Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях).




Темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы.

· о влиянии музыки;

· об истинном благородстве;

· о сущности человеческой личности;

· о внешнем облике и внутреннем мире человека;

· о новых технологиях;

· о настоящей доброте;

· о мнимых «звездах» эстрады;

· о смысле жизни;

· о прошлом и настоящем;

· о ценности классической поэзии;

· о влиянии живописи на душевный мир человека;

· о счастье;

· о современной молодежи и др.

План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

IV. Определение авторской позиции.

V. Изложение собственной позиции:

VI. Заключение.

Как правильно понять исходный текст.

1. О чем текст? (Ты увидишь тему).

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)

4. Зачем автор написал текст? Как автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет понять авторскую позицию)

Вступление может быть написано в форме:

1. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).

2. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.

3. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.

4. Может начинаться с ключевого слова текста и др.

Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:

· взаимоотношения человека и природы;

· проблема снижения культурного уровня общества;

· проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;

· проблема «отцов» и «детей»;

· роль детства в становлении личности человека;

· проблема духовности;

· проблема милосердия;

· проблема назначения искусства;

· проблема истинной интеллигентности;

· проблема совести;

· роль чтения в детстве и др.

Опорные фразы для формулировки проблемы текста:

· сформулирована проблема;

· затронута проблема;

· поднята проблема;

· освещена проблема;

· обсуждается проблема;

Очень важно правильно определить одну, главную проблему, ведь все дальнейшее размышления над текстом должно вытекать именно из нее. Если вы заявили, что в данном тексте автор размышляет о памят,то и комментарии, и позиция автора, и ваша аргументация должна соответствовать названной проблеме.

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова.

Экзаменуемый в комментарии должен обозначать те стороны проблемы, которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом авторской мысли. Комментарий может быть текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.

В комментарии не должно быть:

1. пересказа исходного текста;

2. рассуждения по поводу всех проблем текста;

3. общих рассуждений о тексте.

Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора. Наиболее удачный вариант следующий:

Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:

o я согласна с мнением автора в том, что…

o автор прав в том, что…

o я согласен с позицией автора и считаю, что…

 

Затем вы должны доказать свою позицию, привести аргументы в ее защиту. Порой смысл аргументации для ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, незыблемость доказываемой этической аксиомы.

Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

I. Логические аргументы.

Факты.

Выводы науки.

Статистика (количественные показатели).

Законы природы.

Свидетельства очевидцев.

Данные экспериментов и экспертиз.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.

1. Конкретные примеры:

А) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае)

Б) литературный пример.

Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет:

1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа и т.д.

2. Мнение специалиста, эксперта.

3. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Как вы думаете, какие аргументы, примеры доказывали бы, что историческая память важна для человека?

Высказывание собственного мнения и его аргументация являются своеобразным мини сочинением- рассуждением, где есть тезис (ваше мнение), доказательства (аргументы). Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение, необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.

Заключение.

1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

2. Должно завершить сочинение, обратив внимание на самое главное.

3. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

4. Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

5. Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: