Методические рекомендации к написанию эссе




ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ»

Методические рекомендации к изучению материала и подготовке к тестированию

Методические рекомендации предназначены для подготовки к выполнению практических заданий по дисциплине «Философия». В первой части дан список теоретических вопросов, изучение которых необходимо для выполнения тестовых заданий. Список литературы, включающий учебники, учебные пособия, словари, хрестоматии, монографии и переводы оригинальных философских текстов, дан ниже. Во второй части представлены рекомендации и требования к написанию эссе, их тематика. В третьей части даны образцы тестовых заданий.

В ходе подготовки к практическим заданиям, необходимо руководствоваться лекционным материалом. Следует обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные в ходе лекции, посредством обращения к философским энциклопедическим словарям и учебникам. В словарях и энциклопедиях раскрывается смысл основных категорий, отражающих содержание философского знания, а учебники репрезентируют основную суть философских проблем и принципов. Углубление знаний и конкретизация отдельных философских вопросов возможна при обращении к произведениям философов (переводам оригинальных философских текстов), а также хрестоматиям и монографическим историко-философским исследованиям.

I. Перечень заданий, выносимых на тестирование:

 

1. Этимология понятия «философия». Время и место зарождения философии.

2. Предмет философии (что изучает философия).

3. Мировоззрение и его центральный вопрос. Структура мировоззрения.

4. Основные исторические типы мировоззрения, их специфика.

5. 4 основных вопроса философии по И.Канту.

6. Понятие рефлексии.

7. Структура философии (основные разделы философского знания – онтология, гносеология, феноменология, философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия истории, практическая философия, аксиология, история философии, философия и методология науки, философия искусства).

8. Функции философии.

 

II. Перечень вопросов, подлежащих раскрытию в творческом эссе (на выбор студента):

1. Можете ли Вы привести пример какой-либо тайны (непонятного, загадочного события или явления), с которой столкнулись в жизни? Проанализируйте, как это повлияло на Вашу дальнейшую жизнь и как Вы это оцениваете. Темой такого эссе может выступать следующая тема: «Необъяснимое (таинственное, загадочное) и его роль в жизни человека (моей жизни)»

2. Считаете ли Вы, что уже сейчас в Вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится, когда Вы вырастите и добьётесь чего-нибудь существенного в жизни? Темой такого эссе может быть следующая тема: «Высший смысл жизни и предназначение человека»

3. Какое детство, по Вашему мнению, лучше: детство безмятежное или трудное, когда нужно постоянно преодолевать препятствия и закалять волю? Если выберите этот вопрос, тема Вашего эссе может звучать так: «”Трудное” детство: отчуждение или перспектива личностного роста?»

4. Как Вы считаете, человек – сверхъестественное существо? Обоснуйте ответ в развёрнутом виде. Темой эссе в данном случае может быть такая тема: «Человек как сверхъестественное существо: иллюзия или реальность?»

 

Методические рекомендации к написанию эссе

Краткая справка

Эссе – (от французского essai – «попытка, проба, очерк») литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. Создателем жанра эссе по праву считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.).

Обычно, эссе предполагает новое, субъективное мнение о какой-либо ситуации и может иметь философский, публицистический, критический, научно - популярный и др. характер. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

В эссе используется прямое авторское высказывание, а, значит, в нём не создаются ни персонажи, ни сюжет.

 

Тема эссе

Тема эссе должна служить основной цели – побуждать к размышлению. Она может раскрывать смысл спорного тезиса, отражать известное изречение, выражать авторский подход к их осмыслению. Формулировка темы эссе должна содержать проблему, некий нерешенный вопрос, или новый взгляд на устоявшиеся, традиционные, общепринятые идеи, взгляды, положение вещей.

 

Структура эссе

1. Титульный лист (на нем указывается фамилия и инициалы студента, курс, группа, специальность, фамилия и инициалы преподавателя, тема эссе и дисциплина, по которой оно написано)

2. Введение. Суть и обоснование выбранной темы. На этом этапе необходимо сформулировать вопрос, на который будет найден ответ в ходе написания эссе. Кроме того важно определить актуальность темы и термины, необходимые для ее раскрытия.

3. Основная часть эссе. Изложение ответа на основной вопрос. Данная часть содержит анализ имеющихся данных, формулировку собственного мнения, взгляда, утверждения по поводу ключевой проблемы работы, аргументацию точки зрения автора. В зависимости от вопроса, анализ можно проводить на основе различных философских категорий, например: причина-следствие, форма-содержание, часть-целое и т.п. Каждый абзац эссе должен содержать лишь одну законченную мысль.

4. Заключение эссе. Суммирование уже сделанных выводов, подведение общих итогов. Кроме того, можно еще раз повторить основные положения и взгляды, сформулированные в процессе написания эссе, сделать иллюстрирующую цитату.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: