Загуляева Оксана Сергеевна, учитель истории МБОУ «Менделеевская СОШ»




Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

Современное общество – общество информации, открытий, перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути развития. Специфика юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами. В данный период им необходимо проявить себя в той или иной профессиональной роли, т.е. использовать свои способности на практике. Для этого им целесообразно организовать профессиональные пробы. Проба будет эффективной только тогда, когда будет четко и грамотно организована тьюторская беседапо выявлению профессиональных интересов, склонностей, будет выстроен проект будущей пробы.

Тьютор в первую очередь помогает школьнику выявить и осознать свои интересы. Важно понимать, что тьютор расширяет пространство школьника, обсуждая со школьником те или иные образовательные элементы и их роль в профессиональном самоопределении. Целью тьюторской беседы является, прежде всего, активизация каждого школьника, с учетом, именно его способностей навыков общения на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной и профессионлаьной программы.

Данная беседа была организована и проведена в рамках сетевой школы старшеклассников Карагайского муницпального района. Были разработаны вопросы для старшеклассников, направленные на выявление их профессиональных интересов. Данные вопросы должны были вывести учащегося на проект их профессиональной пробы. В проектировании вопросов тьюториала было очень важно сделать акцент именно на выявлении интересов 10-классников, на их увлечения, а только после этого выстраивать беседу в русле профессионального самоопределения.

Вопросы для беседы были предложены следующие: Чем тебе нравится заниматься в свободное время? Чем именно тебя привлекает данное занятие? Есть ли у тебя хобби? Что у тебя получается делать больше всего? Какие способности к этой деятельности развиты уже сейчас? В чем бы ты хотел себя попробывать? Как ты представляешь свою профессиональную пробу? (здесь важно выяснить все в деталях) Каковы твои ожидания от профессиональной пробы?

Следует отметить, что очень важно в процессе беседы задавать уточняющие вопросы, т.е. вопросы, направленные на понимание сущности высказываний тьюторанта. Такие вопросы дают более точную и яркую картину предстоящей профессиональной пробы. Также вопросы данного типа позволяют выстроить беседу в доверительной атмосфере. Примеры таких вопросов: «Вы сказали…, правильно ли я Вас услышал?»; «Когда вы сказали…, уточните, пожалуйста, что Вы имели в виду?»; «Можете ли вы рассказать об этом подробнее?»[1]

Стоит отметить, что очень важно в конце беседы повторить учащемуся все, что он проговорил вам, акцентируя внимание на деталях профессиональной пробы. В процессе беседы очень важно избегать попытки давать советы ребенку, корректировать его идеи, его ответы. Если тьютор начинает советовать – он переходит из позиции тьютора, в позицию консультанта, а этого допускать нельзя.

Во время беседы очень важно вести четкие записи ответов учащегося, так как на основании этого в последующем проектируется профессиональная проба.

В конце очень важно поблагодарить собеседника, оставить ему свои контакты для последующей работы.

Для того, чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо:

1. установить диалогичные и эмоционально комфортные отношения.

2. в целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только практический, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ профессиональной ситуации каждого школьника.

В заключении хотелось бы отметить то, что методика тьюторской беседы показала себя, как наиболее эффективная в проектировании образа своего будущего, направлена на формирование коммуникативной компетентности подростка и, самое главное, способствует самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.

Ученик сегодня должен быть подготовлен в соответствии с запросами информационного общества, он должен понимать, что трудовая деятельность и связанная с ней профессиональная ориентация учитывают, прежде всего, его личностные особенности, склонности и мотивации для наиболее полной его самореализации и удовлетворения от своей деятельности.

 

Использованные источники:

1. 50000 знаков для тьютора. Практика тьюторских компетенций. М.А.Мансветова. Пермь,2017, 54 С.

2. Тьюторское сопровождение профильного и профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного образования [Текст] / сост. Р. М. Гусарова, Н. А. Данилова, Н. С. Сизина, Г. Н. Краева; под. общ. ред. Р. М. Гусаровой – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2020. – 100 с.


[1] 50000 знаков для тьютора. Практика тьюторских компетенций. М.А.Мансветова. Пермь,2017,С 39-40



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: