Особые образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития.




Создание специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации

 

В условиях модернизации образовательной системы в России актуальным становится вопрос получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тем более, что таких детей действительно много. Причем основную массу составляют дети с задержкой психического развития.

Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.

Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.

Дети с ЗПР так же, как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития». (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ). Тем более, что получение образования определяет успешность их социализации.

В настоящее время существует тенденция отказа родителей детей с ОВЗ от обучения в специальных учреждениях. Как следствие – поступление большого количества таких детей в образовательные организации, а именно – в школы. И школа должна быть готова принять их. Степень готовности школы определяет успешность обучения и социализации таких детей.

Один из важнейших аспектов готовности школы – это наличие специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения образовательных потребностей детей с ЗПР. И перед руководителем организации встает вопрос: как и какие образовательные условия необходимо создать, чтобы в полной мере реализовать право ребенка на получение образования и удовлетворить его особые потребности.

Таким образом, этот вопрос на данный момент является актуальным не только в теоретическом, но и практическом аспекте и остро стоит практически перед каждой образовательной организацией.

Отсюда, целью данной работы можно считать создание благоприятных условий для включения в образовательный процесс ребенка с задержкой психического развития.

Задачи:

- изучение образовательных потребностей ребенка с задержкой психического развития;

- создание благоприятных условий для удовлетворения особых потребностей ребенка с задержкой психического развития.

Объектом изучения является ребенок с задержкой психического развития и его образовательные потребности.

Предметом изучения можно считать специальные образовательные условия, которые необходимы для удовлетворения потребностей такого ребенка и включения его в образовательную среду.

 

Особые образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития.

 

Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: