СКАЗКИ
тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные — в места стоянки. Доволен Человек, гуляет, запах бензина вдыхает. Птиц, правда, да зверюшек разных вокруг поменьше стало. Но Человек на это даже внимания не обратил. «Зачем мне вообще этот лес? — думает. — Ну-ка, Рыбка, сделай так, чтобы на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать».
Исчез лес — как и не бывало. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.
Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человечий урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. Не пожалел на них отравы, всех извел до единой. А заодно с ними и пчел с птицами. «Не беда, — думает, — главное — урожай спасти. А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу».
Живет он так — горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все вроде бы хорошо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького.
Думал он, думал и решил завод построить. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Человек к Рыбке: хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб, значит, все как у людей было. Вздохнула Рыбка печально и спрашивает: «Тебе какой завод: химический или металлургический?» — «Да мне все равно, — Человек отвечает. — Лишь бы прибыль побольше была». — «Будет тебе завод, — вильнула Рыбка хвостом. — Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил внимания Человек на эти слова, а зря.
Возвратился он домой, видит — стоит возле его дома завод огромный, труб — видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, — думает Человек, — привыкну, главное — разбогатеть побыстрее».
Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверюшками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.
Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг — дым, ко- * поть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану водички попить. Глядь, вода-то из крана грязная бежит.
СКАЗКИ
вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой, [обежал в лес. Бежит, через горы мусора перебирается, че-эез грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит — а вода в нем мутная, с запахом неприятным. «Как ке так? — удивился Человек. — Куда же водичка прозрачная 1счезла?» Огляделся вокруг — дым, смрад, грохот. От деревьев эдни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свал-воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни од-юго цветочка не видать.
Вспомнил Человек свой сон. «Что же я наделал? — дума-— Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. }вал-звал — нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Человек — а это и Зпрямь Рыбка...
задание детям: придумать конец сказки. Предлагаем два варианта ее окончания.
Вариант первый. Только уж золота ее не видно под слоем 1азута. Обрадовался Человек, говорит Рыбке: «Не надо мне шчего, верни только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду». — |«Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что Цйелать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на бере-Цгу, голову руками обхватил и задумался.
Вариант второй. Взмолился Человек: «Не нужно мне ничего, только верни лес мой зеленый и родники чистые. Сделай, прошу, все, как было, больше ни о чем просить не буду». Молчит Рыбка, не отвечает. Пригляделся Человек пристальней — а Рыбка-то неживая уже, кверху брюшком плывет...
Мертвая рыбка по мертвой реке.
обсуждение текста
• Как изменился лес, после того как Золотая Рыбка нача
ла исполнять желания Человека?
• Почему Человек так себя вел?
• Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось
вновь вернуть свой лес?
• Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?
Видели ли вы заводы» поля, которые описаны в сказке?
» Может ли погибнуть Обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?
![]() |
СКАЗКИ
• А как бы вы поступили на месте Человека?
• Как вы думаете, что будет с этим Человеком?
В заключение обсуждения подчеркните, что человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала.
задания
v Напомните детям, что в сказке Золотая Рыбка выполняла желания Человека. О чем могла бы сама Рыбка попросить людей? Сделайте бумажную Золотую Рыбку. Передавайте ее по кругу, от ребенка к ребенку. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Золотой Рыбкой, я бы попросил у людей...» (далее следует конкретное предложение ребенка).
' Дайте детям листы бумаги, разделенные линией пополам. Предложите нарисовать слева природу, какой она была до исполнения желаний Человека, а справа — какой она стала после того, как Золотая Рыбка выполнила его желания. Рисунки обсудите.
/ Пусть дети нарисуют природу такой, какой они хотели бы ее видеть, и расскажут, что нужно сделать для того, чтобы она была именно такой.
TpaBUHka-путешественница
Далеко за горами, за реками, в жаркой пустыне жили растения со странным названием «перекати-поле». Однажды весной они, как всегда, зазеленели после долгожданных дождей. Сначала у них появились листочки, затем — красивые цветки. Среди растений была одна очень любознательная Травинка. Она все время приставала к папе и маме с вопросами: «Почему нас называют перекати-поле? А кто живет там, далеко, вон за теми холмами?» Но папа и мама не любили разговаривать, они считали все эти разговоры пустой болтовней. «Прекрати свои расспросы, это отвлекает нас от дел», — сурово прерывал Травинку папа. «А какие такие у меня дела?» — не унималась она. «Ты должна ловить каждую каплю дождя и выращивать цветки. Ведь у нас так мало времени для этого», — папа был неумолим. Если бы не Ветер, наша Травинка совсем бы загрустила. Но этот озорник, иногда пробегая мимо, наклонял Тра-
СКАЗКИ
зинку до земли и шептал: «Я-то знаю, почему тебя так зовут.
"отерпи немного, и ты увидишь белый свет, узнаешь, что там, холмами». Ветер пролетал так быстро, что Травинка не ус-
квала его ни о чем спросить. Она только вздыхала и думала:
«Как же я смогу путешествовать, если меня в земле крепко
держит мой корешок? Вот если бы я была зверьком, я бы дав-
ю сбегала вон за те холмы». If Шло время. Травинка, как и наказывал ей папа, вырасти-
ia замечательные цветки. Затем они отцвели, и на их месте 'появились маленькие, легкие плоды. Солнце к тому времени пустыне грело все сильней, а дождики шли все реже. Тра-
зинка стала замечать, что и она сама, и ее родственники как-побледнели. Зеленого цвета в их наряде оставалось все мень-
ie, а желтого прибавлялось. Вода почти исчезла, и потому
Гравинка совсем высохла. Ее стебелек у самой земли становился все тоньше и тоньше. Со временем он стал похож на ниточ- тКУ, которая не дает улететь воздушному шарику. «Что же со •иной происходит?— тревожилась Травинка. — И когда же, наконец, я смогу увидеть белый свет, как обещал Ветер? Может, он обманул меня?» Не успела она подумать о Ветре, а он уж тут как тут. Налетел, зашумел и заиграл с травами, ласково погладил Травинку: «Сейчас мы отправимся в путь, приготовься! Я унесу тебя далеко-далеко за холмы». И Ветер дунул с такой силой, что ниточка стебелька порвалась. Травинка вдруг почувствовала свободу, теперь больше ничто не держало ее у земли! Она стала легкой и послушной Ветру. А он то подбрасывал Травинку вверх, то катил ее по полю. Она летела словно птица и во все глаза смотрела на белый свет. Так они добрались до заветных холмов. «Устала? — засмеялся Ветер. — Давай передохнем!» Травинка оглянулась и увидела вокруг себя новые, незнакомые растения. «Здравствуйте, — вежливо сказала она. — Очень рада познакомиться». Но важные Кусты не ответили Травинке, а только неодобрительно закачали ветками. «Смотрите, опять перекати-поле прикатилось!» — надменно заметил один из них. «И где только ветер их не носит, как только не перекатывает с боку на бок», — согласился с ним другой. «Уж такие они ветреные, ненадежные, совсем не могут на одном месте расти, как мы», — добавил третий. «Так вот почему меня зовут перекати-поле, — поняла Травинка. — Конечно, как я об этом раньше не догадалась, ведь мы так устроены, что Ветер может оторвать нас от земли и долго-долго катить по полю. Мне нрайиТся Мое имя»;
Важные Кусты не пришлись Травинке по душе, и Ветер по-
СКАЗКИ
нес ее дальше. Так они и путешествовали, пока, наконец, Травинка не утомилась сильно-сильно. Ей захотелось, чтобы Ветер унес ее в какую-нибудь уютную ямку, где можно хорошо отдохнуть. Ветер с удовольствием выполнил просьбу Травинки. Она удобно устроилась в новом доме и только тут с удивлением обнаружила, что по дороге растеряла все свои семена. Травинка была так увлечена путешествием, что даже не заметила, как они выпали из ее сухих веточек. «Попрошу-ка я Ветер поискать мои семена. Ведь он может слетать куда угодно». Но Ветер в ответ на просьбу Травинки только засмеялся: «Все твои семена уже нашли себе домики. Они спрятались в земле и дожидаются весны. Когда польет дождик, они начнут расти и превратятся в такие же красивые травинки, как и ты. Ведь семена — это твои детки. А детки всегда похожи на родителей». — «А они научатся путешествовать?» — спросила Травинка. Ей очень хотелось, чтобы ее детки тоже смогли увидеть мир. Ведь это так замечательно! «Конечно, — кивнул Ветер. — Со временем они станут такими же легкими, как и ты, и я унесу их в далекие края. Все вокруг станут их называть "перекати-поле". А ты теперь можешь спокойно уснуть. Ведь наступает осень». Эти последние слова Травинка уже не слышала, так как заснула. Она так устала во время путешествия. И снились ей высокие холмы вдалеке, а шум Ветра был лучше всякой колыбельной песни.
обсуждение текста
» Почему у Травинки было такое необычное имя? Что случилось с семенами этого растения? Помог ли Ветер Травинке?
• Папа Травинки гЬворил, что у них мало времени для
роста. Почему?
(В пустыне период дождей очень недолог, и за короткий срок, до наступления жары, растения должны вырасти и дать семена.)
задания
• Предложите детям нарисовать, сделать аппликацию или
сконструировать модель Травинки. Какой они ее представ
ляют? Сравните работы ребят.
^ Пример конструирования. Сплетите из сухих травинок и веточек модель перекати-поля в виде шара. Поверхность его необязательно должна быть идеально гладкой, отдельные веточки могут торчать наружу. Между травинками оставьте промежутки, через которые высыпаются семена.
I
СКАЗКИ
Внутри модели рассыпьте семена укропа или любые другие, главное, чтобы они были мелкими и легкими. Положите на пол или на длинный стол полоску бумаги или ткани. Ее цвет должен быть таким, чтобы семена были хорошо видны. Поставьте модель перекати-поля на бумагу и тихонько подуйте. Для этих же целей можно использовать фен или веер. Во время движения «растения» на стол будут высыпаться семена.
• Пусть ребята представят себя ветром и заставят перекати-поле путешествовать. Возьмите стеклянную банку с песком, положите ее на бок. Внутрь, на песок, поместите ватный шарик. Это будет перекати-поле. Дети накачивают воздух через шланг (или резиновой грушей) и наблюдают за движением модели.
игра
Включите в физкультурный комплекс упражнение «перекати-поле». Дети сворачиваются в клубочки и перекатываются по ^ковру с боку на бок. В руках они держат мелкие предметы, ||Например теннисные мячики — семена, которые «растение» 'потеряет во время путешествия:^
Примечание. При обсуждении сказки подчеркните, что перекати-поле — это название не какого-то конкретного растения, а целой группы. Растения этой группы таким необычным способом распространяют семена. Они могут быть разных размеров, с разными цветками. Растут перекати-поле в степях, пустынях и полупустынях, так как равнинная местность позволяет ветру переносить их на большие расстояния (обсудите с детьми, почему перекати-поле не встретишь в лесу). Обычно эти растения имеют шарообразную форму; после созревания семян стебель отламывается. Легкие сухие шары подхватываются ветром и переносятся в другие места, что способствует расселению растений. Иногда сухие экземпляры перекати-поля привозят из Крыма (его степной части, например из Евпатории), гак как они очень декоративны. Выясните: может быть, у кого-нибудь в доме есть такие растения. В средней полосе, на открытых участках, по сухим берегам рек можно увидеть качим — растение с мелкими белыми цветками. Оно тоже относится к группе перекати-поле. Возможно, вам даже удастся найти его летом. Ну а если вы живете в зоне степей или полупустынь, отыскать прообраз Травинки будет совсем несложно.
Сказка позволяет познакомить детей с одним из способов распространения семян и ролью ветра в этом процессе.
![]() |
СКАЗКИ