примерам разумной организации жизни, какой бы он хотел для




своей страны. И когда нарождающаяся русская интеллигенция

раскололась на два идейных лагеря - славянофилов и западников, Тургенев примкнул к последним, отразив суть их воззрений в своих романах.

Вернувшись из-за границы, Тургенев поселился в своем

орловском имении Спасское-Лутовиново, познакомился

с Лермонтовым, а потом и с Белинским, Некрасовым, Достоевским и другими литераторами. Будущий знаменитый романист начинал как поэт, печатал поэмы и стихотворения, да и по натуре своей был именно лириком, учеником Жуковского и Лермонтова. Эта лирическая музыкальность и мягкий, порой безнадежный пессимизм и скепсис стали главной особенностью тургеневекой прозы.

В 1 844 году он написал свою первую повесть - Андрей Колосов, где в эскизах уже появились главные герои и обозначился сам стиль тургеневекой прозы.

В 1 843 году писатель познакомился в Петербурге с французской певицей Полиной Виардо; встреча эта изменила его жизнь, далее он уже следовал за любимой женщиной, жил в основном в Париже и немецком курортном городе БаденБаден рядом с ней и ее семьей, возвращаясь периодически на

родину.

Большую часть жизни Иван Сергеевич провел заграницей. Но мало кто знает что живя в Париже он состоял на службе 3 отделения. Проще говоря был разведчиком...

Главной женщиной его жизни стала Итальянская оперная дива Полина Виардо с которой познакомился в 1843 году, во время ее гастролей в Санкт Петербурге. Их связь была весьма странной. Он был статный красавец, она же особой красотой не обладала, сутулая, большеротая с выпученными глазами, еще и замужем. Много лет они делили кров Виардо с детьми, мужем и Иван Сергеевич с дочерью. Согласитесь тривиальной ситуацию не назовешь тем более по меркам 19 века. История странной любви продолжалась на протяжении 40 лет.

До самой смерти великого писателя. К слову именно Виардо являлась главной героиней книги знаменитой французской писательницы Жорж Санд "Консуэло".

 

К началу 1847 года Тургенев написал и сдал в редакцию прогрессивного журнала Некрасова «современник»рассказ «Хорь и Калиныч». первый из знаменитого цикла «записки охотника». Другие рассказы написаны им в основном в Германии. Революция 1 848 года застала Тургенева в Париже и произвела на него большое впечатление. Его вера в необходимость радикальных перемен в России была поколеблена, с тех пор Тургенев склонялся к идее постепенных, цивилизованных улучшений в народной жизни.

В 1 850 году Тургенев возвращается в Россию, завершает «записки охотника», пишет и ставит на петербургской сцене несколько пьес. Лучшая из них, лирическая драма «месяц в деревне» (1850), предваряет чеховекие пьесы. За статью-некролог памяти Гоголя (а фактически - за антикрепостнические «записки охотника» он был арестован и выслан в свое имение. Весной 1 852 года, будучи под арестом, он задумал роман

«Рудин», но завершил работу над ним лишь в 1 855 году.

В 1856 году писатель уехал за границу и жил там постоянно (к тому времени он был состоятельным человеком).

Так же известно что Тургенев был ярым противником крепостного права. В 1835 году на него даже завели уголовное дело за то что он вышел с ружьём на защиту крепостной против её законной хозяйки. По его словам причиной его жизни за пределами Российской империи было то что он просто не мог находиться рядом с несчастными которых мучает крепостной произвол. Не хватало твердости характера.

В журнале «современник» Тургенев напечатал первые свои романы «Рудин» (1856) и «дворянское гнездо» (1859), но затем порвал с кругом «современника» из-за появления там радикальных критиков Н. Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбава и стал публиковать свои произведения в «Русском вестнике» и либерально-западнических журналах. Это были романы «накануне» (1859), «отцы и дети» (186 1), «дым» (1867) и «новь»(1876), уже в сюжетах своих отразившие весьма сложные отношения автора с революционно-демократической интеллигенцией и передовой молодежью. Одновременно Тургенев писал повести, лучшими из которых являются «Первая любовь» (1860) и «вешние воды» (187 1). Завершается литературная деятельность Тургенева циклом лирических миниатюр «стихотворения в прозе» и знаменитой речью о Пушкине, вдохновенным словом художника о художнике.

В 1852 году в «современнике» отдельным изданием в двух томах вышли тургеневские •Записки охотника•, в которых в полной мере проявились как художественный талант автора, так и антикрепостническая сущность его общественных взглядов. Никакие прокламации и революционные статьи в бесцензурной зарубежной печати не могли заменить художественного свидетельства писателя, создавшего удивительные рассказы о жизни народной России

Молодой орловский помещик с детства знал все жестокие капризы, самодурство и простодушное тиранство «барства дикого» (Пушкин), видел, как его властная и своевольная мать угнетает и унижает крепостных крестьян, дворовых и собственных детей.

Но богатый дворянин, учившийся в Петербургском и Берлинском университетах, долго живший в Италии и путешествовавший по Западной Европе, обладал мягкой, лирической, несколько флегматичной натурой, чуждался туманящих разум ненависти, злобы и мести, обличений общественных пороков и разрыва со своей средой и ее высокой культурой.

Помещик, дворянин и русский человек, он хорошо знал свой народ; быт крестьян и помещиков. Он заговорил о барстве и угнетении, крепостном праве и роковом расколе русского общества на господ и рабов совсем другим языком, нежели его коллеги-литераторы из демократического лагеря.

Впечатлительный поэт природы и народной жизни, неравнодушный заступник угнетенного и униженного человека (причем это касалось не только крепостных, но и разночинцев и дворян), деревенский житель, увлеченный охотник и путешественник по родной земле, хранитель семейных преданий и народных легенд и поверий, российский просвещенный дворянин и заботливый помещик - таков автор книги, совершенно оригинальной и для русской литературы той поры неожиданной именно по причине своего мягкого, меланхоличного гуманизма и тончайшей поэтичности.

Сам автор называл ее – «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Сказано это любящим, достойным сыном своего народа. «записки охотника» сразу определили его судьбу; эту удивительную, нестареющую книгу он обдумывал десять лет, писал всю жизнь, в ней содержатся темы его зрелых сочинений.

И появившиеся впоследствии тургеневские социальные романы не смогли заслонить высокую поэзию и щемящую художественную правду «записок охотника». У книги была великая, отчетливо видимая автором цель. Она своей цели достигла, перешла в реальную жизнь, стала ее частью, стала на эту жизнь влиять, меняя ее.

Очевидно огромное социальное, общественное значение «Записок охотника»: она всем, и в том числе императору, открыла вдруг глаза на невозможность и безнравственность дальнейшего сохранения крепостнического деспотизма в России. В ней читатели увидел и живых, реальных людей, своих братьев, подвергающихся угнетению, возникло, как и в гоголевской «Шинели», острое, мучительное чувство жалости и вины. Тургенев справедливо гордился своим участием в благородном деле освобождения крестьян, навсегда запомнив неожиданную встречу на маленькой железнодорожной станции: «Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещане или, мастеровых л и. «Позвольте узнать, - спрашивает один из них, - вы будете Иван Сергеевич Тургенев? » - «Я». - «Тот самый, что написал «Записки охотника »? » - «Тот самый... » - Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам... в знак уважения и благодарности от лица русского на рода ».

Известный поэт Федор Тютчев в ноябре 1 849 года выслушал на

вечере у князя В.Ф. Одоевского чтение актером М.С. Щепкиным тургеневского «Нахлебника» и заметил: «Это произведение отличается захватывающей и совершенно трагической правдой». То же можно сказать о рассказах «Записок охотника». Однако сам автор помнил, что он прежде всего поэт-художник, пусть и с безошибочным социальным чутьем, и говорил: «Правда - воздух, без которого дышать нельзя; но художество - растение, иногда даже довольно причудливое - которое зреет и развивается в этом воздухе».

Тургеневское «художество= глубоко правдиво и вместе с тем является подлинной поэзией, живущей по собственным законам и не подчиняющейся требованиям минуты, нуждам той или иной политической партии или класса. Русский читатель понял и с благодарностью принял эту художественную правду, хотя и увидел всю требовательность любви автора к своим героям. Однако русская интеллигенция усматривала в =записках охотника» то чисто социальный протест, то чистую поэзию, то славянофильскую проповедь консервативных воззрений.

Все это можно при желании найти в очерках Тургенева, но книга его - произведение целостное и написана совсем о другом. Сам автор это знал и ответил своим критикам в письме 1 857 года к Льву Толстому: системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, которые хотят ее за хвост поймать; система - точно хвост правды - но правда как ящерица; оставит хвост в руке - а сама убежит: она знает, что у ней в скором времени другой вырастет». Вся реальная правда =записок охотника» для многих осталась закрытой и неподъемной. Между тем поэзия тургеневской лирической прозы не должна заслонять главной темы и художественной глубины этой уникальной книги о народной жизни.

-записки охотника» - это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, точные фотографически, или дагерротипно, как тогда говорили. Но художник уходит очень далеко и от =Физиологических» очерков тогдашней =натуральной школы», и от сентиментальных деревенских рассказов своей =учительницы» Жорж Санд. Вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определенным выводам и обобщениям.

Книгу открывает знаменитый рассказ -хорь и Калиныч».

в нем даны портреты двух друзей: эпически спокойного, уверенного в себе, крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и веселого, кроткого мечтателя Калиныча. Читателей того времени потрясло то, что крепостные в изображении Тургенева - такие же люди, как все. Особенно

удивляло сравнение Хоря с великим эпическим поэтом, суровым мудрецом Гёте, а Калиныча - с другим великим немецким поэтом - мечтательным порывистым лириком Шиллером. Поэтом и философом изображен и божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн, умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа (Касьян с Красивой Мечи).

Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая

великое народное долготерпение Лукерья из -живых мощей-. Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно (эту тему продолжил потом Лев Толстой в рассказе -три смерти-). В –певцах- проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: -Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала

в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны

Столь же поэтичен -Бежин луг- - своего рода стихотворение в прозе про мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиках. Крестьяне живут и умирают в единстве с великой природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо.

Однако еще Пушкин заметил, что русские песни часто полны неизъяснимой грусти, а друг Тургенева Некрасов назвал народное пение стоном.Стоящий на коленях народ не может остаться на вершинных нотах захватывающего восторга своей же вольной красивой песни. –певцы- завершаются безобразной сценой тяжелого русского пьянства: внутренне несвободные люди тут же забывают красоту и поэзию, ожившую в выразительном голосе Якова Турка...

Провидческие мысли -записок охотника- обобщены потом в примыкающем к этому циклу трагическом в своей разоблачительной силе рассказе –муму-, где вековая бессловесность и покорность могучего, талантливого народа вполне стоят мелочной и простодушной деспотии старой барыни. Автор обличает не только крепостничество и дворян-угнетателей. Мысль этой горькой и грустной истории едина. Жалко всех: Муму, Герасима, барыню, ведь и барыня по-своему несчастна, одинока, закоснела и зачерствела душой в своем капризном деспотическом эгоизме.

Рассказ «Стучит- - это повествование о русском преступлении, «крестьянском грехе-. Здесь уже намечены темы прозы Достоевского и Лескова. А в недописанном рассказе «Землеед- Тургенев повествует и о русском бунте: отчаявшиеся крестьяне убили жестокого помещика, заставив его съесть

семь фунтов черной земли, которую он у них незаконно отнял. Поэма о народе и русской природе переходит в скорбь и гнев зрячей сатиры, писатель и об этих людях умеет сказать реальную правду. Страшный развал, упадок, ограниченность, духовное и материальное оскудение видны в изображении дворян и чиновников.

В таких фигурах, ка к помещики Пеночкин, Стегунов и Зверков, крепостники показаны жестокими ничтожествами. Но и другие дворяне представлены не менее сниженно. Их портреты писаны сатирическим пером, и здесь, особенно в незавершенном рассказе «Русский немец и реформатор». Тургенев продолжает тематику «Мертвых душ » Гоголя и предвосхищает разоблачительную прозу М. Е. Салтыкова - Щедрина, его «Историю одного города ».

«Никогда еще раньше внутренняя жизнь помещичьего дома не

выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение. При этом нужно заметить, что Тургенев никогда не накладывает густых красок, никогда не применяет слишком сильных выражений. Наоборот, он повествует с большою пластичностью, употребляет всегда лишь изысканный слог, который необычайно усиливает впечатление от этого поэтически написанного обвинительного акта крепостничеству»,

о «Записках охотника» Тургенева. говорил Герцен

Но на этом писатель не останавливается: не случайно органичной

частью «Записок охотника» является рассказ «Гамлет Щигровского

уезда », язвительная и правдивая сатира на нарождающуюся русскую и нтеллигенцию, достойное введение к повести – памфлету «Дневник лишнего человека» (1 849) и социальному роману «Рудин». Рассказ «Конец Чертопханова » написан много позднее, и это уже прозорливое предсказание трагического конца русского дворянства, с прискорбным простодушием и сословной спесью забавляющегося балами, красивыми «романами», псовой охотой, лошадьми да цыганами и в решающий момент истории не сумевшего защитить себя, своих детей и великолепные дворцы и имения, богатейшую, могучую империю, великую культуру.

Для исторического контраста и сравнения в книге Тургенева повествуется о роскошной жизни старого барства екатерининских времен («Малиновая вода»), о таких могучих, цельных личностях, как граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменекий («Однодворец Овсянников»). Все ушло, измельчали и обнищали дворяне, само их затянувшееся крепостничество и барское самодурство - недальновидное, мелочное, неумное, угнетающее придирчи вой, недалекой жестокостью, и недаром Хорь и бурмистр смеются над

своими разоряющимися помещиками. Вдруг становится ясно, что

все это долго не продлится и очень плохо кончится, и такая пророческая мысль особенно потрясла дворян, прочитавших правдивую книгу о своих крепостных.

«записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык, о котором автор «записок охотника» сказал пророчески:

«во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя –как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! » -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: