ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Классификация инновации
Научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Под инновацией (англ. innovation – нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.
2 СЛ Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новые продукты или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
3 СЛ Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности называют инновационным продуктом.
Понятие инновации впервые ввел в оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер, который считается основоположником современной трактовки понятия «инновация». В своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., Й. Шумпетер рассматривал инновацию как средство предпринимательства для увеличения прибыли.
В процессе развития исследований инноваций и понимания их роли в экономическом развитии в 1960-е годы возникла потребность в общеевропейской статистике научных исследований и разработок. Для ее удовлетворения в 1963 г. в г. Фраскати (Италия) принято первое руководство для проведения соответствующих статистических обследований, так называемое «Руководство Фраскати». Впоследствии оно фактически переросло в Международные стандарты. В соответствии с этими стандартами инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
|
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.
Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
5 СЛ В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.
По содержанию и сфере реализации различают материально-технические и социальные инновации.
6 СЛ Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов, развитие новых форм социального обеспечения и пр.).
|
Социальные нововведения имеют некоторые особенности по сравнению с материально-техническими: они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой; они имеют большую сферу применения, т.к. социальные нововведения как правило не требуют нового технического оснащения; при реализации социальных нововведений стадия изготовления практически совмещена со стадией проектирования, что ускоряет инновационный процесс; социальные инновации вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.
7 СЛ Материально-технические инновации в зависимости от объекта
изменений материально-технические инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; создание принципиально новых продуктов или усовершенствование выпускаемых. К процессным инновациям относят новые производственные технологии, новые методы организации производства, новые управленческие решения и маркетинговые технологии.
8 СЛ В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:
радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные
изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения
и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
СЛ 1.2 Функции инновации
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях.