Практическое занятие 3
Создание растрового логотипа и элементов макета сайта
Средствами AdobePhotoshop
1. Цель занятия: получить практические навыки создания растрового логотипа и применения эффектов к логотипу и другим элементам сайта, разработки структуры макета сайта с использованием возможностей графического редактора AdobePhotoshop.
Перечень технических средств обучения
2.1 Персональный компьютер
2.2 MicrosoftWindows XP
2.3 AdobePhotoshop
Теоретические сведения
Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:
- Планирование
- Дизайн
- Разработка
Планирование
Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:
- Создание идеи
- Разработка структуры проекта
- Проработка макета проекта
Создание идеи
На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.
Разработка структуры проекта
Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.
Проработка макета проекта
После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично). Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики. Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.
|
Основные элементы страницы
Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).
Содержащий блок (контейнер)
Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).
Логотип
Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).
Навигация
Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).
Контент
Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.
Нижний колонтитул (footer)
Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.
|
Резиновый и фиксированный макет
Фиксированный макет
Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.
Резиновый макет
«Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.
В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.
Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?
При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.
|
Модульная сетка
Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.
Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (https://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).
Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.
Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки. Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.
Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.
Макеты веб-страниц
Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:
· Навигация в левом столбце
· Навигация в правом столбце
· Навигация в трёх столбцах
· Горизонтальная навигация. На данном этапе сайты с таким типом навигации составляют большинство. Удобство такого подхода легко объяснить тем, что в данном случае у нас остаётся больше пространства для контента, составляющего наш сайт.
Но данный список типов макетов нельзя назвать исчерпывающим, поэтому перед разработкой макета и дизайна страницы так же можно погулять по различным сайтам с примерами других работ, а так же по сайтам схожей с вашей тематикой:
Mobile First
С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.
Дизайн
После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.
Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.
Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:
· Color Scheme Designer 3. Помимо выбора цветовой схемы данный сервис позволяет посмотреть пример того, как выбранные цвета будут смотреться на сайте
· Adobe Color CC. Данный ресурс, в отличие от Color Scheme Designer 3, позволяет создавать палитры ещё и на основе загруженных изображений (которые, например, могли появиться у нас на этапе составления mood board). Так же данный сервис обладает большим архивом палитр других пользователей.
· COLORlovers. Обширное сообщество, где можно подобрать различные палитры.
Важно отметить, что при подборе цветов для палитры всегда стоит выбирать как минимум 2 контрастирующих цвета. Достижение нужного контраста между цветами – необходимое условие для того, чтобы у вас получился хороший интерактивный дизайн.
При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.
Элементы Call to Action
Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.
Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).
AIDA
Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:
- Привлечение внимания
- Интерес
- Желание
- Действие
Таким образом, становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.
Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.
Схема просмотра страницы
Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.
Визуальные направляющие
Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.
На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.
Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.
Фрэймворки
Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.
Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.
Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)
Трэнды
Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.
Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).
Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.
Скевоморфизм
Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).
Плоский дизайн
Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.
Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.
Задание.
Согласно варианту индивидуального задания преобразовать логотип и шрифт с использованием возможностей AdobePhotoshop, разработать структуру макета сайта.