Технология живописи лаковой миниатюры




История лаковой миниатюры

Лаковая миниатюра – довольно загадочное словосочетание, которое, пожалуй, сегодня знакомо далеко не всем. Это удивительный народный промысел, который зародился несколько веков назад и был невероятно популярен. Сегодня же это искусство осталось как элемент народной русской культуры, как часть восхитительного русского ремесла, филигранного, тонкого, изысканного и все еще остающегося интересным, интригующим. Лаковые миниатюры, как и расписные матрешки, знаменитая жостовская, хохломская, гжельская роспись, стали фирменными сувенирами «Из России с любовью»

Удивительно, но примерно с зарождением христианства, то есть около 2000 лет назад, были найдены свидетельства того, как в Древнем Китае художники, украшавшие деревянные и фарфоровые изделия, покрывали работы соком лакового дерева. Застывая, он превращался в удивительное глянцевое полотно, которое хранилось гораздо дольше, поскольку краски были надежно защищены от растрескивания. Так что можно сказать, что именно Китай стал родиной искусства лаковой миниатюры, которое в Российской империи достигло необычайного расцвета.

После появления в Древнем Китае (о чем свидетельствуют найденные древние манускрипты) лаковая живопись прошла несколько этапов, прежде чем оказалась в нашей стране:

1. Чуть позже Китая лак, которым было принято покрывать фарфоровые чашки и вазы, деревянные шкатулки и табакерки, проник в Японию и Корею, быстро распространился в странах Азии.

2. В Средние века лак стал известен и на территории Индии, а затем – Ирана.

3. Лишь в XVII веке искусство добралось и до стран Европы – во Франции, например, существовала даже Мартеновская мануфактура. Братья помогли упростить технологию создания мини-шедевров, потому что вывели менее дорогой и более простой в обращении масляный лак. Масляные краски для миниатюр заменили традиционные темперные.

Лишь в конце XVIII века в Российской империи стало известно это удивительное ремесло, поистине прославившее наших мастеров. Изделия с миниатюрами стали очень популярны и при дворе, и среди знати. Стало очень модно и почетно иметь дома шкатулку или табакерку с интересным изображением.

Монплезирский «Китайский кабинет» украшен лаковыми панно в восточном стиле. Все миниатюры созданы русскими мастерами. На создание каждого из них уходило по несколько месяцев.

Искусство русской лаковой миниатюры связывают с именем купца П.Коробова. Именно он превратил тонкое, изысканное, уникальное ремесло в более доступное искусство. Причем интересно, что, открыв мануфактуру в Данилкове (позже это село будет переименовано в знаменитое Федоскино), он выписал себе мастеров из Брауншвейга (там располагалась одна из самых известных в Германии компаний, практикующих это мастерство). Он стал лакировать козырьки для головных уборов военных.

Основные школы лаковой миниатюры

Лаковая миниатюра – это утонченное искусство живописи. Мастера вручную создавали небольшие изображения, которые затем покрывались лаком и старательно закреплялись.

В 18 веке самой востребованной и популярной была Федоскинская школа лаковой миниатюры. Однако совсем скоро к ней добавились еще некоторые – о них я расскажу подробнее.
Палех

Палех – это довольно молодая школа лаковой миниатюры. Она была организована в 1924 году. До революции 1917 года здесь процветала иконопись, причем иконы писались исключительно для богатых аристократов, реже – для мещан. Здесь часто использовали золото, очень тщательно прорабатывали даже мельчайшие детали.

Однако с приходом советской власти иконы перестали быть востребованными, а вот миниатюра стала популярной. Поэтому отличительными чертами именно этой живописи стали:

  • черный (обязательно) фон;
  • четкая проработка всех деталей;
  • удлиненная форма лиц героев, напоминающая по стилю иконописные.

Федоскино

Федоскино – это самая ранняя школа лаковой миниатюры. Возникла она под руководством уже упомянутого купца П. Коробова, который открыл первую лакирную мануфактуру в небольшом селе. До переименования в Федоскино населенный пункт носил название Данилково.

В отличие от других школ, изначально в Федоскино объединились не мастера иконописи, а талантливые художники, которые пользовались масляной краской, а не яичной темперой. Среди отличительных черт этой школы лаковой миниатюры можно выделить:

  • присутствие «воздуха» в изображениях;
  • совершенно различная сюжетная направленность – от анималистических до сказочных сюжетов;
  • сияние, нежный, тонкий блеск изображений;
  • ярко выраженный объем лиц и других фигур;
  • тончайшая проработка даже мелких деталей.

Холуй

Это самая молодая школа лаковой миниатюры в России. Изначально в Холуе украшали не готовое изделие, а подготовленный картон, из-за этого считалось, что мастера расписывали изделия как-то «станково», без некоторой изящности и уникальности, без «изюминки». Однако многочисленные эксперименты позволили сделать Холуйскую артель художников процветающей.

Отличительными чертами живописи мастеров стали:

  • яркие, цветные, обязательно расписанные тона, причем нередки синий, бирюзовый, малиновый цвета;
  • фигуры и пейзажи крупные, приближенные к зрителю;
  • просматривается легкий иконописный стиль, но не такой выраженный, как в случае с Палехской артелью.

Несмотря на свою «юность», холуйская миниатюра очень изящна и красива.

Мстера

Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.

Технология живописи лаковой миниатюры

Технология живописи лаковой миниатюры очень отличается в разных школах:

1. В Холуе используют покрытие белилами всего фона, на который затем наносится изображение темперой.

2. В Палехе фоны исключительно черные. «Рисованную» часть шкатулки или коробочки покрывают белилами, а затем расписывают вручную.

3. Федоскинские мастера используют уникальную технологию многослойной живописи масляными красками, благодаря чему удается создать яркий и выразительный объем на картинах.

Воодушевившись изделиями школы палеха, я решила изобразить сказочные мотивы на своём изделии. Моим предметом расписывания стала 5-ти местная матрёшка. Я впервые работала над таким иделием и мне было очень интересно опробывать. У меня матрёшка всегда асоциировалась с чем-то сказочным и необычным.

Делая эскизы, я поняла что будет красиво, если мы будем видеть лицо матрёшки и сюжет. А с другой стороны будет изображения церквей и расписные платки в хохломской росписи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: