Курсовая работа
на тему:
Описание исторического интерьера:
Зимний дворец.
Зеленая столовая.
Выполнила:
студенка группы бРАН-171
Маслова Д. А.
Проверила:
Черкасова Д. С.
Воронеж 2020 г.
Архивные изображения интерьера
Эрмитаж (Зимний дворец). Зеленая столовая. 1852 г.
Автор картины - Луиджи Премацци (1814—1891)
Эрмитаж (Зимний дворец). Зеленая столовая
Фотография с официального сайта Эрмитажа.
2. Зимний дворец — главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38, город Санкт-Петербург. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
Трёхэтажное здание Зимнего дворца представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен главный вход - Иорданский подъезд с Иорданской лестницей, плафон работы Г. Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на бывшею Разводную площадь, где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский). Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было свыше 1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия.
|
После 1762 года работу по внутренней отделке вели помощники Б. Ф. Растрелли - С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен; вскоре были привлечены также Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В конце XVIII - начале XX веков интерьеры Зимнего дворца неоднократно переделывались. В 1791-1793 годах создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж. Кваренги, И. Е. Старов); во 2-м этаже нового корпуса (1783-1792 годы, Кваренги), соединившего Зимний дворец с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 году создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера - 1837-1842 годы, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов).
После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Наружными работами (восстановлением фасадов) руководил И. М. Маевский.
В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.
|
3. В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838—1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.
Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».
|
Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.
Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.
Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в XIX38 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.
4. Рассматриваемое помещение входило в апартаменты императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Покои состояли из анфилады комнат на втором этаже дворца (половина императрицы Марии Александровны). Вначале комнат было семь - Туалетная, Ванная, Спальня, Будуар, Большой (Малиновый) кабинет, Золотая гостиная и Белый зал. Осенью 1850-го года появилась еще и Зеленая столовая.
5. Интерьер был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером в 1850-1851 годах. Небольшое помещение оформлено в стиле французского рококо: нежно-зеленая окраска, зеркала и живопись в рокайльных рамах, барельефы на стенах и потолке. Всё убранство (мебель, канделябры, рельефы) работы скульптора Д. И. Иенсена, выполнено по рисункам Штакеншнейдера.
6. Зеленая столовая располагается в юго-западном ризалите Зимнего Дворца. Форма зала в плане приближена к квадратной, внутренние углы скруглены. Помещение проходное, имеет три дверных проема, которые соединяют пространство комнаты с Синей спальней с западной стороны, Белым залом с южной стороны и коридором, ведущим на площадку лестницы «ея императорского величества» (Октябрьской), с восточной стороны. Использовалась в качестве приемной и столовой императрицы Марии Александровны.
Зимний дворец. План среднего (второго) этажа. Середина XIX в.
Зимний дворец. Фрагмент плана среднего (второго) этажа, юго-западный ризалит.
Середина XIX в.
7. Интерьер помещения соответствует его назначению. В помещении большое количество свободного пространства, вдоль стен расставлены кресла, по центру комнаты расположен стол. Позади, под зеркалами в барельефных рамах, находится камин. Зал освещается низко опущенной люстрой.
Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:
Наименование позиции | Фотографическое изображение фрагмента или предмета интерьера | Аналог | Описание |
Потолочные конструкции | |||
Плафон потолочный | Фрагмент плафона, потолочные падуги, карниз | Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Потолочный плафон с падугами Гатчинский дворец, Туалетная императрицы, фрагмнент Потолочный плафон с падугами | Плафон имеет форму, приближенную к квадрату. К углам рамы плафона примыкают падуги. Зеркало плафона расчленено двумя рамами в форме окружностей, разделенных на сегменты, места пересечений оформлены небольшими лепными розетками, по центру располагается лепная розетка. Углы плафона декорированы орнаментальной лепниной с растительным орнаментом. По периметру зеркала тянется профилированный карниз. Падуги декорированы профилированными поясками, филенками и лепными орнаментами рокайльных завитков в углах. Карниз декорирован овами, акантовым орнаментом. По центру каждой из стен карниз образует декоративный фронтон с рокайльным барельефом, декорированный фигурами амуров, венчающий панно с живописной росписью. |
Потолочные падуги | |||
Карниз | |||
Стеновые конструкции | |||
Материал отделки стен | Екатерининский дворец, Зеленая столовая, фрагмент. Окраска стен. Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Окраска стен. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. | Стены окрашены бледно-зеленым. | |
Камин | Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Мраморный камин. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. | Выполнен в стиле рококо из темно-зеленого, с белыми прожилками, натурального мрамора.Предположительно, вид Emperador Dark. | |
Дверные заполнения | Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Дверное заполнение, по проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. Зимний дворец, Будуар Марии Александровны, фрагмент. Десюдепорт. Г. Боссе, 1850-е. | Дверь двупольная, двухфиленчатая, с лучковым завешением. Филенки сложных форм с витыми рокайльными завершениями, декорированы растительным орнаментом. Над дверными проемами располагаются рельефные десюдепорты, украшенные контррельефными раковинами с амурами внутри. Декор дверных заполнений выполнен в стиле неорококо. | |
Декор стен | Виньетка с росписью, павильон "Эрмитаж", Петергоф. Сер. XVIII века (рококо) Зеркальная вставка. Будуар Марии Александровны. Зимний дворец. Г. Боссе, 1850-е. Филенка на стене. Будуар Марии Александровны. Зимний дворец. Г. Боссе, 1850-е. Орнаментальная композиция. Будуар Марии Александровны. Зимний дворец. Г. Боссе, 1850-е. (неорококо) | 1. Виньетки с витыми формами, декорированные росписью на тему охоты, античной архитектуры, декорированные рельефными растительным орнаментом, фальшивыми светильниками, рокайльным картушем с амурами, увенчанные аттиками карниза. 2. Триптих из зеркальных вставок с витыми формами, декорированных растительным рельефным орнаментом. 3. Профилированные филенки щитообразной формы, декорированные рокайльными лепными элементами. 4. Рельефная лепная композиция на тему рыбалки. Декор стен выполнен в стиле неорококо. | |
Отделка пола в интерьере | |||
Паркетное покрытие | Паркет. Малая столовая, Зимний дворец. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. | Напольное покрытие представляет собой наборный паркет, уложенный прямой елочкой. Контурный фриз декорирован орнаментом в средневековом стиле. | |
Осветительные приборы | |||
Люстра | Эскиз люстры 1840-1850-е гг. Автор: Новиков, Александр Александрович. | 1.Люстра на 80 свечей
2.Стиль рококо | |
Канделябры настенные | Канделябр настенный, бронза, позолота. Антикамера, Екатерининский дворец, сер. XVIII в. (рококо) Канделябр, Россия, 1876(?) бронза патинированная, майолика | 1.Канделябр
2.Стиль неорококо | |
Канделябры настольные | Канделябры Франция, Фердинанд Барбедиен, Сер. XIX века | 1.Канделябр 2.Стиль неорококо 3.Материал изготовления – бронза, золочение 4. Сер. XIX века Автор Д. И. Иенсен, по эскизам Штакеншнейдера. | |
Мебель | |||
Всё убранство (мебель, канделябры, рельефы) работы скульптора Д. И. Иенсена, выполнено по рисункам Штакеншнейдера. | |||
Стол | Стол. Малая столовая, Зимний дворец. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. (неорококо) | 1.Стол Предположительно: 2.Стиль - неорококо 3.Материал изготовления – дерево 4. Сер. XIX века | |
Стул | Стул Россия, Санкт-Петербург, 1853 г. резьба, золочение, дерево, штоф, обивка капитоне, Боссе, Гаральд Эрнестович. Неорококо | 1.Стул 2.Стиль - неорококо 3.Материал изготовления – крашеное дерево, штоф. 4. Сер. XIX века | |
Текстиль | |||
скатерть | Скатерть с подкладом. Бархат, ручная вышивка, бахрома, подклад - лен. Франция, эпоха Наполеона III. | 1.Скатерть с бахрамой 2.Материал изготовления – зеленый бархат 3.Сер. XIX века | |
Картины, предметы прикладного искусства, оружие, посуда и прочее | |||
Часы каминные | Антикварные каминные часы в стиле Рококо Франция, XIX век, золоченая бронза, эмалевый циферблат | 1. Часы каминные 2.Стиль - рококо 3.Материал изготовления - бронза, золочение 4. Пер. пол. XIX века | |
Вазы | Вазы с крышками, Германия, 2 половина XIX века, мейсенский фарфор, глазурь | 1. Вазы с крышками 2.Стиль - рококо 3.Материал изготовления – фарфор, глазурь 4. Пер. пол. XIX века | |
Фигурки | Фигурки женщины/мужчины Германия, XVIII -XIX век, мейсенский фарфор, глазурь | 1. Фигурки женщины/мужчины 2.Стиль - рококо 3.Материал изготовления – фарфор, глазурь 4. XVIII-XIX век |