Внутригрупповые конфликты и способы их разрешения.





К данному типу конфликтов относятся конфликты между личностью и группой, в которую эта личность может входить, а может и не входить. В частности, это может быть конфликт между руководителем подразделения и группой его подчиненных. Внутригрупповые конфликты менее распространены, нежели межличностные конфликты, но более масштабны и могут быть более тяжелыми. Их результатом может стать удаление индивида из группы, а то и отстранение руководителя от должности.

Среди причин напряжения в группе следует особо отметить следующие:

1. Степень удовлетворенности потребностей личности.

(Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких как потребность в безопасности.)

2. Величина пространства свободного движения личности.

(Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и в экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия.)

3. Внешние барьеры.

(Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается выйти из неприятной ситуации. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и последующего конфликта.)

4. Конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и в то же время от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнеров.

Причины внутригрупповых конфликтов:

а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы, что дает о себе знать в семье, в сферах производства, управления, научных исследований и т. д.;

б) неправильные действия одного или нескольких членов группы, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей групповой цели;

в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов группы, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена группы ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам другого (других);

г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;

д) личная неприязнь одного члена группы к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;

е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении члена той же группы;

ж) психологическая несовместимость некоторых членов группы.

 

Стратегии разрешения конфликтов:

Ø Уступчивость (Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;)

 

Ø Уклонение (избегание, уход).(Используется в случаях, если

o источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами, а потому не стоит тратить на него силы

o оппонент знает, что не может решить вопрос в свою пользу;

o у оппонента мало власти для решения проблемы желательным для него способом;)

 

Ø Противоборство, конкуренция (используется в случае, если исход конфликта очень важен и участник:

o делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

o обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение - наилучшее;

o чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;)

 

Ø Сотрудничество (требует продолжительной работы с участием всех сторон. Его используют в следующих случаях:

o - необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

o - у оппонентов длительные, прочные и взаимозависимые отношения;

o - основной целью является приобретение совместного опыта работы;

o - стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;)

 

Ø Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Такой подход к разрешению конфликта в следующих ситуациях:

o - обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

o - удовлетворение желания каждого из оппонентов имеет е слишком большое значение;

o - оппонентов может устроить временное решение;

o - компромисс позволит хоть что-то получить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: