Индия после революционных событий 1905—1908 гг.




 

В июле английские власти организовали судебный процесс над Тилаком. Для того чтобы расправиться с вождем индийского освободительного движения, был подобран специальный состав присяжных, главным образом англичан.

Тилак использовал суд для разоблачения колонизаторов. Русский консул в Бомбее писал в одном из своих донесений, что Тилак произнес речь, "в которой совершенно забыл, что защищается, а вместо того направил страстное обвинение против существующего в Индии строя".

Голосами англичан-присяжных Тилак был признан виновным. Его приговорили к шести годам каторги.

Известие об аресте и суде над Тилаком вызвало бурюнегодования в стране. Особенно сильное возмущение охватило пролетарский Бомбей. В дни судебного процесса происходили массовые митинги и демонстрации протеста. По призыву "крайних" начались политические забастовки. 13 июля забастовало несколько тысяч рабочих. 17 июля число бастующих увеличилось до 40 тыс., 19 июля оно достигло 60 тыс., 22 июля, в день вынесения приговора, среди бомбейского населения распространился призыв: "Ответить на каждый год заключения, к которому приговорен Тилак, одним днем всеобщей стачки!".

На другой день, 23 июля, стачка бомбейских рабочих стала всеобщей. В ней участвовало более 100 тыс. человек. Когда против рабочих были двинуты полиция и войска, Бомбей покрылся баррикадами. Рабочие пустили в ход палки и камни. Несмотря на террор, стачка, как это предусматривалось с самого начала, продолжалась шесть дней. Лишь 29 июля бомбейские рабочие приступили к работе.

Бомбейские рабочие показали большую стойкость и упорство. Была развернута борьба со штрейкбрехерами. начинает заступаться в Индии улица. Подлый приговор английских шакалов, вынесенный индийскому демократу Тилаку (Tilak), — он осужден на долголетнюю ссылку, причем запрос, сделанный на днях английской палате общин, выяснил, что присяжные-индийцы высказались за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан! — эта месть демократу со стороны лакеев денежного мешка вызвала уличные демонстрации и стачку в Бомбее. Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,— а раз это стало так, песенка английско-русских порядков в Индии спета!"*.

Июльские события 1908 г. в Бомбее были кульминационным пунктом революционного подъема. После этого начался спад антиимпериалистического движения.

Революционный подъем 1905—1908 гг. не привел к освобождению народов Индии от колониального ярма. В тот период силы колонизаторов и внутренней реакции намного превосходили силы индийского освободительного движения. Против него обрушила всю свою мощь крупнейшая империалистическая колониальная держава мира — Англия. Жестоко расправляясь с индийскими патриотами, английские колонизаторы вместе с тем искусно маневрировали, разжигали индусско-мусульманскую рознь, стремились привлечь на свою сторону имущие классы Индии.

Между тем народы Индии делали лишь первые шаги на пути массовой сознательной политической борьбы. Рабочие и крестьяне только начинали включаться в эту борьбу. Политическим руководителем движения была индийская национальная буржуазия. Но ее либеральное крыло проявляло колебания и непоследовательность, в решающие моменты отходило от борьбы, а демократическое крыло национального движения не "сумело консолидироваться и создать собственную партию. Подпольные организации индийских революционеров не были связаны с массами.

Отрицательно сказались также отсутствие национального и религиозного единства населения Индии, неравномерность и разрозненность революционного движения в различных районах страны.

Революционный подъем, охвативший Индию в 1905—1908 гг., не перерос в революцию. В.И. Ленин подчеркивал, что "революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции". Марксизм-ленинизм различает революционную ситуацию вообще, непосредственно революционную ситуацию и прямую революцию. Весь ход событий 1905—1908 гг. свидетельствовал о том, что в Индии в те годы сложилась непосредственно революционная ситуация. Однако из-за рассмотренных выше причин она не привела к прямой революции.

После 1908 г. наступил период политической реакции. Однако английским колонизаторам приходилось учитывать в своей политике уроки революционных событий 1905—1908 гг. В 1909 г. английским парламентом был принят "Акт об индийских законодательных советах". По новому закону половина членов Всеиндийского законодательного совета и большинство членов провинциальных законодательных советов должны были избираться.

Но это была чисто внешняя уступка, ибо сами советы никаких реальных прав не имели. Хотя они официально и именовались законодательными, но выполняли лишь весьма ограниченные совещательные функции при английском вице-короле и губернаторах провинций. Выборы в них были не прямыми, а двух- и трехстепенными. Избирательные права получили лишь несколько тысяч человек из примерно трехсотмиллионного в то время населения Индии. Создавалась отдельная курия для мусульман. Они получали больше мест в марионеточных советах, чем им полагалось по числу избирателей-мусульман. Такая система выборов способствовала разжиганию религиозной вражды.

В 1911 г. британское правительство пересмотрело закон о разделе Бенгалии. Западная и восточная части Бенгалии воссоединились. Бихар и Орисса были выделены в самостоятельную провинцию. Самостоятельной провинцией стал также Ассам. Одновременно было объявлено о перенесении столицы Индии из Калькутты в Дели. Англичане хотели, чтобы центральный аппарат колониального порабощения народов Индии находился подальше от пролетарской Калькутты.

Несмотря на поражение, революционные выступления народов Индии в начале XX в. свидетельствовали о наступлении новой эпохи в истории этой крупнейшей колониальной страны Азии. Народы Индии пробудились к сознательной борьбе за свободу. Активизировалась индийская политическая эмиграция. Ее представители установили контакты с социалистическим движением европейских стран и II Интернационалом. Весь ход развития страны делал неизбежным наступление нового революционного подъема. Пробуждение Индии имело всемирно-историческое значение. Оно было важнейшей составной частью общего пробуждения угнетенных народов колониального Востока.

 

Культура Индии

колониальный эксплуатация индия революционный

Зарождение национально-освободительного движения, формирование наций, связанное с развитием капиталистических отношений, находили свое отражение в культурной жизни страны. Вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры и создание воспитанного на западных идеях, проанглийски настроенного слоя интеллигенции, среди получивших европейское образование выходцев из имущих классов, а затем и разночинцев росло национальное самосознание. Стремление к возрождению национальной литературы, традиции которой на различных языках Индии (бенгали, хинди, урду, маратхи, тёлугу и т. д.) восходили к средним векам, было тесно связано с социально-экономическими процессами в Индии на рубеже XIX—XX вв. Прежде всего это сказалось в Бенгалии.

Литература на бенгальском языке к концу XIX в. заняла ведущее место. Великий бенгальский поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861—1941) приобрел большое влияние у себя на родине и получил всемирное признание. После выхода в свет его первого произведения, напечатанного, когда Тагору было 13 лет, появились его многочисленные стихи, поэмы, рассказы и романы. В рассказах 90-х годов Тагор отражал жизнь Индии, показывал произвол колониальных властей, осуждал средневековые предрассудки и пережитки. В крупных романах Тагора начала XX в. ("Крушение", "Гора") нашли свое отражение настроения и конфликты, охватывавшие индийскую интеллигенцию.

Выступивший в начале XX в. бенгальский писатель Шоротчондро Чоттопадхай в своих произведениях ярко и реалистически рисует жизнь Индии, бенгальской деревни. Он, как и Тагор, изобличает произвол угнетателей, борясь с пережитками средневековья.

Все больше сказывается связь с национально-освободительным движением и в литературе хинди, где родоначальником новой литературы справедливо считается Премчанд. Его первый сборник рассказов, "Любовь к родине", отразивший национально-освободительный подъем в Индии 1905—1908 гг., был публично сожжен колониальными властями.

Поэты, писавшие на урду (Мухаммад Икбал и др.), на маратхи (Харинараяна Апте) и других языках Индии, искали новые формы, отражали в своем творчестве национальное пробуждение народов Индии.

В XIX в. отмечается создание целого ряда драматических произведений.

Развитие изобразительного искусства характеризовалось так называемым Бенгальским возрождением, связанным с именем крупного художника Обониндроната Тагора (1871—1951), племянника Рабиндраната Тагора. Обращение к лучшим образцам национальной живописи, фрескам Аджанты, сопровождалось дальнейшим развитием индийской техники акварели к темперы преимущественно в произведениях с религиозно-мифологической и исторической тематикой. В этом сказывались подъем национальных чувств и известный протест против проникновения в Индию — не без влияния колонизаторов — европейской техники живописи маслом. Мастера и последователи бенгальской школы, выступая организаторами и учителями в других центрах Индии, сыграли определенную положительную роль в дальнейшем развитии национального изобразительного искусства.

С ростом национального самосознания и с борьбой за экономическое развитие Индии связано появление ряда исследований по экономике. Их авторы, выдвигая требования экономических и политических реформ с либеральных позиций, разоблачали порядки, созданные в Индии английским господством, и их отрицательное влияние на экономическое развитие страны.

Политика английского империализма сказывалась на всей постановке образования и, естественно, на организации высших учебных заведений, программа которых была рассчитана на идеологическую обработку молодежи в угодном колонизаторам духе. В нескольких существовавших тогда высших учебных заведениях почти отсутствовала подготовка высококвалифицированных специалистов по разным наукам. Высших технических учебных заведений не было совсем. Лаборатории университетов были плохо оборудованы. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, и в этот период Индия дала целый ряд крупных физиков, математиков, биологов.

 

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: