физического развития.
  16. Гормональное обеспечение фаз роста. Основные признаки пубертата. Механизм его запуска.
  17. Формулы полового развития у мальчиков и у девочек.
  18. Задержка полового развития у детей.
  19. Преждевременное половое развитие у детей.
  20. Понятие о биологическом возрасте. Критерии оценки биологического возраста.
  21. Комплексная оценка физического развития. Значение комплексной оценки физического развития для состояния здоровья.

 

3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

ВАРИАНТ 1

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

 

1. Масса тела при рождении от 4000 до 4500 г называется:

А) средней

Б) гигантской

В) крупной

г) малой

 

2. Укажите сроки второго периода вытяжения (ускорения роста):

а) 8-10 лет у мальчиков и 10-12 лет у девочек

б) 11-12 лет у мальчиков и 8-10 лет у девочек

в) 13-16 лет у мальчиков и 8-10 лет у девочек

г) 13-16 лет у мальчиков и 10-15 лет у девочек

 

3. Длина тела после рождения в первые 2-3 суток жизни:

а) увеличивается на 0,5-1 см

б) остается неизменной

в) уменьшается на 0,5-1 см

 

4. В норме физиологическая убыль первоначальной массы составляет:

а) 6-8% от первоначальной массы

б) до 5% от первоначальной массы

в) 10-11% первоначальной массы

 

5. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет:

а) 45-47 см

б) 47-49 см

в) 50-53 см

г) 53-55 см

д) 55-56 см

 

6. Окружность головы доношенного ребенка при рождении составляет:

а) 30-32 см

б) 32-34 см

в) 34-36 см

г) 36-38 см

д) 38-40 см

 

 

7. Вписать ответ:

Росто-весовой коэффициент на первом году жизни в норме составляет _______________г прибавки массы на каждый сантиметр прибавки роста.

 

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

 

8. Критериями оценки биологического возраста детей являются:

а) пропорции тела

б) число ядер окостенения

в) показатели роста и массы

г) вторичные половые признаки

д) психо-моторное развитие

е) появление молочных зубов

ж) количество постоянных зубов

 

9. Период полового созревания характеризуется:

а) снижением мышечной массы

б) отставанием «костного» возраста от биологического

в) неустойчивостью вегетативной регуляции

г) развитием вторичных половых признаков

д) замедлением нарастания массы тела

е) ускорением темпов роста и прибавки массы

 

10. Установите соответствие:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: