6.1 Инновационная инфрастуктура рынка: понятие, основные элементы
Хотя инновационный рынок очень специфичен, однако его функционирование, как и функционирование других рынков, поддерживает определенная рыночная инфраструктура, представленная на рисунке 6.1 [32].
Рисунок 6.1 - Функциональные подсистемы инфраструктуры инновационного рынка [32]
Организационные структуры поддержки инновационной деятельности
Специфическим элементом инфраструктуры рынка инноваций являются технопарковые структуры как особые территориальные образования, изначально ориентированные на развитие инновационной деятельности и коммерциализацию ее результатов [32].
По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы и другие региональные агломераты [32].
Финансово-кредитная инфраструктура
В России намечен переход от преимущественно институционального (государственного) финансирования научно-инновационной деятельности к проектному финансированию с привлечением различных источников, однако по-прежнему наиболее значимым источником финансирования инновационной деятельности в нашей стране остаются бюджетные средства. Хотя механизм бюджетного финансирования несколько изменился (наряду с прямым бюджетным финансированием научных организаций стали использоваться адресные методы поддержки через государственные фонды и программы), но этого явно недостаточно для активизации процессов коммерциализации инноваций. Мировая практика свидетельствует о необходимости более широкого привлечения средств из разных источников для финансирования процессов внедрения научных разработок [32].
|
6.2 Технопарковые структуры: виды, функции, отличительные особенности, опыт функционирования за рубежом и в России
Общемировая тенденция формирования научных парков и инкубаторов малого инновационного бизнеса прослеживается в России в нескольких формах, отражающих характерную специфику и некоторые отличительные особенности национальной инновационной системы [1, 2].
В 1990 г. в России был создан первый технопарк в г. Томске, с этого же времени действует Ассоциация "Технопарк".
Научный, исследовательский, технологический парк - есть организация, которая осуществляет формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий [48].
Центральным звеном технопарка является инкубатор бизнеса, в котором "выхаживаются" малые начинающие инновационные фирмы, покидающие его по мере становления. Размещаясь на земле технопарка, эти фирмы окружают инкубатор своеобразным кольцом. С годами, постепенно, технопарки превращаются в зоны развития передовых отраслей промышленности, в "треугольники", "коридоры" и "долины" высоких технологий, коренным образом преобразуя лицо городов и территорий, во многих случаях давая им "второе дыхание" [48].
|
Технопарк - это не научно-исследовательский институт и не конструкторское бюро. Это не комплекс лабораторий, в которых создаются новые технологии. Технопарк - это, образно говоря, завод, "сырьем" для которого служит самый дорогой на планете ресурс - интеллект, знание, а "готовой продукцией" - наукоемкие фирмы и высокие технологии [48].
Технопарки создаются для решения следующих задач [48]:
поддержки, становления и выпуска развитых фирм высоких технологий;
превращения интеллектуальной и научно-технической продукции в товарную продукцию;
появления новых видов производств, структурной перестройки и экономического возрождения промышленных регионов;
повышения роли науки и образования в обществе;
создания новых рабочих мест;
привлечения специалистов и инвестиций из других регионов и из-за рубежа.
Наиболее важные услуги технопарка для фирм-клиентов [48]:
материально-технические (сдача в аренду помещений, оборудования, станков, земли под строительство и др.);
финансовые (обеспечение доступа к субсидиям, предоставление грантов, льготных кредитов и др.);
консультации и обеспечение взаимодействия между исследовательскими и промышленными структурами;
маркетинг, поиск заказчиков, заключение контрактов;
информационные (обеспечение доступа к средствам телекоммуникации и связи, научному и лабораторному оборудованию, средствам вычислительной техники, предоставление залов заседаний, обеспечение переговоров и др.);
подготовка кадров;
социально-бытовые (обеспечение гостиницей, питанием, медицинское обеспечение и др.).
|
Условия для создания и успешного функционирования технопарка [48]:
наличие в регионе крупного университета (вуза) или (и) научного центра и потенциальных предпринимателей в инновационной сфере;
наличие в регионе существенных, экономически целесообразных потребностей и спроса на инновационную продукцию технопарка;
в регионе должны иметься серьезные задачи из научной, прикладной, социально-экономической и прочих сфер деятельности человека;
наличие в регионе предпринимательского микроклимата, а также воли ученых, промышленников, предпринимателей и местных властей совместно решать социально-экономические проблемы региона;
наличие лидеров и квалифицированных команд специалистов для работы в технопарках;
технопарк должен иметь финансовые и другие материальные возможности поддержки начинающих предпринимателей.
Ученый, инженер, студент, изобретатель приходят в технопарк со знаниями, изобретениями, идеями, а выходят из него через 3-5 лет квалифицированными инновационными предпринимателями с собственным капиталом, фирмой и наукоемким конкурентоспособным товаром или услугой. Право интеллектуальной собственности реализуется в технопарке в полном объеме. В лучших технопарках выживает в период своего становления более 90% малых инновационных предприятий, в то время как вне их - 10-30% [48].
Источником интеллектуальной энергии технопарка является близлежащий университет или научный центр, ее преобразователем - инкубатор бизнеса, усилителем - земля, здания и сооружения, в которых располагаются вышедшие из инкубатора наукоемкие фирмы, потребителем - региональные, национальные и международные рынки [48].
Лучшего инструмента поддержки малого инновационного предпринимательства или наукоемкого бизнеса мировая практика не выработала. Нет в природе более эффективной структуры, чем технопарк. Так же как не существует более эффективной структуры поддержки обычного, нетехнологического бизнеса, чем самостоятельно действующий инкубатор бизнеса. Именно в технопарках начинали свою жизнь такие фирмы как "Хьюлетт-Паккард", "Майкрософт", "Полароид". Лучшей рекламы для технопарков не придумать [48].
Хотя технопарки и можно назвать "заводами по производству малых наукоемких фирм", они, в отличие от обычных заводов, большей частью являются организациями некоммерческими. Технопарки преследуют стратегические, долговременные цели - цели преобразования регионов на основе новых, по крайней мере для этих регионов, отраслей промышленности, ускорения практической отдачи от НИОКР через сектор частного предпринимательства. Технопарки - это среда поддержки инновационной активности наиболее способных к этому личностей. Быстрого оборота капитала в них не происходит.
Поэтому везде и всюду они создаются как инициативы стратегического уровня при совместном участии многих научных, образовательных организаций, промышленных предприятий, финансовых институтов и, обязательно, территориальных органов власти и управления. От последних, кстати, во многом зависит успех деятельности технопарков. Они создаются как междисциплинарные и межведомственные инфраструктуры поддержки малого наукоемкого бизнеса: узковедомственный подход им чужд [48].
Необходимо вкладывать средства в такую инфраструктуру, которая даст долгосрочный эффект, которая, раз возникнув, будет непрерывно генерировать малый и средний наукоемкий бизнес [48].
Для создания такой инфраструктуры, а это и есть технопарки, инкубаторы технологического бизнеса, необходимо обеспечить ее соответствующей недвижимостью, поддержать законодательно и финансово [48].
Зарубежный опыт, в частности, опыт США, показывает, что малые предприятия, особенно наукоемкого профиля, в период своего становления (3-5 лет) гибнут в большом количестве. Их выживаемость очень невысокая. Вот некоторые данные. Обычные малые фирмы за период своего становления выживают 15-30%, а наукоемкие - всего лишь каждая десятая. Еще меньший процент выживания малых предприятий наблюдается в России, где нет традиций рыночной экономики, нет тех законов, которые способствовали бы быстрому становлению и развитию малых предприятий, где наблюдается спад экономики, который усугубляет их положение [48].
Именно в технопарках и их инкубаторах бизнеса “выращиваются” будущие средние и крупные фирмы высоких технологий, такие как “Хьюлетт-Паккард”, которые потом стали известными во всем мире. Страны, думающие о будущем и понимающие что конкуренция технологий на мировом рынке не может быть выиграна, если малые наукоемкие фирмы будут “выращиваться” в гаражах и подвалах, стали интенсивно создавать технопарки и инкубаторы бизнеса. Это поняли такие страны, как США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Финляндия, Япония, Австралия, КНР и другие [48].
Следует отметить, что роль технопарков и инкубаторов бизнеса не сводится только лишь к коммерциализации знаний. Они представляют собой своеобразные "фабрики" по созданию и выпуску в экономику новых фирм. В то же время технопарки и инкубаторы бизнеса - это структуры сервиса, которые не только освобождают малые начинающие фирмы от необходимости содержать в своем составе все подразделения, имеющиеся в крупных фирмах, такие как: бухгалтерия, секретариат, информационная служба, служба безопасности, стоянка для автотранспорта и т. д.), но и обеспечивают малые начинающие фирмы простым и сложным сервисом, включая юридические консультации, маркетинговые исследования, оказание помощи в сфере менеджмента и т. д. [48].
Именно все это обеспечивает "выживаемость" малых фирм в технопарках США, Великобритании, Франции, да и России на очень высоком уровне - 80-90% и выше. Именно через "выращенные" фирмы технопарки и инкубаторы бизнеса оказывают существенное влияние на социально-экономическое и технологическое развитие регионов [48].
Правильно спроектированные и построенные технопарки являются эффективными очагами зарождения и роста новых отраслей промышленности, центрами развития технологий ХХI века. Что очень важно - технопарки, в которых сосредотачиваются интересы университетов, научных центров, промышленности, региональных и местных властей, порождает синергетический эффект, поскольку они являются местом общения людей, чьи интересы совпали в каких-то направлениях развития науки и технологий и их коммерциализации [48].
Технопарк - это механизм интеграции высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий, предпринимателей, финансовых институтов и властей, направленный на решение социально-экономических, технологических проблем региона, города, района. В технопарке работают предприниматели и фирмы, которые создают инновационную продукцию, имеющую своих потребителей, свой рынок или сегменты рынков. Здесь потребитель как бы определяет критерий отбора клиентов - малые начинающие фирмы на “поселение” под его “крышу” [48].
Япония после Второй мировой войны активно приступила к формированию своей национальной инновационной способности и именно это дало ей возможность достичь блестящих результатов в создании конкурентоспособных товаров, используя нововведения. Не имея своей сильной фундаментальной науки, Япония выиграла на мировых рынках конкуренцию по производимой ею продукции [48].
Национальная инновационная способность зависит от менталитета людей, их образования, от уровня развития фундаментальной и прикладной науки, экономического уклада, наличия (или отсутствия) инновационных структур, к которым относятся малые инновационные предприятия, инкубаторы бизнеса, научные и технологические парки и другие структуры [48].
Но эта способность нации во многом определяется государственной политикой в отношении инновационной деятельности и инновационного предпринимательства, той политикой, которую проводит страна в отношении инновационного предпринимательства в сфере науки и техники, тех законов, которые ускоряют или тормозят эту деятельность [48].
Таким образом, страна должна иметь как сильную государственную научную политику, так и сильную инновационную политику, которая направлена на хозяйское использование научного потенциала и укрепление связей между всеми звеньями инновационной деятельности в целях технологического развития страны. Надо на государственном уровне заниматься проблемами использования результатов научных исследований в целях опережающего развития наукоемких отраслей, формирования сектора инновационного предпринимательства. Именно для этой цели активно создаются в наиболее развитых странах инкубаторы бизнеса и технопарки, инновационные центры. В США создано более 150 исследовательских университетских парков и 750 инкубаторов бизнеса, в Великобритании - 42 научных парка, в России - около 50 технопарков, в Германии - около 250 технологических центров и инкубаторов бизнеса [48].
Необходимо различать инкубаторы нетехнологического и технологического профиля. Кроме того, важно определить признаки сходства и различия между инкубаторами бизнеса и технопарками, а также инновационными или технологическими центрами. Кроме этих структур в зарубежных странах и в России в последнее время стали появляться инкубаторы технологий, которые “выпускают” не фирмы, ставшие “на крыло”, а готовые технологии [48].
Основные признаки сходства субъектов инновационной деятельности и инновационного предпринимательства (технопарки, инкубаторы бизнеса обычных технологий, инкубаторы бизнеса высоких технологий) [48]:
создаются материально-техническая, финансовая, информационная и социально-культурная базы для становления развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности фирм-клиентов;
создаются новые рабочие места;
создаются технологии;
создается коммерческий продукт;
обеспечивается обучение и становление фирм-клиентов;
непрерывно генерируются инновационные процессы;
обеспечивается экономическое возрождение регионов;
создаются новые виды производств;
привлекаются инвестиции из других регионов и из-за рубежа;
обеспечивается высокая выживаемость фирм-клиентов;
повышается предпринимательская культура населения регионов;
имеют статус юридического лица;
технопарки и инкубаторы бизнеса, как правило, не являются государственными организациями, а представляют собой “совместные предприятия”.
Основные признаки различия субъектов инновационной деятельности и инновационного предпринимательства (технопарки, инкубаторы бизнеса обычных технологий, инкубаторы бизнеса высоких технологий) [48]:
владеют землей (как правило, землей владеют технопарки);
выпускают развитые фирмы высоких технологий (технопарки);
обеспечивают различный уровень сервиса (максимальный уровень - у технопарков);
технопарки создаются вблизи источника интеллекта (университетов, научных центров и т.д.), остальные субъекты - в любом месте;
технопарки и инкубаторы бизнеса высоких технологий - могут создавать условия формирования новых отраслей промышленности в регионе;
по назначению - технопарки и инкубаторы бизнеса высоких технологий ориентированы, прежде всего, на оказание услуг ученым, преподавателям вузов, аспирантам и студентам, изобретателям, а остальные субъекты - для всех;
более ориентированы на создание новых рабочих мест инкубаторы бизнеса;
технопарки и инкубаторы бизнеса высоких технологий содействуют коммерциализации фундаментальных научных знаний, открытий, изобретений;
технопарки обеспечивают структурную перестройку промышленных регионов;
технопарки содержат в своей структуре инкубаторы бизнеса высоких технологий;
фирмы-клиенты, как правило, покидают инкубаторы бизнеса после периода становления, а технопарки - не всегда.
В свою очередь, принятый в России термин “технопарк” включает в себя их разновидности: научный парк, исследовательский парк, технологический парк, научно-промышленный парк [48].
Анализ назначения, функциональных возможностей и уровня представляемых своим клиентам сервисных услуг вышеназванных структур поддержки малого предпринимательства показывает, что технопарки являются наиболее универсальными с широким спектром функциональной деятельности структурами, которые включают в себя функции и возможность как инкубаторов бизнеса, так и инновационных технологических центров [48].
Руководители Ассоциации «Технопарк» исходили и исходят из того, что вблизи крупных университетов и научных центров, в наукоградах должны создаваться, как правило, технопарки, как эффективнейшие среды поддержки малых начинающих наукоемких фирм, как среды зарождения очагов технологического развития регионов [48].
Инкубаторы обычного бизнеса, бесспорно, имеют право на жизнь и они эффективно развивают малое предпринимательство, но их место не вблизи университетов и научных центров, а там, где нужно занять людей, желающих научиться простому бизнесу, там, где закрывается предприятие, и люди оказываются безработными [48]. Зарубежные партнеры из Западной Европы, США и Канады хотели бы создавать в России обычные инкубаторы бизнеса, но непременно рядом с университетами и научными центрами. Мы не должны идти по этому пути, иначе нам уготована судьба стран со слабым технологическим развитием. Очевидно, что расточительно вблизи университетов и научных центров создавать инкубаторы обычного бизнеса, а не технопарки. Это также неэффективно, как и стрелять из пушки по воробьям. Для этих целей подходит более дешевое и простое средство - охотничье ружье [48].
Что же касается инновационных технологических центров, то их главная задача состоит не в поддержке малого наукоемкого предпринимательства (“выращивание” и “выпуск” наукоемких фирм), а в создании на базе научных исследований, открытий и изобретений новых технологий, которые не обязательно должны сразу же продаваться и которые не обязательно должны сегодня иметь своего потребителя. В то время как инкубаторы технологического бизнеса и технопарки имеют своей главной целью “выращивание” и “выпуск” инновационных фирм, коммерциализацию научных знаний, открытий и изобретений, обязательную продажу технологий, материалов, изделий и услуг [48].
Таким образом, инновационные технологические центры - это среды “выращивания” новых технологий и не обязательно их продажи, а инкубаторы технологического бизнеса и технопарки - это среды “выращивания” фирм и технологий, “выпуска” фирм и обязательной продажи технологий, материалов, изделий и услуг [48].
Инкубаторы бизнеса и технопарки - это рыночные структуры, а инновационные технологические центры - не обязательно [48].
Итак, уже сейчас в России созданы новые структуры - технопарки, которые способствуют развитию в регионах предпринимательства в сфере науки и высоких технологий, которые “достраивают” цепь, состоящую из инновационных звеньев и обеспечивающую реализацию полного цикла: от идеи (результаты фундаментальных исследований) до потребителя коммерческого продукта, то есть созданы механизмы превращения результатов научных исследований, изобретений и ноу-хау в коммерческие технологии. Следовательно, технопарки - это механизмы ускорения становления и развития наукоемкого предпринимательства в России, то есть это структуры, которые косвенно порождают бизнес; это структуры - генераторы бизнеса в сфере науки и высоких технологий. Это - дорогие структуры и их эффективность состоит в искусстве правильного использования [48].
Под технопарком понимается организация с правами юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими университетами и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью поддержки и развития инновационной деятельности и малого инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передача их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны [48].
Таким образом, технопарк представляет собой территорию, как правило, вокруг крупного университета, ГНЦ или предприятия с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой [48].
В технопарке место фирмами-клиентами, независимыми предпринимателями, изобретателями, учеными, инженерами, преподавателями, аспирантами и студентами, как правило, арендуется [48].
В силу этого на ограниченной обустроенной территории технопарка появляются заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационного процесса и различные функции по их обслуживанию. То есть, технопарк представляет собой сеть поддержки ученых, новаторов, изобретателей, через которую реализуется инициативная форма организации инновационного процесса и которая позволяет за предпринимателем-исполнителем оставить лишь функцию творческого труда и управление собственноручно разрабатываемыми нововведениями. В этом заключается суть деятельности технопарка, где человек-предприниматель - ключевая фигура инновационного процесса в виде инновационного предпринимательства [48].
Упрощенную обобщенную "классическую" структуру технопарка можно представить в виде двух частей [48]:
- “ядра” технопарка, которое представлено инкубатором начинающих малых инновационных фирм, зрелыми фирмами вышедшими из инкубатора, но пожелавших остаться на территории технопарка, если у технопарка есть такая возможность, и фирмами, которые перешли в технопарк, например, из университета, ГНЦ, промышленного предприятия, города и т. д., а также дочерними фирмами крупных предприятий;
- “оболочки” технопарка, которая представлена фирмами сервиса (простого и сложного), необходимыми для предоставления качественных услуг малым инновационным фирмам, а также командой менеджеров технопарка.
Признаки действующего технопарка (“портрет” действующего технопарка) [48]:
- имеет статус юридического лица;
- является “совместным” предприятием;
- владеет землей;
- владеет или имеет в управлении недвижимость;
- имеет высококвалифицированную команду менеджеров;
- имеет в своем составе инкубатор бизнеса, в котором размещены и поддерживаются не менее 20-30 малых начинающих инновационных фирм;
- имеет необходимое количество сервисных фирм, способных удовлетворить спрос со стороны малых инновационных фирм на простые и сложные услуги;
- реально оказывает предпринимателям услуги различного уровня - от простых (сдача в аренду помещений, мест на автомобильной стоянке, предоставление различного вида связи, ксерокопирование, обеспечение безопасности, таможенные услуги и т. д.) до сложных (юридические и иные консультации по проблемам предпринимательского права, маркетингу, менеджменту, обучению, поиск рынков и т. д.);
- владеет хорошо отработанным механизмом технологического трансфера, взаимодействия с ГНЦ, университетами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями;
- имеет в регионе имидж влиятельной на социально-экономическое и технологическое развитие структуры;
- является некоммерческой организацией.
6.3 Наукограды и особые экономические зоны в России
За последние полвека в стране выросло более полусотни средних и малых городов, почти полностью связанных с проведением научных исследований и практическим освоением их результатов. Это знаменитые Дубна, Жуковский, Зеленоград, Королев, Обнинск, Протвино, Пущино и менее известные Димитровград, Красноармейск, Оболенск, Северск, Саров, Сосновый Бор [2].
Основную часть населения этих городов составляют научные работники и их семьи. Привязка к научной деятельности и решению конкретных практических задач предопределила отсутствие в них ориентированных на конечный потребительский спрос сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Поэтому понятно, что с резким уменьшением государственной поддержки науки в 90-е гг. такие города оказались в крайне сложном экономическом положении [1, 2].
Поиск путей их выживания в условиях складывающихся новых рыночных отношений обусловил, в конечном счете, необходимость появления Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации», вступившего в силу в апреле 1998 г. Этот Закон определил понятие наукограда и меры по государственной поддержке подобных территориальных образований [1, 2].
Наукоград Российской Федерации – это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом [1, 2].
Научно-производственный комплекс наукограда – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-технологическую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники [1, 2].
Инфраструктура наукограда – это совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность его населения. В соответствии с указанным Законом статус наукограда придается муниципальному образованию Президентом Российской федерации по представлению правительства на срок до 25 лет. этом президент утверждает определенные правительством приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с.дарственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную правительством программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики [1, 2].
Присвоение статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения в установленном порядке федеральной целевой программы развития соответствующего муниципального образования. Финансирование и материально-техническое обеспечение наукограда и его инфраструктуры осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, местного бюджета, иных источников финансирования в соответствии с установленным законодательством. Первым из российских научных городов статуса наукограда был удостоен в мае 2000 г. г. Обнинск Калужской области, известный благодаря первой в мире атомной электростанции, пущенной здесь в 1954 г. Намечена Программа развития г. Обнинска, которая предусматривает, в конечном счете, устойчивое бездотационное развитие этого наукограда. В конце 2001 г. Указом Президента Российской Федерации № 1472 статус наукограда был присвоен и г. Дубне Московской области [1, 2]. Позднее были Королев (Московская область), Кольцово (Новосибирская область), Реутов и Фрязино (Московская область) и т.д.
Заслуживает внимания вопрос об особых экономических зонах. Это затрагивает, в первую очередь, такие регионы, как г. Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, а также республику Татарстан (Елабугский район) и Липецкую область (Грязевский район) и др.
Вступивший в силу закон трактует особую экономическую зон как определяемую Правительством Российской Федерации час территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ могут создавать только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Они не могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок их существования составляет 20 лет и продлению не подлежит. Вместе с тем возможно досрочное прекращение статуса ОЭЗ в определенных случаях, например при отсутствии реальной практической деятельности [1, 2].
Решение о создании таких зон принимается Правительством РФ и оформляется специальным постановлением на основе анализа заявок, подаваемых от имени высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. Важно отметить, что отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуществляется на конкурсной основе в соответствии с утверждаемым Правительством Положением. При этом учитывается целесообразность и эффективность их создания для решения задач федерального, регионального и местного значения [1, 2].
Управление ОЭЗ осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Для выполнения функций по управлению объектами недвижимости они могут привлекать управляющие компании. Правительство определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на территории ОЭЗ. По закону там не допускаются размещение объектов жилищного фонда, добыча полезных ископаемых и их переработка, металлургическое производство, выпуск и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) [1, 2].
Предприниматели и организации, зарегистрированные на территории ОЭЗ, получают статус резидентов особой экономической зоны, дающий в соответствии с новым законом целый ряд конку рентных преимуществ (см. далее) [1, 2].
Предусматривается возможность создания ОЭЗ двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Промышленно-производственные зоны создаются в порядке и на условиях, предусмотренных новым законом на участках территории, площадь которых составляет не более 20 км. Их резидентами могут быть коммерческие организации (за исключением янтарных предприятий), зарегистрированные на территории соответствующего муниципального образования и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, под которой закон понимает производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию [1, 2].
Технико-внедренческие зоны создаются для разработки научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Осуществление подобной деятельности возможно не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2. Резидентами технико-внедренческих зон могут быть не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели [1, 2].