Коми филиал ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Росздрава» в г. Сыктывкаре
Кафедра акушерства и гинекологии с курсом педиатрии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
IV курса специальности «Лечебное дело»
По самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине «Педиатрия»
Составитель: доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии, к.м.н. Кораблева Н.Н.
Тема: Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Особенности сбора анамнеза у детей и их родителей. Правила написания клинической истории болезни. Физическое и половое развитие детей различного возраста.
Цель изучения темы: Закрепление знаний и умений по проведению антропометрических измерений и оценке физического развития у детей различного возраста.
Задачи:
- Ознакомить студентов с организацией и принципами работы детской больницы.
- Обучить особенностям сбора жалоб, анамнезов жизни и заболевания у детей и их родителей с последующей оценкой полученных данных.
- Обучить основным правилам написания клинической истории болезни в педиатрии.
- Определить значимость физического развития в оценке состояния здоровья детей первого года жизни. Ознакомить с техникой антропометрических измерений у детей до 1 года. Дать оценку физического развития детей 1-го года с использованием эмпирических формул, индексов, центальных и сигмальных таблиц.
- Обучить студентов методике проведения антропометрии у детей старше года. Закрепить умение использовать центильные таблицы для оценки физического развития.
- Изучить понятие об акселерации, ее типах и причинах. Дать понятие о ретардации.
- Обучить студентов определению типов телосложения. Исходя из знаний студентов о нормальном физическом развитии детей различных возрастных групп, научить распознавать изменение основных антропометрических параметров.
- Рассмотреть комплексную оценку физического развития с учетом биологического возраста и полового развития.
|
Студент должен знать:
до изучения темы- 1-4; после изучения темы- 5-11.
- Внутриутробное развитие плода с учетом физического развития.
- Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка (эндокринные, генетические, средовые, медицинские)
- Основные физические качества организма ребенка, методика их проверки и оценка
- Опорные точки физического развития для детей различных возрастныхгрупп
- Законы нарастания массы, длины тела, окружностей грудной клетки и головы
- Изменений пропорций тела с возрастом
- Типы телосложения
- Системы, контролирующие нормальное половое созревание
- Критерии нормального полового развития
- Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, системы пищеварения у детей раннего возраста
- Содержание в сыворотке крови здоровых детей мочевины, остаточного азота, белка и белковых фракций, общего холестерина, хлоридов, кальция, калия, натрия
- Расчет долженствующей массы и длины тела у детей грудного и раннего возраста
Студент должен уметь:
- Целенаправленно собрать анамнез
- Провести измерение массы тела, роста, окружности головы, грудной клетки, бедра, плеча, голени и основных длинников у детей. Определить срединную точку тела
- Рассчитать и уметь оценить индексы: массо-ростовой, упитанности, пропорциональности Чулицкой, Эрисмана
- Оценить полученные антропометрические данные по эмпирическим формулам, центильным и сигмальным таблицам
- Уметь оценить тип телосложения
- Оценить половое развитие мальчика и девочки
- Дать комплексную оценку физического развития ребенка
- Определить «биологический возраст» ребенка
- Дать общее заключение по состоянию здоровья ребенка. Определить группу здоровья
|
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие «физическое развитие» как клинический термин.
- Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка (внутриутробные и постнатальные, экзо- и эндогенные).
- Изменение длины и массы тела плода на этапе внутриутробного развития. Эмпирические формулы для расчета основных антропометрических параметров плода при различных сроках гестации.
- Особенности методики проведения антропометрии у детей первого года жизни.
- Основные показатели физического развития новорожденного ребенка. Физиологическая убыль массы тела новорожденного.
- Динамика изменений основных показателей физического развития на первом году жизни. Опорные точки основных антропометрических показателей на первом году жизни.
- Значение индексов в оценке физического развития.
- Центильный метод оценки физического развития.
- Дополнительные способы оценки физического развития детей (сигмальные таблицы, эмпирический метод).
- Особенности проведения антропометрии у детей старше 1 года.
- Опорные точки основных антропометрических показателей у детей в возрасте старше года.
- Изменение телосложения с возрастом (тип «грудного ребенка», «маленького ребенка», «ребенка периода первого вытягивания», «ребенка второй полноты», «ребенка второго периода вытягивания»).
- Понятие об акселерации. Современные теории. Виды акселерации.
- Понятие о ретардации.
- Физические качества (динамометрия, физическая работоспособность, жизненная емкость легких), их значение в комплексной оценке физического развития.
- Гормональное обеспечение фаз роста. Основные признаки пубертата. Механизм его запуска.
- Формулы полового развития у мальчиков и у девочек.
- Задержка полового развития у детей.
- Преждевременное половое развитие у детей.
- Понятие о биологическом возрасте. Критерии оценки биологического возраста.
- Комплексная оценка физического развития. Значение комплексной оценки физического развития для состояния здоровья.
|
3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
ВАРИАНТ 1
УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1. Масса тела при рождении от 4000 до 4500 г называется:
А) средней
Б) гигантской
В) крупной
г) малой
2. Укажите сроки второго периода вытяжения (ускорения роста):
а) 8-10 лет у мальчиков и 10-12 лет у девочек
б) 11-12 лет у мальчиков и 8-10 лет у девочек
в) 13-16 лет у мальчиков и 8-10 лет у девочек
г) 13-16 лет у мальчиков и 10-15 лет у девочек
3. Длина тела после рождения в первые 2-3 суток жизни:
а) увеличивается на 0,5-1 см
б) остается неизменной
в) уменьшается на 0,5-1 см
4. В норме физиологическая убыль первоначальной массы составляет:
а) 6-8% от первоначальной массы
б) до 5% от первоначальной массы
в) 10-11% первоначальной массы
5. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет:
а) 45-47 см
б) 47-49 см
в) 50-53 см
г) 53-55 см
д) 55-56 см
6. Окружность головы доношенного ребенка при рождении составляет:
а) 30-32 см
б) 32-34 см
в) 34-36 см
г) 36-38 см
д) 38-40 см
7. Вписать ответ:
Росто-весовой коэффициент на первом году жизни в норме составляет _______________г прибавки массы на каждый сантиметр прибавки роста.
УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
8. Критериями оценки биологического возраста детей являются:
а) пропорции тела
б) число ядер окостенения
в) показатели роста и массы
г) вторичные половые признаки
д) психо-моторное развитие
е) появление молочных зубов
ж) количество постоянных зубов
9. Период полового созревания характеризуется:
а) снижением мышечной массы
б) отставанием «костного» возраста от биологического
в) неустойчивостью вегетативной регуляции
г) развитием вторичных половых признаков
д) замедлением нарастания массы тела
е) ускорением темпов роста и прибавки массы
10. Установите соответствие: