МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
РУТ (МИИТ)
РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА
_________________________________________________________________
Факультет: «Транспортные средства»
Кафедра: «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь»
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (Технологическая практика).
Отчет.
Проверил: Выполнил:
Асс. студент 3 курса
Гусарова.Е.В. группы: ЗСТ-3911
Копачев С.Н.
Шифр: 1610-СДс-3500
Москва 2018-19
Задание:
1. Рассчитать параметры шкал частот и последствий
2. Рассчитать координаты точки риска
3. Построить матрицу рисков
Исходные данные:
Год наблюдения – 2010
Количество отказов 1, 2 и 3 категории – 886
Суммарные потери, поездо-часов – 98,3
|
где r – количество нежелательных событий данного вида за интервал наблюдения; T н – интервал наблюдения (год, час).
Рекомендуемое значение интервала наблюдения Т н составляет 1 год.
Рассчитать параметры и построить типовую матрицу рисков (размерность 6x4, m = 1,5).
По статистическим данным размеров последствий от возникновения нежелательных событий данного вида за заданный интервал наблюдения определяется удельный размер последствий (средний размер последствий на одно нежелательное событие):
|

где СΣ – суммарный размер последствий от нежелательного события за интервал наблюдения;
сi – размер последствий от i-го (i = 1…r) нежелательного события, ед.;
r > 0 – количество нежелательных событий данного вида за интервал наблюдения.
Пусть требуется построить матрицу рисков потери поездо-часов от отказов технических средств хозяйства связи за определенный год. Допустимый риск будем считать установлен равным 150 поездо-часов/год.
Таблица 1
Год наблюдения | |||||||
Количество отказов 1, 2 и 3 категории | |||||||
Суммарные потери C Σ, поездо-часов | 98,3 | 101,41 | 38,56 | 43,69 | 73,93 | 64,25 | 59,87 |
Частота отказов технических средств, f, 1/год | |||||||
Удельные потери, c, поездо-часов (на 1 отказ) | 0,11 | 0,097 | 0,065 | 0,068 | 0,15 | 0,12 | 0,21 |
Расчет параметров шкал частот и последствий.
По данным таблицы 1 определяем (из предварительно рассчитанных по формулам (1) и (2) значений) минимальные и максимальные значения частоты и удельного размера последствий для выборки на расширенном интервале наблюдения (2010 – 2016 гг.):
f min = 285 1/год;
f max = 1041 1/год;
c min = 0,065 поездо-час;
c max = 0,21 поездо-час.
По формуле (3) Определяем требуемые относительные диапазоны представляемых матрицей значений частот (A) и последствий (B) с учетом коэффициентов запаса a 1, a 2, b 1, b 2:
|

где коэффициенты технологического запаса:
- a 1 = 1,5 – коэффициент запаса нижней границы диапазона частот;
- a 2 = 2 – коэффициент запаса верхней границы диапазона частот;
- b 1 = 1,5 – коэффициент запаса нижней границы диапазона последствий;
- b 2 = 2 – коэффициент запаса верхней границы диапазона последствий.
По формуле (4) для шкал частот и последствий определяем необходимые коэффициенты KA и KB, при которых диапазон частот AM матрицы рисков равен A и диапазон последствий BM матрицы рисков равен B:
![]() |
|

Поскольку KA ≥ KB, то взаимоувязка шкал частот и последствий выполняется по варианту 1 (п. 6.3, пп. 4)…7))
KA ≥ KB, присваивается K = KA=3,31
Фиксируются крайние значения шкалы частот A-I и AI, где I = m /2:
|
AI = a 2∙ f max.
A-3 = f min/ a 1=285/1,5=190
A3 = a 2∙ f max=2 1041=2082
Выполняется проекция крайних значений A-I и AI на шкалу последствий.
При этом используется свойство центрально симметричного поля ячеек, заключающееся в том, что уровень R 0 риска в точке симметрии равен R доп/ K. Значит, произведение значений центров шкал A 0 и B 0 также равно A 0∙ B 0 = R 0 = R доп/ K.
Уровень риска в верхнем правом углу поля ячеек равен:
Уровень риска в нижнем левом углу поля ячеек равен:
Проекция крайних значений A-I и AI на шкалу последствий:
Далее проверяется, находятся ли минимальное и максимальное требуемые значения последствий в пределах спроецированного интервала B ‑ J … BJ:
|

|

Второе неравенство не выполняется, далее проводится дополнительная коррекция коэффициента K по п. 13).
Требуемое верхнее значение одной из шкал не укладывается в диапазон значений, в этом случае:
- фиксируются крайние значения шкал в правом верхнем углу поля ячеек:
AI = a 2∙ f max=2∙1041=2082
BJ = b 2∙ c max = 2∙0,21=0,42
-выполняется коррекция коэффициента K:
.
.
Допустимый диапозон не задан.
-далее проводится расчет промежуточных значений уровней шкал по п. 14).
Выполняется расчет промежуточных значений уровней шкал.
Если задано нижнее значение шкалы (A - I или B - J), то остальные значения находят по рекурсивным формулам:
На этом формирование шкал частот и последствий, а также шкалы рисков, завершается.
Расчет координат точки риска
Из таблицы 6.1 выбираем значения f и c для заданной точки риска (2010 г.): f 1=886 1/год, c 1 = 0,11 поездо-ч.
Примем размер ячейки в соответствии с рекомендациями Приложения А: w = 30 мм, h = 15 мм.
Рассчитаем координаты точки риска как смещение от левого нижнего угла поля ячеек в миллиметрах по формуле (6):
,
,
Построим типовую матрицу рисков в соответствии с Приложением А.
Присвоим меткам шкал рассчитанные значения.
Нанесем на поле ячеек точку рисков по рассчитанным координатам.
Результат показан на рисунке
![]() |
Частота события – отказов 1,2 и 3категорий,1/год ˟100 | частое |
вероятное | |
случайное | |
редкое | |
Крайне редкое | |
маловероятное |
|
|
|
|
|
незначительный | несущественный | существенный | критический |
Удельный ущерб – потери поездо-часов на 1 отказ,поездо-ч, ˟100 |
ВЫВОД
На основе построенной матрицы можно сделать вывод что риск отказа в 2010 году был несущественный и скорее случайный чем какой либо еще.
Проведенная работа является установлением унифицированного порядка построения матрицы рисков и описание методов ее формирования, выбора масштаба, начальных и конечных значений шкал рисков, частот и последствий, а также вспомогательных элементов.
Результат работы позволил повысить объективность данных, представляемых для поддержки принятия управленческих решений по рискам за счет обоснованного формирования параметров матрицы рисков с применением числовых значений, полученных на этапе анализа рисков.