ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Буквенная система обозначения звуков была изобретена в X веке во Франции. Она заключалась в том, что каждый звук обозначался латинской буквой алфавита:
До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си
C c - D d - E e - Ff - G g - A a - H h
Диез обозначается слогом - is. Бемоль обозначается слогом - es. Дубль диез - isis, а дубль бемоль – eses. В настоящее время буквенная система используется и для обозначения тональностей. Мажор обозначается словом dur (твёрдый), а минор – moll (мягкий).
Есть 3 исключения в написании звуков: ля бемоль – As (as), си бемоль – B (b), ми бемоль – Es (es).
ИНТЕРВАЛЫ - Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.
К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:
Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).
Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2)
|
Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).
Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).
Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).
Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6)
Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7).
Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).
Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервал ы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на:
Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.
Совершенный консонанс – ч4, ч5.
Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.
Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5).
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется – обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:
1. перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.
2. перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала.
|
Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 8, а сумма тонов равна 6.
Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшённые – в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие.
ч1 – ч8 ч5 – ч4
м2 – б7 м6 – б3
б2 – м7 б6 – м3
м3 – б6 м7 – б2
б3 – м6 б7 – м2
ч4 – ч5 ч8 – ч1
УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.
Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.
Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.
Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.