ПРОГРАММА КУРСА АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
ТЕМЫ:
- Многообразие выразительных средств
- Значение поведения в актерском искусстве
- Связь предлагаемых обстоятельств с поведением
- Значение подробностей
- Целесообразность поведения
- Органичность поведения
- Бессловесные элементы действия
- Специфика актерских задач
- Словесные действия
- Логика действий и предлагаемые обстоятельства
- Связь словесных элементов действия с бессловесными
- Драматургический материал
- Работа над ролью в отрывке
- Проявления характера в общении
- Борьба как условие сценической выразительности
- Параметры общения
- Исполнительская техника
- Импровизация
- Мизансцены
- Специфика работы перед аудиторией
- Работа в спектакле
Первый этап
- Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление).
- Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
- Значение поведения в актерском искусстве.
- Возможности актера “превращать”, преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
- Компоненты поведения (интонация, мимика, жест).
- Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи.
- Связь предлагаемых обстоятельств (истории, предыстории) с поведением.
- Помощь актеру в “превращениях” от декораций и костюма.
- Значение подробностей в искусстве.
- Целесообразность поведения.
Умения и навыки
- коллективность в выполнении заданий;
- управление своим вниманием (к предмету, распределение внимания, к партнеру);
- умение активизировать свою фантазию;
- начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
- умение видеть возможность разного поведения в одних и те же предлагаемых обстоятельствах.
Словарь новых учебных терминов
- Действие.
- Импровизация.
- Партнер.
- По правде.
- Предлагаемые обстоятельства (история, предыстория).
- Этюд.
Содержание открытого занятия
- упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя);
- упражнения на память физических действий;
- упражнения на “распро-ультра-натуральное действие”;
- превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником);
Второй этап
- Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
- Открытие роли особых, значительных событий в возникновении интересного поведения. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события.
- Знакомство с элементарными закономерностями логики действий.
- Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, вес, мобилизации). Оправдание заданных элементов действий.
- Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера действия (на материале бессловесных элементов действия, заданных элементов поведения).
- Наблюдение их в жизни, литературе, кино, театре.
- Представление о неразрывной связи психического и физического в действии.
- Первоначальное формирование представления о специфике актерских задач в этюдах. Действенный характер актерской задачи.
- Предлагаемые обстоятельства как рамки, активизирующие возникновение задачи.
Умения и навыки
- приобретение первоначальных умений в выполнении определенных заданных действий;
- умение видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявление определенной индивидуальности человека;
- первоначальное умение превращать свое поведение в поведение другого человека;
- навык коллективного творчества при осуществлении задуманного события в специальном задании;
- культура восприятия замечаний и советов, как педагога, так и товарищей;
- культура суждений о работе других;
- навык определять замысел, сценическую задачу этюда только по реально совершенным действиям исполнителя (или исполнителей);
- выработка критериев логичности и целесообразности поведения в этюде;
- ориентация на поиск экстремальных условий как средства достижения выразительного поведения на сцене.
Словарь новых учебных терминов
- Бессловесные элементы действия.
- Вес легкий, тяжелый.
- Демобилизация, мобилизация.
- Оценка (факта).
- Пристройка сверху (снизу).
- Событие.
- Цель, задача действия.
Содержание открытого занятия
- упражнение на коллективную согласованность действий;
- превращения и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены;
- этюды на оправдание заданных бессловесных действий разными предлагаемыми обстоятельствами;
Третий этап
- Дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий.
- Словесные действия.
- Психофизическая выразительность речи; словесные воздействия как подтекст.
- Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органического воплощения каждого элемента логики действий. Микромизансцена словесного воздействия как логика действий.
- Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий.
- Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.
- Разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями.
- Этюдное определение заданной цепочки словесных действий.
- Зарождение представления о действенном характере замысла этюда (парного).
Умения и навыки
- овладение и пользование словесными воздействиями;
- внимание к размещению тела в сценическом пространстве;
- дальнейшая ориентация на выразительность своего поведения;
- навык продолжительного поведения в заданном образе (характере, особенности) действия;
- развитие и закрепление умений в сфере технологии действий;
- навык сочинения, подготовки, выполнения этюдов;
- умение анализировать работу, свою и товарищей;
- ответственность исполнителя перед партнерами и зрителями.
Словарь новых учебных терминов
- Замысел.
- Мизансцена.
- Подтекст.
- Простые словесные действия:
- Звать
- Приказывать – Просить
- Объяснять – Отделываться
- Упрекать – Ободрять
- Предупреждать – Удивлять
- Узнавать – Утверждать.
Содержание открытого занятия
- упражнения на коллективную согласованность действий;
- этюды и оправдания заданных словесных действий (подтекстов) и их цепочки;
- подготовленные этюды на выразительность подачи бессловесных элементов действий (каждому участнику занятия целесообразно подготовить этюды на все изученные бессловесные элементы действий, а показать на зачете тот, который будет соответствовать бессловесному элементу, указанному в билете);
- чтецкие работы по курсу “Художественное слово” (исполнение студентами одного и того же монолога, басни, сказки).
Четвертый этап
- Знакомство с драматургией.
- Пьеса, отрывок как канва для выбора логики поведения (действий).
- Значения и способы превращения своей логики действий в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Расширение представлений о специфичности замысла в театральном искусстве.
- Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студентов группы. Показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия в разных исполнениях.
- Разъяснение роли конфликта как основного условия сценической выразительности. Необходимость и неизбежность импровизационного разнообразия в осуществлении выбранной логики поведения при повторных показах.
- Первичное представление о необходимости реального развития сюжета при исполнении отрывка. Динамика в исполнении отрывка. Первичное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения (“купание в чувствах”, по Станиславскому).
- Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданного характера словесных действий.
- Актер и его роли. Параллельная отделочная работа каждого учащегося над несколькими ролями как средство активизации овладения техникой действий.
Умения и навыки
- навык использовать и совершенствовать приобретенные технические умения при решении сценических задач;
- навык импровизационного оправдания установленных мизансцен;
- ответственное исполнение роли в отрывке от начала до конца (умение не выбиваться);
- навык точного соблюдения текста;
- умение в случае надобности помочь партнеру, удерживая при этом свою задачу;
- культура восприятия реакции зрителей-студентов группы;
- навык домашней работы над ролью;
- начальное умение анализировать работу вою и партнеров в отрывке с точки зрения реализации замысла;
- умение вносить коррективы в свое исполнение отрывка;
- умение определять самую удачную из всех своих работ над ролями в разных отрывках.