TpaBUHka-путешественница




СКАЗКИ

тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные — в места стоянки. Доволен Человек, гуляет, запах бензина вды­хает. Птиц, правда, да зверюшек разных вокруг поменьше ста­ло. Но Человек на это даже внимания не обратил. «Зачем мне вообще этот лес? — думает. — Ну-ка, Рыбка, сделай так, что­бы на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать».

Исчез лес — как и не бывало. На его месте картошка рас­тет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человечий урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. Не пожалел на них отравы, всех извел до единой. А заодно с ними и пчел с птицами. «Не беда, — думает, — глав­ное — урожай спасти. А вместо птичьих песен я у Рыбки маг­нитофон попрошу».

Живет он так — горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все вроде бы хоро­шо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод построить. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Человек к Рыбке: хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышлен­ное производство развернуть. Чтоб, значит, все как у людей было. Вздохнула Рыбка печально и спрашивает: «Тебе какой завод: химический или металлургический?» — «Да мне все рав­но, — Человек отвечает. — Лишь бы прибыль побольше бы­ла». — «Будет тебе завод, — вильнула Рыбка хвостом. — Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил внимания Человек на эти слова, а зря.

Возвратился он домой, видит — стоит возле его дома завод огромный, труб — видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воз­дух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, — думает Человек, — привыкну, главное — разбогатеть побыстрее».

Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверюшками общается, цветы нюха­ет, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг — дым, ко- * поть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану водички попить. Глядь, вода-то из крана грязная бежит.


СКАЗКИ

вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой, [обежал в лес. Бежит, через горы мусора перебирается, че-эез грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит — а вода в нем мутная, с запахом неприятным. «Как ке так? — удивился Человек. — Куда же водичка прозрачная 1счезла?» Огляделся вокруг — дым, смрад, грохот. От деревьев эдни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свал-воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни од-юго цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон. «Что же я наделал? — дума-— Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. }вал-звал — нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Человек — а это и Зпрямь Рыбка...

задание детям: придумать конец сказки. Предлагаем два варианта ее окончания.

Вариант первый. Только уж золота ее не видно под слоем 1азута. Обрадовался Человек, говорит Рыбке: «Не надо мне шчего, верни только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду». — |«Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что Цйелать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на бере-Цгу, голову руками обхватил и задумался.

Вариант второй. Взмолился Человек: «Не нужно мне ниче­го, только верни лес мой зеленый и родники чистые. Сделай, прошу, все, как было, больше ни о чем просить не буду». Молчит Рыбка, не отвечает. Пригляделся Человек присталь­ней — а Рыбка-то неживая уже, кверху брюшком плывет...

Мертвая рыбка по мертвой реке.

обсуждение текста

• Как изменился лес, после того как Золотая Рыбка нача­
ла исполнять желания Человека?

• Почему Человек так себя вел?

• Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось
вновь вернуть свой лес?

• Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?
Видели ли вы заводы» поля, которые описаны в сказке?

» Может ли погибнуть Обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?


 

СКАЗКИ

• А как бы вы поступили на месте Человека?

• Как вы думаете, что будет с этим Человеком?

В заключение обсуждения подчеркните, что человек не мо­жет жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала.

задания

v Напомните детям, что в сказке Золотая Рыбка выполня­ла желания Человека. О чем могла бы сама Рыбка попро­сить людей? Сделайте бумажную Золотую Рыбку. Переда­вайте ее по кругу, от ребенка к ребенку. Участник об­суждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Золотой Рыбкой, я бы попросил у людей...» (далее следует конкретное предложение ребенка).

' Дайте детям листы бумаги, разделенные линией пополам. Предложите нарисовать слева природу, какой она была до исполнения желаний Человека, а справа — какой она стала после того, как Золотая Рыбка выполнила его же­лания. Рисунки обсудите.

/ Пусть дети нарисуют природу такой, какой они хотели бы ее видеть, и расскажут, что нужно сделать для того, что­бы она была именно такой.

TpaBUHka-путешественница

Далеко за горами, за реками, в жаркой пустыне жили рас­тения со странным названием «перекати-поле». Однажды вес­ной они, как всегда, зазеленели после долгожданных дождей. Сначала у них появились листочки, затем — красивые цветки. Среди растений была одна очень любознательная Травинка. Она все время приставала к папе и маме с вопросами: «Почему нас называют перекати-поле? А кто живет там, далеко, вон за теми холмами?» Но папа и мама не любили разговаривать, они счи­тали все эти разговоры пустой болтовней. «Прекрати свои рас­спросы, это отвлекает нас от дел», — сурово прерывал Травин­ку папа. «А какие такие у меня дела?» — не унималась она. «Ты должна ловить каждую каплю дождя и выращивать цветки. Ведь у нас так мало времени для этого», — папа был неумо­лим. Если бы не Ветер, наша Травинка совсем бы загрусти­ла. Но этот озорник, иногда пробегая мимо, наклонял Тра-


СКАЗКИ

зинку до земли и шептал: «Я-то знаю, почему тебя так зовут.

"отерпи немного, и ты увидишь белый свет, узнаешь, что там, холмами». Ветер пролетал так быстро, что Травинка не ус-

квала его ни о чем спросить. Она только вздыхала и думала:

«Как же я смогу путешествовать, если меня в земле крепко

держит мой корешок? Вот если бы я была зверьком, я бы дав-

ю сбегала вон за те холмы». If Шло время. Травинка, как и наказывал ей папа, вырасти-

ia замечательные цветки. Затем они отцвели, и на их месте 'появились маленькие, легкие плоды. Солнце к тому времени пустыне грело все сильней, а дождики шли все реже. Тра-

зинка стала замечать, что и она сама, и ее родственники как-побледнели. Зеленого цвета в их наряде оставалось все мень-

ie, а желтого прибавлялось. Вода почти исчезла, и потому

Гравинка совсем высохла. Ее стебелек у самой земли становился все тоньше и тоньше. Со временем он стал похож на ниточ- тКУ, которая не дает улететь воздушному шарику. «Что же со •иной происходит?— тревожилась Травинка. — И когда же, наконец, я смогу увидеть белый свет, как обещал Ветер? Мо­жет, он обманул меня?» Не успела она подумать о Ветре, а он уж тут как тут. Налетел, зашумел и заиграл с травами, ласко­во погладил Травинку: «Сейчас мы отправимся в путь, приго­товься! Я унесу тебя далеко-далеко за холмы». И Ветер дунул с такой силой, что ниточка стебелька порвалась. Травинка вдруг почувствовала свободу, теперь больше ничто не держало ее у земли! Она стала легкой и послушной Ветру. А он то подбра­сывал Травинку вверх, то катил ее по полю. Она летела слов­но птица и во все глаза смотрела на белый свет. Так они до­брались до заветных холмов. «Устала? — засмеялся Ветер. — Давай передохнем!» Травинка оглянулась и увидела вокруг себя новые, незнакомые растения. «Здравствуйте, — вежливо ска­зала она. — Очень рада познакомиться». Но важные Кусты не ответили Травинке, а только неодобрительно закачали ветка­ми. «Смотрите, опять перекати-поле прикатилось!» — надменно заметил один из них. «И где только ветер их не носит, как только не перекатывает с боку на бок», — согласился с ним другой. «Уж такие они ветреные, ненадежные, совсем не мо­гут на одном месте расти, как мы», — добавил третий. «Так вот почему меня зовут перекати-поле, — поняла Травинка. — Конечно, как я об этом раньше не догадалась, ведь мы так устроены, что Ветер может оторвать нас от земли и долго-дол­го катить по полю. Мне нрайиТся Мое имя»;

Важные Кусты не пришлись Травинке по душе, и Ветер по-


 

СКАЗКИ

нес ее дальше. Так они и путешествовали, пока, наконец, Тра­винка не утомилась сильно-сильно. Ей захотелось, чтобы Ве­тер унес ее в какую-нибудь уютную ямку, где можно хорошо отдохнуть. Ветер с удовольствием выполнил просьбу Травин­ки. Она удобно устроилась в новом доме и только тут с удив­лением обнаружила, что по дороге растеряла все свои семена. Травинка была так увлечена путешествием, что даже не заме­тила, как они выпали из ее сухих веточек. «Попрошу-ка я Ветер поискать мои семена. Ведь он может слетать куда угод­но». Но Ветер в ответ на просьбу Травинки только засмеялся: «Все твои семена уже нашли себе домики. Они спрятались в земле и дожидаются весны. Когда польет дождик, они начнут расти и превратятся в такие же красивые травинки, как и ты. Ведь семена — это твои детки. А детки всегда похожи на роди­телей». — «А они научатся путешествовать?» — спросила Тра­винка. Ей очень хотелось, чтобы ее детки тоже смогли увидеть мир. Ведь это так замечательно! «Конечно, — кивнул Ветер. — Со временем они станут такими же легкими, как и ты, и я унесу их в далекие края. Все вокруг станут их называть "пере­кати-поле". А ты теперь можешь спокойно уснуть. Ведь насту­пает осень». Эти последние слова Травинка уже не слышала, так как заснула. Она так устала во время путешествия. И сни­лись ей высокие холмы вдалеке, а шум Ветра был лучше вся­кой колыбельной песни.

обсуждение текста

» Почему у Травинки было такое необычное имя? Что случи­лось с семенами этого растения? Помог ли Ветер Травинке?

• Папа Травинки гЬворил, что у них мало времени для
роста. Почему?

(В пустыне период дождей очень недолог, и за короткий срок, до наступления жары, растения должны вырасти и дать семена.)

задания

• Предложите детям нарисовать, сделать аппликацию или
сконструировать модель Травинки. Какой они ее представ­
ляют? Сравните работы ребят.

^ Пример конструирования. Сплетите из сухих травинок и веточек модель перекати-поля в виде шара. Поверхность его необязательно должна быть идеально гладкой, отдель­ные веточки могут торчать наружу. Между травинками оставьте промежутки, через которые высыпаются семена.


I


СКАЗКИ

Внутри модели рассыпьте семена укропа или любые дру­гие, главное, чтобы они были мелкими и легкими. По­ложите на пол или на длинный стол полоску бумаги или ткани. Ее цвет должен быть таким, чтобы семена были хорошо видны. Поставьте модель перекати-поля на бумагу и тихонько подуйте. Для этих же целей можно использо­вать фен или веер. Во время движения «растения» на стол будут высыпаться семена.

• Пусть ребята представят себя ветром и заставят перекати-поле путешествовать. Возьмите стеклянную банку с пес­ком, положите ее на бок. Внутрь, на песок, поместите ватный шарик. Это будет перекати-поле. Дети накачива­ют воздух через шланг (или резиновой грушей) и наблю­дают за движением модели.

игра

Включите в физкультурный комплекс упражнение «перека­ти-поле». Дети сворачиваются в клубочки и перекатываются по ^ковру с боку на бок. В руках они держат мелкие предметы, ||Например теннисные мячики — семена, которые «растение» 'потеряет во время путешествия:^

Примечание. При обсуждении сказки подчеркните, что пе­рекати-поле — это название не какого-то конкретного растения, а целой группы. Растения этой группы таким необычным спо­собом распространяют семена. Они могут быть разных разме­ров, с разными цветками. Растут перекати-поле в степях, пу­стынях и полупустынях, так как равнинная местность позволя­ет ветру переносить их на большие расстояния (обсудите с деть­ми, почему перекати-поле не встретишь в лесу). Обычно эти растения имеют шарообразную форму; после созревания семян стебель отламывается. Легкие сухие шары подхватываются вет­ром и переносятся в другие места, что способствует расселе­нию растений. Иногда сухие экземпляры перекати-поля при­возят из Крыма (его степной части, например из Евпатории), гак как они очень декоративны. Выясните: может быть, у кого-нибудь в доме есть такие растения. В средней полосе, на от­крытых участках, по сухим берегам рек можно увидеть качим — растение с мелкими белыми цветками. Оно тоже относится к группе перекати-поле. Возможно, вам даже удастся найти его летом. Ну а если вы живете в зоне степей или полупустынь, отыскать прообраз Травинки будет совсем несложно.

Сказка позволяет познакомить детей с одним из способов распространения семян и ролью ветра в этом процессе.


 

СКАЗКИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: