К данному типу конфликтов относятся конфликты между личностью и группой, в которую эта личность может входить, а может и не входить. В частности, это может быть конфликт между руководителем подразделения и группой его подчиненных. Внутригрупповые конфликты менее распространены, нежели межличностные конфликты, но более масштабны и могут быть более тяжелыми. Их результатом может стать удаление индивида из группы, а то и отстранение руководителя от должности.
Среди причин напряжения в группе следует особо отметить следующие:
1. Степень удовлетворенности потребностей личности.
(Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких как потребность в безопасности.)
2. Величина пространства свободного движения личности.
(Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и в экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия.)
3. Внешние барьеры.
(Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается выйти из неприятной ситуации. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и последующего конфликта.)
|
4. Конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и в то же время от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнеров.
Причины внутригрупповых конфликтов:
а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы, что дает о себе знать в семье, в сферах производства, управления, научных исследований и т. д.;
б) неправильные действия одного или нескольких членов группы, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей групповой цели;
в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов группы, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена группы ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам другого (других);
г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;
д) личная неприязнь одного члена группы к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;
е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении члена той же группы;
ж) психологическая несовместимость некоторых членов группы.
Стратегии разрешения конфликтов:
Ø Уступчивость (Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;)
Ø Уклонение (избегание, уход).(Используется в случаях, если
o источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами, а потому не стоит тратить на него силы
o оппонент знает, что не может решить вопрос в свою пользу;
|
o у оппонента мало власти для решения проблемы желательным для него способом;)
Ø Противоборство, конкуренция (используется в случае, если исход конфликта очень важен и участник:
o делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
o обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение - наилучшее;
o чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;)
Ø Сотрудничество (требует продолжительной работы с участием всех сторон. Его используют в следующих случаях:
o - необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
o - у оппонентов длительные, прочные и взаимозависимые отношения;
o - основной целью является приобретение совместного опыта работы;
o - стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;)
Ø Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Такой подход к разрешению конфликта в следующих ситуациях:
o - обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
o - удовлетворение желания каждого из оппонентов имеет е слишком большое значение;
o - оппонентов может устроить временное решение;
o - компромисс позволит хоть что-то получить.