МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
Музыкальная форма – это строение произведения.
Наиболее распространенные музыкальные формы делятся на две группы:
Формы полифонической музыки | Формы гомофонной музыки |
Канон Фуга Вариации Basso ostinato и др. формы | Простые формы (период, двухчастная, трехчастная форма) Сложные формы (двухчастная, трехчастная форма) Вариации Рондо Сонатная форма Циклы (напр. концерт, соната, сюита, оратория, кантата и т.д.) и др. формы. |
Структура мелодии. Период.
Структура – это строение, деление музыкальной мысли (мелодии) на части - разделы. Эти разделы могут быть большими и маленькими.
Самая маленькая часть мелодии – мотив. Мотив можно сравнить со словом в речи. Мотив имеет один акцент - ударение, состоит не менее чем из двух нот и не имеет цезуры (ц е з у р а - короткая остановка, граница между разделами мелодии). Цезуры образуются с помощью паузы или остановки на более длинной ноте в каденции (к а д е н-ц и я - окончание мелодии или ее части).
Объединение в одно музыкальное построение двух или трех мотивов образует фразу. Объединение в одно музыкальное построение двух (иногда трех) фраз образует
предложение. Объединение в законченное музыкальное построение мелодии, состоящей из двух предложений, образует период.
Период - это форма изложения законченной музыкальной мысли, простая форма. Период может быть формой самостоятельного произведения или частью более крупной формы.
Виды периода:
Чаще всего период делится на два симметричные (одинаковые по длине) предложения, которые имеют одинаковое или похожее начало, но разные каденции (окончания): менее закончена каденция в конце первого предложения, более завершена каденция второго предложения (на тонической гармонии). Такой период называется периодом повторного строения. Встречаются периоды, в которых второе предложение длиннее первого (расширенный период). Иногда первое предложение не повторяется, тогда образуется период единого строения, который не делится на предложения. Реже встречаются периоды, состоящие из трех предложений.
|
Схема периода:
П е р и о д 8 тактов | |||||||
П р е д л о ж е н и е 4 такта | П р е д л о ж е н и е 4 такта | ||||||
Ф р а за 2 такта | Ф р а з а 2 такта | Ф р а з а 2 такта | Ф р а з а 2 такта | ||||
Мотив | Мотив | Мотив | Мотив | Мотив | Мотив | Мотив | Мотив |
ПРОСТЫЕ ФОРМЫ
Это формы, основой которых является изложение и развитие одной темы. В простых формах (в отличие от периода) музыкальная мысль – т е м а – не только изложена, но и развита. Простые формы часто встречаются в песнях, танцах, небольших инструментальных произведениях – прелюдиях, этюдах, миниатюрах с названиями.
Виды простых форм определяют:
1. к о л и ч е с т в о ч а с т е й – две части (простая двухчастная форма) или три части (простая трехчастная форма).
2. т е м а т и з м – главные темы произведения. Т е м а – это музыкальный материал, в котором выражена основная мысль произведения, характер, главный музыкальный образ.
Если в основе частей формы лежат разные темы, то образуется простая форма контрастного типа. Если в основе всей формы лежит одна тема и ее р а з в и т и е (тема преобразуется, изменяется ее ритм, фактура, динамика, лад, гармония и т.д.), то образуется простая форма развивающего типа.
|
3. наличие р е п р и з ы. Р е п р и з а – это раздел формы, в котором тема повторяется после развивающего раздела или изложения новой темы. Реприза бывает буквальная (точный повтор темы) или варьированная (измененная ритмически, фактурно, гармонически и т.д.). Если реприза в форме есть, то образуется простая репризная форма, если репризы нет - простая безрепризная форма.
ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА
Форма произведения, состоящая из двух похожих или различных частей, каждая из которых не больше периода. Простая двухчастная форма часто встречается в песнях, танцах, в небольших инструментальных произведениях – прелюдиях, этюдах.
Основные два вида простой двухчастной формы:
Форма развивающего типа | Форма контрастного типа |
a b п е р и о д построение 8 тактов 8-10 тактов | a b п е р и о д п е р и о д 8 тактов 8 тактов |
В первой части (a) излагается тема, во второй части (b) происходит развитие этой темы. | В частях формы излагаются две разные темы. |
ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА
Форма произведения, состоящая из трех частей, каждая из которых не больше периода. В первой части формы излагается тема, во второй части – с е р е д и н е - следует развитие темы или изложение новой (контрастирующей) темы, в третьей части – р е п р и з е – буквально (точно) или в измененном виде повторяется тема первой части. Существуют два вида простой трехчастной формы, которые образуются, исходя из т и п а среднего раздела:
Форма развивающего типа (с серединой развивающего типа) | Форма контрастного типа (с серединой контрастного типа) |
a b a (реприза) п е р и о д построение п е р и о д 8 тактов ~ 8 тактов 8 тактов | a b a (реприза) п е р и о д п е р и о д п е р и о д 8 тактов 8 тактов 8 тактов |
|
Простая трехчастная форма может иметь вступление и коду. В с т у п л е н и е обычно подготавливает общее настроение, характер произведения, его тематизм или фактуру. K o д a – заключительный раздел произведения, дополняющий его форму. В коде закрепляется тоника главной тональности и интонации темы. ФОРМЫГОМОФОННОЙ МУЗЫКИ
ПЕРИОД – простая музыкальнгая форма, изложение законченной музыкальной мысли. Обычно состоит из двух предложений. Бывают периоды из трех предложений и неделимые на предложения периоды.
ПРОСТЫЕ ФОРМЫ Формы, состоящие из двух или трех периодов.
ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА – состоит их двух частей, где первая часть период, а вторая часть развивающсая или с новой темой. Схема формы: a b
ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА - в первой части излагается главная тема. Во второй части либо развивается первая тема, либо появляется новая контрастная тема. В третьей части – репризе (РЕПРИЗА - повторение) точно или с изменениями повторяется музыкальный материал первой части. Схема формы: a b a(1)