Материалы к лекции из пособия Бажутинеой С.Б. «Этнопсихология»




Лекция 1. (4 часа)

Предмет и задачи этнопсихологии развития личности

П л а н

1. Этнопсихология как наука. Особенности ее возникнолвения.

2. Основные научные категории этнопсихологии.

3. Этническое поле, этнические константы, этническое сознание, этническое самосознание личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баронин А.С Этнопсихология – К.: 2000.

2. Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология – Мн.:2004.

3. Пирен М.И. Основы этнопсихологии: Учеб. пособие. – К.: 1997.

4. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб.: 1996.

5. Сухарев В. Сухарев М. Психология народов и наций. – Д.: 1997.

6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – Ч. З Философия духа, - М.: 1956.

7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: 1995.

8. Основи психології: Підручник / За заг. ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. – 2-е вид., стереотип. – К.: Либідь, 1996.

9. Соловьев В.С. национальный вопрос в России // Сочинения. Т.1. – М.,1994

10. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология /Под ред. Б.Ф.Поршнева и Л.И.Анцыферовой – М.: 1971-.с.122-158

11. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-у изд. – СПб.: Питер, 2004.

12. Этническая психология. Хрестоматия. – СПб.:2003.

13. Т.Г.Стефаненко Этнопсихология: Учебник для вузов /Т.Г.Стефаненко. – 3-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

14. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – Ч. З Философия духа, - М.: 1956.

15. Основи психології: Підручник / За заг. ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. – 2-е вид., стереотип. – К.: Либідь, 1996.

16. Хотинец В.Ю.

Материалы к лекции из пособия Бажутинеой С.Б. «Этнопсихология»

Буквальный перевод слова “этнопсихология” внешне прост и понятен. Данное слово произошло от греческого “ethnos” – народ, “psyche” – душа, “logos” – наука. „Наука о душе народа”. Казалось бы - все ясно, однако в самой науке этот термин “этнопсихология” еще недостаточно общепринят, так как эта наука вобрала в себя много других наук, как-то: социологию, психологию, этнологию, лингвистику, культурологию, антропологию и некоторые другие.

Все же «родительскими» дисциплинами для данной науки, как считает Т.Г.Стефаненко, были: «с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией (Россия), социальной антропологией (Великобритания), или культурантропологией США, а с другой – психология» (читай – Т.Г.Стефаненко «Этнопсихология»).

Это обстоятельство и стало основанием для того, что на сегодняшний момент в ученом мире выделяют как бы две этнопсихологии: этнологическую, „которую в наши дни чаще называют психологической антропологией”, и психологическую, „для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология » (Стефаненко Т.Г.,2003). Для понимания особенностей предмета исследования, общей логикипоисков в этих двух направлениях этнопсихологии, СтефаненкоТ.Г. предлагает опираться на логику двух видов исследований (emic и еtic), которые по сути и определили возникновение этих двух направлений.

Лебедева Н.М. в своей работе «Введение в этническую и кросс-культурную психологию» объясняет emic-исследования как исследования, позволяющие определить историко-культурное своеобразие той или иной культуры и отдифференцировать культуры друг от друга, а etic-исследования помогают найти типическое, общее, повторяющееся в разных культурах.

Психологическая антропология выросла из emic-исследований, и проводятся они с учетом следующих правил:

- в рамках emic подхода изучается только одна культура и исследователь стремится как можно лучше и глубже понять ее;

- для анализа, как правило, используются принятые в данной культуре специфичные единицы и термины, поэтому исследователь должен научиться «мыслить» также, как и изучаемый им народ;

- любые элементы культуры изучаемого народа анализируются только в рамках данной культуры, например, особенности обустройства жилища или «ритуальные действия»;

- гипотезы в emic подходе не приняты, так как у исследователя должна быть непременно «установка на возможность столкновения в любое мгновение с новой, еще не зарегистрированной формой человеческого поведения (Маргарет Мид, 1988).

Наиболее ярким примером emic подхода является книга М.Мид, в которой исследовательница описывала жизнь народов бассейна Тихого океана, используя приведенные выше правила.

В отличие от emic подхода еtic подход стал базовым в сравнительно-культурной психологии, основная идея которой, изучение сходств и различий в культурах, в психологической и социальной жизни представителей различных общностей. При организации еtic исследований используют следующие правила:

- необходимо изучать две или более культур, в которых исследуются межкультурные различия и сходства;

- при анализе используются единицы и термины, свободные от определенного культурного влияния (общепринятые);

- исследователь не должен быть приверженцем ни одной культуры, ему необходимо быть «свободным» от их влияний;

- содержание исследования заранее планируется, выдвигаются различные гипотезы.

Своеобразным примером исследований в рамках еtic подхода являются сделанные Сенкевичем наблюдения в известных телепередачах „Клуба путешествий”.

Обобщив содержание этих двух исследовательских подхотов для определения этнопсихологии, можно считать, что на современном этапе наука занимается изучением «систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей» (Т.Стефаненко,2003). Так оба описанных направления интегрируются сегодня в этнопсихологических исследованиях.

Детальнее о предмет исследования этнопсихологии пишет Н.Ю.Нежурина-Кузничная: «Этнопсихология – отрасль научного знания, возникшая на стыке социлологии, социальной психологии и этнологии (этнографии), изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях, а также межэтнические отношения». В структуру основных задач этнопсихологии входит:

1) изучение национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, а также состояния и свойства личности представителей конкретных этнических общностей, особенности национальных характеров;

2) исследование своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов, своеобразие их взаимоотношений;

3) выявление специфики этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентаций, национальных ожиданий и особенностей национального характера;

4) объяснение социально-психологических факторов этногенеза (детерминация национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры), закономерностей формирования обществ и общин.

 

Перечень основных функций этнопсихологии дадим по работе отчественного психолога Баронина А.С.: гносеологическая, описательная, прогностическая культурологическая, коммуникативная, этнополитическая, воспитательная.

Гносеологическая функция заключается в познании закономерностей, возникающих в психике этнофоров. (См: глоссарий). Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и отношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Описательная функция предусматривает распознание и определение характерных черт и признаков этнической общности. Существуют принятые системы обозначения в науке, с помощью которых фиксируются результаты изучения этнических групп.

Прогностическая функция состоит в развитии теории и практики прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. Важнейшими задачами прогностической функции является прогнозирование этнических конфликтов и прогнозирование взаимоотношений различных этнических групп внутри одного государства.

Культурологическая функция включает изучение этнопсихологических культурных процессов, особенности возникновения различных этнических культур, их взаимодействия и взаимопроникновения. В рамках этой функции ведется также исследование этнической культуры как защитного механизма. (Человек, находясь в мире, может почувствовать опасность, исходящую извне. «Мир во зле лежит». Это порождает у человека чувство тревоги. Глядя на мир через призму этнической культуры, человек может спрогнозировать и мир, в котором он находится, и особенности взаимоотношений людей в нем, с существующими у них социальными ожиданиями и т.п. Тревога снижается. Этнокультура выполнила свою защитную функцию).

Коммуникативная функция предполагает изучение характера межличностного общения членов различных этнических групп и особенностей их поведения в процессе межличностного общения.

Этнополитическая функция ограничивается изучением различных процессов в этнических группах для того, чтобы затем проецировать в них бесконфликтные формы политической жизни этноса в целом с учетом интересов и большинства и меньшинства.

Воспитательная функция позволяет при изучении этноса обнаруживать такие психологические особенности этнических групп, которые позволяют продуктивнее организовывать обучение всех членов этноса, добиваться бесконфликтного общения в рамках всего многонационального государства.

Назовем задачи воспитательной функции этнопсихологии на Украине, приведенные в учебнике А.С.Баронина «Этнопсихология» (А.С.Баронин,2000).

«- разработка теоретических и методологических положений по проблемам национального воспитания, адекватных требованиям национальной школы и соответствующих институтов государства на современном этапе;

- переосмысление цели воспитания, форм организации, задач суверенного государства в соответствии с запросами времени;

- создание целостной системы национального воспитания, которая представляет собой логическую взаимосвязь национальной культуры, языка, науки, образования, традиций, веры;

- обоснование необходимости введения в содержание воспитания национального компонента, связанного с общечеловеческими ценностями, т.е. усвоение ценностей своего народа наряду с культурными особенностями других народов;

- раскрытие механизмов передачи этнокультурных традиций в процессе воспитания молодежи».

Вообще Украина в этническом отношении очень интересное, разноликое и малоизученное государство. Обусловлено это не только жизнью на ее территории представителей различных языковых групп, но и исторически сложившимися особенностями экономического и социально-культурного уклада: по преимуществу хуторского Запада Украины, наличия больших казацких поселений на Слобожанщине и Востоке Украины, перенаселенность промышленных центров Восточной и Центральной частей государства. А если учесть еще и многовековое порабощение большой части народов Украины разного рода поработителями, и семидесятилетнюю жизнь в составе советского государства, и мощные ассимилятивные течения, оказавшие влияние в том числе на этническое сознание и самосознание населения страны в этот период, то станет понятным, что мы чрезвычайно мало знаем об особенностях этнической жизни и особенностях этнопсихологического мира граждан нашего государства.

Активизация в разных формах этнопсихологических исследований в Украине и позволит восполнить этот пробел.

Основные категории этнопсихологии. Все человечество хотя и принадлежит к одному виду homo sapiens, все же состоит из разных групп, которые отличаются друг от друга в первую очередь внешне, физически, так как имеют разную генотипическую природу и проживают в разных климатических условиях. На основании физических признаков выделяют три основные человеческие расы.

Расы - это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся определенной совокупностью внешних физических особенностей (цветом кожи, глаз, волос, очертаниями головы, ростом и т.д.). Основные же черты физической организации человека (строение скелета, мышц, мозга) у представителей рода gomo sapiens остаются неизменны, все человечество – единый биологический тип.

Выделяюи три крупнейшие расы: негроидную, монголоидную и европеоидную. Интересно, что есть еще и значительные группы человечества, образовавшиеся в результате давнего и длительного смешения рас, и представляют собой переходные формы между расами.

Например, полинезийцы сочетают в себе признаки всех трех рас, метисы – потомство от браков представителей европеоидной расы с индейцами, мулаты – результат смешения представителей европеоидной расы с представителями негроидной.

Отметим, что интеллектуальные и нравственные возможности людей всех трех рас равны. Теории, построенные на идее преимущества какой-либо расы над другими, относятся к расистским, или шовинистическим теориям (См: ГЛОССАРИЙ – «расизм», «шовинизм»), многочисленные этнопсихологические исследования опровергли эти идеи: разница в культурном, социальном развитии этносов, объясняется не генотипическими возможностями представителей разных рас, а различиями в среде обитания и конкретных историях жизни разных народов.

В процессе развития и совершенствования человеческих сообществ, живших поначалу племенами, начинают складываться народности.

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народность - образование довольно динамичное. Малые народности сливаются с более крупными и ассимилируются в них.

Нация – общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера. Возникает в период преодоления феодальной раздробленности на основе образования капиталистических связей, образования рынка.

Сопоставление таких рядоположенных понятий, как раса, народность и нация – позволяет заметить, что нация является более сложным, более устойчивым этническим образование. Формируется она по мере совершенствования социально- экономической жизни общества к моменту становления и развития капиталистического строя. Процесс формирования нации имеет и свою внутреннюю логику развития.

Во-первых, каждая нация возникает на базе какой-то одной расы или же основних расовых образований – результата смешения рас. Поэтому все представители нации имеют достаточно четко выраженную общность физических признаков.

Во-вторых, как самое совершенное этническое образование нация произрастает из ряда народностей. На уровне народности начинает складываться не только социально-экономическая общность всех членов будущей нации, но и начинает оформляться культурологическая и психологическая похожесть представителей нации. Правда, в этот период развития нации внешняя дифференциация многих национальных признаков бывает еще достаточно велика в связи с большой активностью, входящих в нее народностей, различия наблюдаются в языковых диалектах, в разности обрядов и ритуалов, в некоторых особенностях устроительства межличностных отношений.

Так, украинская нация возникла из большого числа народностей – в нее вошли украинцы, гуцулы, лемки и др. Аналогично в русскую нацию вошли: вотяки, онежцы, коми-пермяки, чердынцы и многие-многие другие.

Однако все же психологическая общность всех представителей нации в этот период уже достигает достаточного развития. Поэтому можно было говорить о большей похожести особенностей восприятия, переживания и оценивания всеми представителями нации окружающего мира, большей похожести их ценностных систем, нежели у невходящих в структуру нации народностей. Ярчайшим доказательством этого вывода являются памятники фольклорного творчества народов. У разных народов внутри одной нации гораздо больше схожих сюжетов, похожих героев, одинаковых смысловых оценок событийности и т.д.

В-третьих, социально-психологические и культурологические признаки нации с ее развитием все более усложняются, четче отдифференцировываются от признаков других наций, становятся выразительнее и устойчивее. Этот процесс и приводит к формированию достаточно ярко выраженных национальных чувств, национальных устремлений, воли, национальных характеров, в целом, национального сознания и самосознания (См.: ГЛОССАРИЙ). Развитие всех этих признаков происходит в одном этническом поле, объединенном не только территориально (в некоторых случаях, в случаях с жизнью діаспор, этот признак вообще может отсутствовать), но и общностью социально-экономических, культурных, образовательных связей. Этническое поле – это поле совместной деятельности и общения представителей какого-либо народа или этноса по всем перечисленным направлениям.

На современном этапе развития, в связи с охватившими практически все государства проблемами глоболизиции (См.: ГЛОССАРИЙ: «глоболизация»), существенно меняется этническое поле, оно становится более однотипным, унифицированным и в каком-то смысле более упрощенным. Вместе с тем в этническом поле могут сохраняться, а подчас и вступать в конфликтные отношения с интегративными тенденциями разрого рода этнические движения, представленные активизацией различных этнических идей, выражаемых в новых социо-культурных формах, направленных на сохранение, оживление и дальнейшие преобразование жизни какого-либо этноса.

Этот вывод подтверждается тем, что в современных много национальных государствах, практически рамках любого этнического поля происходит явная активизация этно-национальных движений, причем наукой эти движения пока еще мало прогнозируемы, но они могут повлечь за собой довольно трагические события (вспомним хотя бы погромы, которые устраивало арабское населене во Франции в 2006-07гг). Этносы борються, с одной стороны – за равноправие /доитнирование, с другой – против унифицирования их и упрощения. Борьба эта ведет к серьезным преобразованиям в жизни самих этносов. Привнесут ли эти преобразования новые живительные силы в активность людей, сделают ли они их счастливее, наполнят ли жизнь человека глубокими смыслами, яркими красками, гуманными ценностями?

На все эти вопросы в полной мере ответит только время, наука же этнопсихология поможет нам разобраться в происходящем, научит лучше понимать возможный ход событий, понимать его социально-психологическое содержание, а, следовательно, позволит в какой-то мере регулировать, а возможно, даже и управлять некоторыми происходящими в этническом поле процессами.

Так в этническом поле в результате сложного событийного сосуществования народов, формируется их менталитет (См: ГЛОССАРИЙ: «Менталитет»), еще одно этническое образование, характеризующее своеобразие восприятия окружающего мира тем или иным народом, особенности эмоционально-чувственного и поведенческого реагирования на происходящие вокруг события.

Менталитет условно отражает «ментальную сферу» целого народа. Его, вряд ли, можно полностью понять, осознать и описать в строгих логических категориях. Позволительно лишь утверждать, что его содержание представлено в сознании народа системой специфических образов, которые возникают чаще всего при воссоздании картины мира, особым видением и чувствованием себя в этом мире, и многим другим, что составляет мало уловимые формы ощущений, восприятий, чувствований людьми всего того, что их окружает, что волнует их ум и сердце.

Менталитет есть своеобразный результат работы группового или этнического сознания и этнических констант (См: ГЛОССАРИЙ: «Этническое сознание», «Этнические константы»). По мысли французского этнографа Л.Леви-Брюля (1857-1939), который одним из первых стал использовать слово “mentalite” – ментальность, его содержание составляет не только мышление как процесс познавательной деятельности, а и «умонастроение, и мыслительную установку, и воображение и склад ума и… совокупность эмоционально окрашенных социальных представлений». Вслед за Э.Дюркгеймом – основателем социологического направления в в этнологической науке, он полагал, что основу менталитета составляют коллективные представления, которые передаются из поколения в поколение, «навязывают себя личности, т.е. становятся для нее продуктом не рассуждения, а веры» (Читай: БИБЛИОТЕКА: Ю.В.Колмаков Семантика менталитета // Современная этнопсихология. Хрестоматия / Под общ. Ред. А.Е.Тараса – Мн.: Харвест,2003. С.240-256)

Относительно понятия “ этническое сознание» существуют различные гипотезы. Например, по мнению В.С.Кукушкина и Л.Д.Столяренко, каждый народ характеризуется спецификой функционирования врожденных особенностей нервной системы, которые могут определять некоторые специфические черты нации. Так, известно, что у русских и украинцев доминирует правополушарный тип мышления при воссоздании картины окружающего мира, а у немцев - левополушарный. А вот в особенностях мыслительной деятельности англичан закрепилась склонность к практической деятельности, так как на протяжении многих веков они воевали, торговали, осваивали новые континенты и т.п. В то время как в мышлении французов особо укоренилась способность к остроумию и красноречию.

Представители культурно-исторического подхода в этнопсихологии полагают, что основу этнического сознания составляют усвоенные народом через систему национального образования и воспитания культурологические знания, навыки и умения. Специфика усваиваемой информации о мире при этом определяется не столько природными особенностями людей, сколько устоявшимися традициями в формах практического исследования, теоретического познания и объяснения наблюдаемых явлений, объектов, фактов.

Объединим эти две позиции, и под этническим сознанием будем понищать формы осознания мира целым народом, обусловленные и спецификой функционирования первной системы этнической общности, и ее истории и культуры, определенным образом передаваемым последующим поколеним.

Этнические константы. Св.Лурье трактует их как «бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде.

Сами по себе они не имеют содержательного наполнения, а включают в себе лишь «формальные» характеристики, то есть представляют собой определенную и постоянную на протяжении всей жизни этноса форму упорядочения опыта, которая в соответствии со сменой культурно-ценностных детерминант народа в течение его истории получает различное наполнение…

Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире» (Лурьє С. „Историческая этнология”).

Понятие этнических констант в како-то мере переплетается с понятием Э.Дюркгейма о коллективных представлениях. А последним в свое время Леви-Брюль приписывал ряд специфических черт. Назовем эти черты, так как они частично характеризуют содержание бессознательной составляющей менталитета:

- эмоциональная интенсивность представлений, которые нередко сопровождались сильными переживаниями надежды на что-либо или же страха (так, слыша раскаты грома, наши предки полагали, что это Илья-громопержец в своей колеснице мчится по небесному своду, но и мы сейчас в подобные минуты испытываем священный страх или непонятный пугающий восторг!);

- нечувствительность к логическим противоречиям;

- непроницаемость для объективного опыта. Под ней понимается склонность народа верить во всякие магические обряды (привороживание, заговоры, «снятие сглаза» и пр.), при этом вера человека бывает настолько сильна, что она не только не разрушается объективным опытом, а нередко сам этот опыт используется им для ее укрепления.

Все перечисленные особенности восприятия мира Леви-Брюль называл пралогическим мышлением или пралогической ментальностью народа.

Интересен в связи с этим еще один вывод ученого. Леви-Брюль считал, что в обыденной индивидуальной жизни каждый человек почти свободен от пралогического мышления, но особо оно дает о себе знать именно в моменты группового восприятия, в сообществах „единомышленников”. Значит освободиться от первобытных особенностей коллективных представлений человек может только выделившись из группы. Правда впоследствии эти взгляды Леви-Брюля получили некоторую корректировку, но все же он продолжал настаивать на том, что коллективные представления возникают по закону сопричастности, что они как бы предшествуют появлению логического мышления и активной познавательной деятельности людей.

Идеи пралогической ментальности Леви-Брюля с момента их возникновения подвергались жесткой критике. Представим эти возражения, так как они позволяют лучше понять и сознательную и бессознательную составляющую менталитета этнической общности.

1. «Несомненно сходство представлений, составляющих ментальность первобытного и современного человека. А их различия носят скорее количественный характер, так как в первобытном обществе, где природный космос антропоморфен (См: ГЛОССАРИЙ - «антропоморфность), а мир человека составляет единое целое с миром природы, доля социальных представлений намного выше». (Т.Г.Стефаненко,2003). Как видам, идея колективного бессознательного разделяется современными ученими, но делается акцент на усиление в наше время социальной составляющей в менталитете народа.

2. Современные представления людей об окружающем мире также достаточно субъективны, как представления наших далеких предков. Заключенные в них стереотипы, предрассудки, иллюзорные ассоциации мешают адекватно воспринимать реальность даже с учетом того нового знания о ней, которое накопило человечество за многие годы. Если же учесть еще и недостаточность у ряда граждан этих знаний, учесть степень снижения образованности населения в целом, то получится, что представления нашего современника в некоторых случаях не так уж сильно отличаются от представлений предков. Но они к тому же также эмоциональны и также склонны к вере в магическое. Характер эмоциональных отношений и особенности магических верований народа входять в состаляющие психологического содержания этнических констант.

3. Вряд ли можно принять тезис Леви-Брюля об отсутствии познания в коллективных представлениях предков. Просто наши далекие предки познавали мир по-другому, более эмоционально, а знания закономерностей развития, понимания связей между предметами и объектами окружающего мира им явно не хватало. Однако эти особенности познания народом окружающего мира вошли в состав его этнического сознания.

Все же и сама природа менталитета, и его составляющие, особенно этнические константы, и проявления ментальности разных народов до сих пор изучены явно недостаточно, потому в литературе по данной проблеме можно встретить много разночтений.

Наконец, мы подошли к центральным понятиям в этнопсихологии, к понятиям - «народ» и «этнос». Понятия эти нередко используются как синонимы, однако содержание их все жэ не тождественно, о чем свидетельствует сопоставление определений, приведенных ниже. Вчитаемся в них и осмыслим содержание.

Народ. Данное понятие имеет два основних значения: 1) все население определенной страны; 2) народные массы, включающие на различных этапах истории те классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, ведущая сила коренных общественных преобразований. (В антагонистически обществах из народа исключаются господствующие, эксплуататорские группы).

Этнос же определяется как общность людей, группа, племя, национальность, нация. Эта общность людей объединена общностью языка, происхождения, места проживания, культуры, психики, особенностями самосознания (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированными в самоназвании. Непременными условиями возникновения этноса являются: общность территории, языка, единство психического склада.

По мнению большинства учених, основными характеристиками этноса являются:

1) самоназвание (этноним), в определенных случаях связанное с наименованием территории проживания (топонимом); (украинцы –Украина);

2) территориальная целостность как условие формирования и существования этноса;

3) наличие антропологических, расовых признаков; проявление особенностей культуры (материальной культуры – орудия труда, жилье, одежда и т.д.; духовной культуры – система образования, наука, литература, искусство и т.д.)

Как видим, разница между понятиями „народ” и „этнос” существенна. Но сей час на сбольше интересует последнее. Ряд ученых в понятие этнос вносит некоторые дополнительные черты. Так, А.А.Налчаджян (А.А.Налчаджян, 2004), соглашаясь с определением этноса как «специфического вида социальной группы, возникающего в результате естественноисторического процесса», отмечает и следующие его особенности.

1.«Этносы имеют общее биологическое происхождение, или, во всяком случае, все его взрослые члены полагают и верят,что что произошли от общих предков…

2. Этносы обладают общей территорией

3 .Этническая группа – такое сообщество людей, которое имеет общее для всех своих членов специфические культурные традиции, общую культуру…

4 .Этнос противопоставляет себя всем прочим аналогичным коллективам людей, различая «своих» и «других» («мы» и «не мы»). Те самым этнос приобретает самосознание («Я-концепцию» или «мы-концепцию»)…

5. Этнос имеет внутреннюю структуру или организацию. Как указывал один из известных исследователей в области этнологии Р.Джексон, под этнической организацией следует понимать «ассоциацию самосознающих взаимодействующих членов» этнической группы. Но внутриэтническая организация имеет одну важную особенность: в ней возникает много неформальных групп, в том числе «компульсивные институции» - системы родства и религиозные группы…

6 .Этнос на высоких уровнях своего развития создает общую государственность, ту или иную разновидность государственного строя, которая охватывает этнос целиком. Если этнос достигает такого уровня развития, то его уже называют нацией или этнонацией...

7. Члены этноса обладают чувством идентичности с данной этнической группой. Это означает, что члены этноса осознают и ценят свою принадлежность к этой этнической группе…

8. Некоторые исследователи считают, что общая религия всех членов этноса также является признаком нации…

9. Еще один признак – общий язык, который служит средством общения внутри этноса…

В этногенетическом отношении язык, считает А.Налчаждян, следует рассматривать двояко:

а) как условие этногенеза: возникнув каким-то образом язык, даже в своем зачаточном состоянии, объединяет определенное количество людей, поскольку им легче понимать друг друга. Можно даже утверждать, что появление языка – начало осознанного существования этноса. Поэтому исследование генезиса национальных языков имеет важнейшее значение для понимания процесса этногенеза…

б) язык является также итогом этногенеза, поскольку в истории этноса он все время развивается и обогащается. Поэтому по уровню развитости языка можно судить об этнической, особенно этнопсихологической, истории каждого народа…(Так лексический состав языка свидетельствует о том, что именно в окружающем мире постиг данный народ, насколько глубоко и всесторонне!)

и еще одна важная характеристика этноса - члены этнической группы обладают некоторыми общими психологическими особенностями … При этом все перечисленные признаки, по мнению ученого, характеризуют этнос не в отдельности, а в сложной взаимосвязи с друг с другом. Даже язык (например, русский, английский, армянский и т.п.) может быть одним и тем же для нескольких различных этносов.

Когда этническая группа в рассовом отношении является более или менее гомогенной, то есть состоит в основном из представителей одной расы, тогда, характеризуя ее, следует использовать еще и расовые признаки (то есть ее физио-антропологические черты). В таких случаях система критериев выделения этноса среди других становится еще более сложной. Причем такую группу сторонние наблюдатели в одной ситуации могут воспринимать в качестве расовой, а в других условиях - в качестве этнической группы…»

Перечисленные А.А.Налчаджяном признаки этноса гораздо полнее и дифференцированнее раскрывают это понятие. Правда, как нам представляется, не со всеми из них можно согласиться. Большое сомнение вызывает тезис о религиозном единстве всех членов этноса. Особенно в этнических группах на территориях постсоветских государст он уж явно не соблюдается.

Еще на один достаточно спорный тезис (его разделяют далеко не все этнопсихологи) хотим обратить внимание, это тезис о языке. Думается, что в данном случае все же следует согласиться с А.А..Налчаджяном в следующем – язык, действительно, знаменует начало этногенеза, и действительно - является его результатом. Причем процесс развития этноса и развития какого-либо языка, связанного с этим этносом - процессы и связанные, и различные. По всей вероятности, на начальных этапах становления этнической общности единый язык как средство сплочения всех членом общности просто необходим, однако на высших уровнях развития цивилизации, когда различные нации и народности могут интегрироваться в единый этнос, процессы развития языка и развития этноса могут расходиться. Члены этноса вполне могут практически одинаково владеть двумя, тремя, а то и четырьмя языками (украинским и русским, русским и белорусским и т.д.). Это будет только обогащать, укреплять и усложнять этническую группу, ее культура в духовном плане будет становиться гораздо объемнее и интереснее.

Безусловно, что в таком этносе языки тоже претерпят некоторое взаимное влияние, однако они все же сохранят тенденцию к проявлению „чистоты и самостоятельности”. Думается, что это вполне нормально. Не нужно придумывать никаких искусственных языков, типа «эсперанто» (не случайно, видимо, этот язык все же не получил массового распространения, ни один этнос «не сделал» его «своим»), как не следует искусственно насаждать и какой-либо один язык.

Думается, что в подобных ситуациях все языки следует законодательно поддерживать, «на равных» включать в систему образования, воспитывать у всех членов этноса одинаковое уважение к каждому из них. Это жизненно необходимая перспектива цивилизованных, развивающихся этносов. В противном случае многонациональный этнос в системе многонациональных отношений сам может быть обречен на изоляцию и упрощение, к тому же еще и конфликты на национально-языковой почве.

Разнонаправленным является и функционирование этноса. Оноопределяется рядом таких тенденций, в которых этнос сможет проявлять себя, достигать определенных результатов и качественного этнического самовыражения. Психологи выделяют следующие сферы функционирования этноса:

1. мотивационно-фоновая сфера, в которой идет выкристаллизовывание мотивов и целей национальной общности;

2. интеллектуально-познавательная сфера, рамками этого направления определяется своеобразие восприятия, мышления носителей национальной психики, которое выражается в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать её, строить планы;

3. эмоционально-волевая сфера (обуславливает функционирование у народа специфических эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: