Архивные изображения интерьера




Курсовая работа

на тему:

Описание исторического интерьера:

Зимний дворец.

Зеленая столовая.

 

 

Выполнила:

студенка группы бРАН-171

Маслова Д. А.

Проверила:

Черкасова Д. С.

 

 

Воронеж 2020 г.

Архивные изображения интерьера

Эрмитаж (Зимний дворец). Зеленая столовая. 1852 г.

Автор картины - Луиджи Премацци (1814—1891)

Эрмитаж (Зимний дворец). Зеленая столовая

Фотография с официального сайта Эрмитажа.

2. Зимний дворец — главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38, город Санкт-Петербург. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

Трёх­этаж­ное зда­ние Зимнего дворца пред­став­ля­ет со­бой замк­ну­тое ка­ре с внутренним дво­ром. Фа­са­ды об­ра­ще­ны к Не­ве (дли­на фа­са­да 137 м; по цен­тру рас­по­ло­жен главный вход - Иор­дан­ский подъ­езд с Иор­дан­ской ле­ст­ни­цей, пла­фон ра­бо­ты Г. Ди­циа­ни), к Ад­ми­рал­тей­ст­ву (Сал­ты­ков­ский, или «Его ве­ли­че­ст­ва», подъ­езд вы­хо­дил на бывшею Раз­вод­ную площадь, где про­во­ди­лись раз­во­ды ка­рау­лов и смот­ры войск) и к Двор­цо­вой пло­ща­ди (подъ­ез­ды «Её ве­ли­че­ст­ва» и Ко­мен­дант­ский). Гран­ди­оз­ные раз­ме­ры двор­ца в сти­ле ба­рок­ко (пер­во­на­чаль­но в нём бы­ло свыше 1000 по­ме­ще­ний, 117 ле­ст­ниц, бо­лее 3800 две­рей и окон), силь­но вы­сту­паю­щие ри­за­ли­ты, ак­цен­ти­ров­ка сту­пен­ча­тых уг­лов, из­мен­чи­вый ритм ко­лонн со­з­да­ют впе­чат­ле­ние пла­стической мо­щи, тор­же­ст­вен­но­сти и ве­ли­ко­ле­пия.

По­сле 1762 года ра­бо­ту по внутренней от­дел­ке вели по­мощ­ни­ки Б. Ф. Рас­трел­ли - С. И. Че­ва­кин­ский и Ю. М. Фель­тен; вско­ре бы­ли при­вле­че­ны так­же Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и А. Ри­наль­ди. В конце XVIII - начале XX веков ин­терь­е­ры Зимнего дворца не­од­но­крат­но пе­ре­де­лы­ва­лись. В 1791-1793 годах соз­да­на Нев­ская ан­фи­ла­да, вклю­чав­шая Аван­зал, Боль­шой и Кон­церт­ный за­лы (ар­хи­тек­то­ры Дж. Ква­рен­ги, И. Е. Ста­ров); во 2-м эта­же но­во­го кор­пу­са (1783-1792 годы, Ква­рен­ги), со­еди­нив­ше­го Зимний дворец с Ма­лым Эр­ми­та­жем, бы­ли раз­ме­ще­ны ко­пии рос­пи­сей Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не; в 1795 году соз­дан па­рад­ный Ге­ор­ги­ев­ский (Боль­шой Трон­ный) зал (Ква­рен­ги; ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра - 1837-1842 годы, ар­хи­тек­то­ры В. П. Ста­сов и Н. Е. Ефи­мов).

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Наружными работами (восстановлением фасадов) руководил И. М. Маевский.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.

3. В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838—1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.

Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».

Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.

Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.

Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в XIX38 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.

4. Рассматриваемое помещение входило в апартаменты императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Покои состояли из анфилады комнат на втором этаже дворца (половина императрицы Марии Александровны). Вначале комнат было семь - Туалетная, Ванная, Спальня, Будуар, Большой (Малиновый) кабинет, Золотая гостиная и Белый зал. Осенью 1850-го года появилась еще и Зеленая столовая.

5. Интерьер был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером в 1850-1851 годах. Небольшое помещение оформлено в стиле французского рококо: нежно-зеленая окраска, зеркала и живопись в рокайльных рамах, барельефы на стенах и потолке. Всё убранство (мебель, канделябры, рельефы) работы скульптора Д. И. Иенсена, выполнено по рисункам Штакеншнейдера.

 

6. Зеленая столовая располагается в юго-западном ризалите Зимнего Дворца. Форма зала в плане приближена к квадратной, внутренние углы скруглены. Помещение проходное, имеет три дверных проема, которые соединяют пространство комнаты с Синей спальней с западной стороны, Белым залом с южной стороны и коридором, ведущим на площадку лестницы «ея императорского величества» (Октябрьской), с восточной стороны. Использовалась в качестве приемной и столовой императрицы Марии Александровны.

Зимний дворец. План среднего (второго) этажа. Середина XIX в.

Зимний дворец. Фрагмент плана среднего (второго) этажа, юго-западный ризалит.

Середина XIX в.

7. Интерьер помещения соответствует его назначению. В помещении большое количество свободного пространства, вдоль стен расставлены кресла, по центру комнаты расположен стол. Позади, под зеркалами в барельефных рамах, находится камин. Зал освещается низко опущенной люстрой.

 


Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:

Наименование позиции Фотографическое изображение фрагмента или предмета интерьера Аналог Описание
    Потолочные конструкции  
Плафон потолочный Фрагмент плафона, потолочные падуги, карниз Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Потолочный плафон с падугами Гатчинский дворец, Туалетная императрицы, фрагмнент Потолочный плафон с падугами Плафон имеет форму, приближенную к квадрату. К углам рамы плафона примыкают падуги. Зеркало плафона расчленено двумя рамами в форме окружностей, разделенных на сегменты, места пересечений оформлены небольшими лепными розетками, по центру располагается лепная розетка. Углы плафона декорированы орнаментальной лепниной с растительным орнаментом. По периметру зеркала тянется профилированный карниз. Падуги декорированы профилированными поясками, филенками и лепными орнаментами рокайльных завитков в углах. Карниз декорирован овами, акантовым орнаментом. По центру каждой из стен карниз образует декоративный фронтон с рокайльным барельефом, декорированный фигурами амуров, венчающий панно с живописной росписью.
Потолочные падуги
Карниз
Стеновые конструкции
Материал отделки стен Екатерининский дворец, Зеленая столовая, фрагмент. Окраска стен. Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Окраска стен. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. Стены окрашены бледно-зеленым.
Камин   Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Мраморный камин. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. Выполнен в стиле рококо из темно-зеленого, с белыми прожилками, натурального мрамора.Предположительно, вид Emperador Dark.
Дверные заполнения Зимний дворец, Малая столовая, фрагмент. Дверное заполнение, по проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. Зимний дворец, Будуар Марии Александровны, фрагмент. Десюдепорт. Г. Боссе, 1850-е. Дверь двупольная, двухфиленчатая, с лучковым завешением. Филенки сложных форм с витыми рокайльными завершениями, декорированы растительным орнаментом.   Над дверными проемами располагаются рельефные десюдепорты, украшенные контррельефными раковинами с амурами внутри. Декор дверных заполнений выполнен в стиле неорококо.
Декор стен   Виньетка с росписью, павильон "Эрмитаж", Петергоф. Сер. XVIII века (рококо) Зеркальная вставка. Будуар Марии Александровны. Зимний дворец. Г. Боссе, 1850-е. Филенка на стене. Будуар Марии Александровны. Зимний дворец. Г. Боссе, 1850-е.   Орнаментальная композиция. Будуар Марии Александровны. Зимний дворец. Г. Боссе, 1850-е. (неорококо) 1. Виньетки с витыми формами, декорированные росписью на тему охоты, античной архитектуры, декорированные рельефными растительным орнаментом, фальшивыми светильниками, рокайльным картушем с амурами, увенчанные аттиками карниза. 2. Триптих из зеркальных вставок с витыми формами, декорированных растительным рельефным орнаментом. 3. Профилированные филенки щитообразной формы, декорированные рокайльными лепными элементами. 4. Рельефная лепная композиция на тему рыбалки.   Декор стен выполнен в стиле неорококо.  
Отделка пола в интерьере
Паркетное покрытие   Паркет. Малая столовая, Зимний дворец. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. Напольное покрытие представляет собой наборный паркет, уложенный прямой елочкой. Контурный фриз декорирован орнаментом в средневековом стиле.
Осветительные приборы
Люстра   Эскиз люстры 1840-1850-е гг. Автор: Новиков, Александр Александрович. 1.Люстра на 80 свечей 2.Стиль рококо 3.Материал изготовления - бронза, золочение 4. Сер. XIX века
Канделябры настенные Канделябр настенный, бронза, позолота. Антикамера, Екатерининский дворец, сер. XVIII в. (рококо) Канделябр, Россия, 1876(?) бронза патинированная, майолика 1.Канделябр 2.Стиль неорококо 3.Материал изготовления – патинированная бронза 4. Сер. XIX века Автор Д. И. Иенсен, по эскизам Штакеншнейдера.
Канделябры настольные   Канделябры Франция, Фердинанд Барбедиен, Сер. XIX века 1.Канделябр 2.Стиль неорококо 3.Материал изготовления – бронза, золочение 4. Сер. XIX века Автор Д. И. Иенсен, по эскизам Штакеншнейдера.
Мебель
Всё убранство (мебель, канделябры, рельефы) работы скульптора Д. И. Иенсена, выполнено по рисункам Штакеншнейдера.
Стол   Стол. Малая столовая, Зимний дворец. По проекту А.Ф. Красовского, конец XIX века. (неорококо) 1.Стол Предположительно: 2.Стиль - неорококо 3.Материал изготовления – дерево 4. Сер. XIX века
Стул Стул Россия, Санкт-Петербург, 1853 г. резьба, золочение, дерево, штоф, обивка капитоне, Боссе, Гаральд Эрнестович. Неорококо 1.Стул 2.Стиль - неорококо 3.Материал изготовления – крашеное дерево, штоф. 4. Сер. XIX века  
Текстиль
скатерть Скатерть с подкладом. Бархат, ручная вышивка, бахрома, подклад - лен. Франция, эпоха Наполеона III. 1.Скатерть с бахрамой 2.Материал изготовления – зеленый бархат 3.Сер. XIX века
Картины, предметы прикладного искусства, оружие, посуда и прочее
Часы каминные Антикварные каминные часы в стиле Рококо Франция, XIX век, золоченая бронза, эмалевый циферблат 1. Часы каминные 2.Стиль - рококо 3.Материал изготовления - бронза, золочение 4. Пер. пол. XIX века
Вазы Вазы с крышками, Германия, 2 половина XIX века, мейсенский фарфор, глазурь 1. Вазы с крышками 2.Стиль - рококо 3.Материал изготовления – фарфор, глазурь 4. Пер. пол. XIX века
Фигурки Фигурки женщины/мужчины Германия, XVIII -XIX век, мейсенский фарфор, глазурь   1. Фигурки женщины/мужчины 2.Стиль - рококо 3.Материал изготовления – фарфор, глазурь 4. XVIII-XIX век

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: