Приём «Генераторы-критики»




В чем секрет успешного урока?

Каждый учитель хотя бы раз задумывался об успешности урока. В чем смысл такого урока? Можно ли запланировать такой урок? Современный урок дает возможность выбора средств, методов, методик обучения.

Важно на уроке думать не только о знаниях, которые даете ученику, но и о том, как он воспринимает эти знания. Как он слушает, чем при этом занимается. Бывает так, что ученику скучно, он Вас не воспринимает. Не нужно ругать ученика и обвинять его, что он Вас не слышит. Необходимо изменить ситуацию в пользу успешного урока.

Для того чтобы уроки не казались такими скучными необходимо использовать различные приемы работы, которые способны увлечь детей на уроках.

В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы:

Приём «Послушать – сговориться – обсудить».

Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

Например: На уроке окружающего мира при изучении темы «Времена года. Зима» ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»).

Приём «Цветные поля».

Данный прием используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Например: Применяю на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, в самостоятельных и проверочных работах, в работах с грамматическим заданием и работой над ошибками.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока загадываю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Например: урок окружающего мира “Из чего что сделано”. « А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?»

Приём «Лови ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Приём «Маша-растеряша»

Универсальный приём, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.

Формирует: умение определять проблему; умение находить разные пути решения проблемы; умение осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы.

Учитель, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования.

Например:

– Ой! Потеряла!

– Что?!

– Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,…). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4

На русском языке можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова. «Потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.

Приём «Генераторы-критики»

Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

Описание: Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Например: Задача первой группы — дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

Приём «Игровая цель»

Приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует: учебные умения; умение работать в команде; умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Например:

1. Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, — найдите и исправьте их.

2.На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Еще одной чертой успешного урока можно считать работу детей в команде. Приведу пример: на своём уроке беру себе в помощь трудовой сектор – дети следят за порядком, учебный сектор - следит за тем, чтобы все дети во время сдавали рабочие тетради, выполняли домашнее задание, напоминает об этом учителю. Дети спортивного сектора проводят физкультминутки на уроке. Это развивает в детях самостоятельность и ответственность. Данная деятельность находит отклик в каждом ребенке. Они активно выполняют свои обязанности.

Учителю нужно стараться, чтобы речь была выразительной, эмоциональной. Исключать грубые слова, чаще улыбаться. Приводить себя в пример такими словами «Когда я была как вы…» или «У меня в классе, когда я училась в школе..». Дети любят слушать истории про своего «маленького» учителя. Рассказывать, как вы выходили из той или иной ситуации, которые с вами случались в детстве. Можно обсуждать и поступки героев современных мультфильмов. Какие герои поступают правильно, а какие нет. Тогда ученики смотрят на педагога «другими глазами», увидят его с «другой стороны». Учитель должен быть «на одной волне» со своим классом, чтобы лучше их понять.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: