Инновационная инфрастуктура рынка как фактор формирования инновационного бизнеса в стране




 

6.1 Инновационная инфрастуктура рынка: понятие, основные элементы

 

Хотя инновационный рынок очень специфичен, однако его функционирова­ние, как и функционирование других рынков, поддерживает определенная рыноч­ная инфраструктура, представленная на рисунке 6.1 [32].

 

Рисунок 6.1 - Функциональные подсистемы инфраструктуры инновационного рынка [32]

 

Организационные структуры поддержки инновационной деятельности

Специфическим элементом инфраструктуры рынка инноваций являются технопарковые структуры как особые территориальные образования, изначально ориентированные на развитие инновационной деятельности и коммерциализацию ее результатов [32].

По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно распо­ложить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы и другие региональные агломераты [32].

Финансово-кредитная инфраструктура

В России намечен переход от преимущественно институционального (госу­дарственного) финансирования научно-инновационной деятельности к проектно­му финансированию с привлечением различных источников, однако по-прежнему наиболее значимым источником финансирования инновационной деятельности в нашей стране остаются бюджетные средства. Хотя механизм бюджетного финан­сирования несколько изменился (наряду с прямым бюджетным финансированием научных организаций стали использоваться адресные методы поддержки через государственные фонды и программы), но этого явно недостаточно для активиза­ции процессов коммерциализации инноваций. Мировая практика свидетельствует о необходимости более широкого привлечения средств из разных источников для финансирования процессов внедрения научных разработок [32].

 

 

6.2 Технопарковые структуры: виды, функции, отличительные особенности, опыт функционирования за рубежом и в России

 

Общемировая тенденция формирования научных парков и инкуба­торов малого инновационного бизнеса прослеживается в России в нескольких формах, отражающих характерную специфику и неко­торые отличительные особенности национальной инновационной системы [1, 2].

В 1990 г. в России был создан первый технопарк в г. Томске, с этого же времени действует Ассоциация "Технопарк".

Научный, исследовательский, технологический парк - есть организация, которая осуществляет формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий [48].

Центральным звеном технопарка является инкубатор бизнеса, в котором "выхаживаются" малые начинающие инновационные фирмы, покидающие его по мере становления. Размещаясь на земле технопарка, эти фирмы окружают инкубатор своеобразным кольцом. С годами, постепенно, технопарки превращаются в зоны развития передовых отраслей промышленности, в "треугольники", "коридоры" и "долины" высоких технологий, коренным образом преобразуя лицо городов и территорий, во многих случаях давая им "второе дыхание" [48].

Технопарк - это не научно-исследовательский институт и не конструкторское бюро. Это не комплекс лабораторий, в которых создаются новые технологии. Технопарк - это, образно говоря, завод, "сырьем" для которого служит самый дорогой на планете ресурс - интеллект, знание, а "готовой продукцией" - наукоемкие фирмы и высокие технологии [48].

Технопарки создаются для решения следующих задач [48]:

поддержки, становления и выпуска развитых фирм высоких технологий;

превращения интеллектуальной и научно-технической продукции в товарную продукцию;

появления новых видов производств, структурной перестройки и экономического возрождения промышленных регионов;

повышения роли науки и образования в обществе;

создания новых рабочих мест;

привлечения специалистов и инвестиций из других регионов и из-за рубежа.

Наиболее важные услуги технопарка для фирм-клиентов [48]:

материально-технические (сдача в аренду помещений, оборудования, станков, земли под строительство и др.);

финансовые (обеспечение доступа к субсидиям, предоставление грантов, льготных кредитов и др.);

консультации и обеспечение взаимодействия между исследовательскими и промышленными структурами;

маркетинг, поиск заказчиков, заключение контрактов;

информационные (обеспечение доступа к средствам телекоммуникации и связи, научному и лабораторному оборудованию, средствам вычислительной техники, предоставление залов заседаний, обеспечение переговоров и др.);

подготовка кадров;

социально-бытовые (обеспечение гостиницей, питанием, медицинское обеспечение и др.).

Условия для создания и успешного функционирования технопарка [48]:

наличие в регионе крупного университета (вуза) или (и) научного центра и потенциальных предпринимателей в инновационной сфере;

наличие в регионе существенных, экономически целесообразных потребностей и спроса на инновационную продукцию технопарка;

в регионе должны иметься серьезные задачи из научной, прикладной, социально-экономической и прочих сфер деятельности человека;

наличие в регионе предпринимательского микроклимата, а также воли ученых, промышленников, предпринимателей и местных властей совместно решать социально-экономические проблемы региона;

наличие лидеров и квалифицированных команд специалистов для работы в технопарках;

технопарк должен иметь финансовые и другие материальные возможности поддержки начинающих предпринимателей.

Ученый, инженер, студент, изобретатель приходят в технопарк со знаниями, изобретениями, идеями, а выходят из него через 3-5 лет квалифицированными инновационными предпринимателями с собственным капиталом, фирмой и наукоемким конкурентоспособным товаром или услугой. Право интеллектуальной собственности реализуется в технопарке в полном объеме. В лучших технопарках выживает в период своего становления более 90% малых инновационных предприятий, в то время как вне их - 10-30% [48].

Источником интеллектуальной энергии технопарка является близлежащий университет или научный центр, ее преобразователем - инкубатор бизнеса, усилителем - земля, здания и сооружения, в которых располагаются вышедшие из инкубатора наукоемкие фирмы, потребителем - региональные, национальные и международные рынки [48].

Лучшего инструмента поддержки малого инновационного предпринимательства или наукоемкого бизнеса мировая практика не выработала. Нет в природе более эффективной структуры, чем технопарк. Так же как не существует более эффективной структуры поддержки обычного, нетехнологического бизнеса, чем самостоятельно действующий инкубатор бизнеса. Именно в технопарках начинали свою жизнь такие фирмы как "Хьюлетт-Паккард", "Майкрософт", "Полароид". Лучшей рекламы для технопарков не придумать [48].

Хотя технопарки и можно назвать "заводами по производству малых наукоемких фирм", они, в отличие от обычных заводов, большей частью являются организациями некоммерческими. Технопарки преследуют стратегические, долговременные цели - цели преобразования регионов на основе новых, по крайней мере для этих регионов, отраслей промышленности, ускорения практической отдачи от НИОКР через сектор частного предпринимательства. Технопарки - это среда поддержки инновационной активности наиболее способных к этому личностей. Быстрого оборота капитала в них не происходит.

Поэтому везде и всюду они создаются как инициативы стратегического уровня при совместном участии многих научных, образовательных организаций, промышленных предприятий, финансовых институтов и, обязательно, территориальных органов власти и управления. От последних, кстати, во многом зависит успех деятельности технопарков. Они создаются как междисциплинарные и межведомственные инфраструктуры поддержки малого наукоемкого бизнеса: узковедомственный подход им чужд [48].

Необходимо вкладывать средства в такую инфраструктуру, которая даст долгосрочный эффект, которая, раз возникнув, будет непрерывно генерировать малый и средний наукоемкий бизнес [48].

Для создания такой инфраструктуры, а это и есть технопарки, инкубаторы технологического бизнеса, необходимо обеспечить ее соответствующей недвижимостью, поддержать законодательно и финансово [48].

Зарубежный опыт, в частности, опыт США, показывает, что малые предприятия, особенно наукоемкого профиля, в период своего становления (3-5 лет) гибнут в большом количестве. Их выживаемость очень невысокая. Вот некоторые данные. Обычные малые фирмы за период своего становления выживают 15-30%, а наукоемкие - всего лишь каждая десятая. Еще меньший процент выживания малых предприятий наблюдается в России, где нет традиций рыночной экономики, нет тех законов, которые способствовали бы быстрому становлению и развитию малых предприятий, где наблюдается спад экономики, который усугубляет их положение [48].

Именно в технопарках и их инкубаторах бизнеса “выращиваются” будущие средние и крупные фирмы высоких технологий, такие как “Хьюлетт-Паккард”, которые потом стали известными во всем мире. Страны, думающие о будущем и понимающие что конкуренция технологий на мировом рынке не может быть выиграна, если малые наукоемкие фирмы будут “выращиваться” в гаражах и подвалах, стали интенсивно создавать технопарки и инкубаторы бизнеса. Это поняли такие страны, как США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Финляндия, Япония, Австралия, КНР и другие [48].

Следует отметить, что роль технопарков и инкубаторов бизнеса не сводится только лишь к коммерциализации знаний. Они представляют собой своеобразные "фабрики" по созданию и выпуску в экономику новых фирм. В то же время технопарки и инкубаторы бизнеса - это структуры сервиса, которые не только освобождают малые начинающие фирмы от необходимости содержать в своем составе все подразделения, имеющиеся в крупных фирмах, такие как: бухгалтерия, секретариат, информационная служба, служба безопасности, стоянка для автотранспорта и т. д.), но и обеспечивают малые начинающие фирмы простым и сложным сервисом, включая юридические консультации, маркетинговые исследования, оказание помощи в сфере менеджмента и т. д. [48].

Именно все это обеспечивает "выживаемость" малых фирм в технопарках США, Великобритании, Франции, да и России на очень высоком уровне - 80-90% и выше. Именно через "выращенные" фирмы технопарки и инкубаторы бизнеса оказывают существенное влияние на социально-экономическое и технологическое развитие регионов [48].

Правильно спроектированные и построенные технопарки являются эффективными очагами зарождения и роста новых отраслей промышленности, центрами развития технологий ХХI века. Что очень важно - технопарки, в которых сосредотачиваются интересы университетов, научных центров, промышленности, региональных и местных властей, порождает синергетический эффект, поскольку они являются местом общения людей, чьи интересы совпали в каких-то направлениях развития науки и технологий и их коммерциализации [48].

Технопарк - это механизм интеграции высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий, предпринимателей, финансовых институтов и властей, направленный на решение социально-экономических, технологических проблем региона, города, района. В технопарке работают предприниматели и фирмы, которые создают инновационную продукцию, имеющую своих потребителей, свой рынок или сегменты рынков. Здесь потребитель как бы определяет критерий отбора клиентов - малые начинающие фирмы на “поселение” под его “крышу” [48].

Япония после Второй мировой войны активно приступила к формированию своей национальной инновационной способности и именно это дало ей возможность достичь блестящих результатов в создании конкурентоспособных товаров, используя нововведения. Не имея своей сильной фундаментальной науки, Япония выиграла на мировых рынках конкуренцию по производимой ею продукции [48].

Национальная инновационная способность зависит от менталитета людей, их образования, от уровня развития фундаментальной и прикладной науки, экономического уклада, наличия (или отсутствия) инновационных структур, к которым относятся малые инновационные предприятия, инкубаторы бизнеса, научные и технологические парки и другие структуры [48].

Но эта способность нации во многом определяется государственной политикой в отношении инновационной деятельности и инновационного предпринимательства, той политикой, которую проводит страна в отношении инновационного предпринимательства в сфере науки и техники, тех законов, которые ускоряют или тормозят эту деятельность [48].

Таким образом, страна должна иметь как сильную государственную научную политику, так и сильную инновационную политику, которая направлена на хозяйское использование научного потенциала и укрепление связей между всеми звеньями инновационной деятельности в целях технологического развития страны. Надо на государственном уровне заниматься проблемами использования результатов научных исследований в целях опережающего развития наукоемких отраслей, формирования сектора инновационного предпринимательства. Именно для этой цели активно создаются в наиболее развитых странах инкубаторы бизнеса и технопарки, инновационные центры. В США создано более 150 исследовательских университетских парков и 750 инкубаторов бизнеса, в Великобритании - 42 научных парка, в России - около 50 технопарков, в Германии - около 250 технологических центров и инкубаторов бизнеса [48].

Необходимо различать инкубаторы нетехнологического и технологического профиля. Кроме того, важно определить признаки сходства и различия между инкубаторами бизнеса и технопарками, а также инновационными или технологическими центрами. Кроме этих структур в зарубежных странах и в России в последнее время стали появляться инкубаторы технологий, которые “выпускают” не фирмы, ставшие “на крыло”, а готовые технологии [48].

Основные признаки сходства субъектов инновационной деятельности и инновационного предпринимательства (технопарки, инкубаторы бизнеса обычных технологий, инкубаторы бизнеса высоких технологий) [48]:

создаются материально-техническая, финансовая, информационная и социально-культурная базы для становления развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности фирм-клиентов;

создаются новые рабочие места;

создаются технологии;

создается коммерческий продукт;

обеспечивается обучение и становление фирм-клиентов;

непрерывно генерируются инновационные процессы;

обеспечивается экономическое возрождение регионов;

создаются новые виды производств;

привлекаются инвестиции из других регионов и из-за рубежа;

обеспечивается высокая выживаемость фирм-клиентов;

повышается предпринимательская культура населения регионов;

имеют статус юридического лица;

технопарки и инкубаторы бизнеса, как правило, не являются государственными организациями, а представляют собой “совместные предприятия”.

Основные признаки различия субъектов инновационной деятельности и инновационного предпринимательства (технопарки, инкубаторы бизнеса обычных технологий, инкубаторы бизнеса высоких технологий) [48]:

владеют землей (как правило, землей владеют технопарки);

выпускают развитые фирмы высоких технологий (технопарки);

обеспечивают различный уровень сервиса (максимальный уровень - у технопарков);

технопарки создаются вблизи источника интеллекта (университетов, научных центров и т.д.), остальные субъекты - в любом месте;

технопарки и инкубаторы бизнеса высоких технологий - могут создавать условия формирования новых отраслей промышленности в регионе;

по назначению - технопарки и инкубаторы бизнеса высоких технологий ориентированы, прежде всего, на оказание услуг ученым, преподавателям вузов, аспирантам и студентам, изобретателям, а остальные субъекты - для всех;

более ориентированы на создание новых рабочих мест инкубаторы бизнеса;

технопарки и инкубаторы бизнеса высоких технологий содействуют коммерциализации фундаментальных научных знаний, открытий, изобретений;

технопарки обеспечивают структурную перестройку промышленных регионов;

технопарки содержат в своей структуре инкубаторы бизнеса высоких технологий;

фирмы-клиенты, как правило, покидают инкубаторы бизнеса после периода становления, а технопарки - не всегда.

В свою очередь, принятый в России термин “технопарк” включает в себя их разновидности: научный парк, исследовательский парк, технологический парк, научно-промышленный парк [48].

Анализ назначения, функциональных возможностей и уровня представляемых своим клиентам сервисных услуг вышеназванных структур поддержки малого предпринимательства показывает, что технопарки являются наиболее универсальными с широким спектром функциональной деятельности структурами, которые включают в себя функции и возможность как инкубаторов бизнеса, так и инновационных технологических центров [48].

Руководители Ассоциации «Технопарк» исходили и исходят из того, что вблизи крупных университетов и научных центров, в наукоградах должны создаваться, как правило, технопарки, как эффективнейшие среды поддержки малых начинающих наукоемких фирм, как среды зарождения очагов технологического развития регионов [48].

Инкубаторы обычного бизнеса, бесспорно, имеют право на жизнь и они эффективно развивают малое предпринимательство, но их место не вблизи университетов и научных центров, а там, где нужно занять людей, желающих научиться простому бизнесу, там, где закрывается предприятие, и люди оказываются безработными [48]. Зарубежные партнеры из Западной Европы, США и Канады хотели бы создавать в России обычные инкубаторы бизнеса, но непременно рядом с университетами и научными центрами. Мы не должны идти по этому пути, иначе нам уготована судьба стран со слабым технологическим развитием. Очевидно, что расточительно вблизи университетов и научных центров создавать инкубаторы обычного бизнеса, а не технопарки. Это также неэффективно, как и стрелять из пушки по воробьям. Для этих целей подходит более дешевое и простое средство - охотничье ружье [48].

Что же касается инновационных технологических центров, то их главная задача состоит не в поддержке малого наукоемкого предпринимательства (“выращивание” и “выпуск” наукоемких фирм), а в создании на базе научных исследований, открытий и изобретений новых технологий, которые не обязательно должны сразу же продаваться и которые не обязательно должны сегодня иметь своего потребителя. В то время как инкубаторы технологического бизнеса и технопарки имеют своей главной целью “выращивание” и “выпуск” инновационных фирм, коммерциализацию научных знаний, открытий и изобретений, обязательную продажу технологий, материалов, изделий и услуг [48].

Таким образом, инновационные технологические центры - это среды “выращивания” новых технологий и не обязательно их продажи, а инкубаторы технологического бизнеса и технопарки - это среды “выращивания” фирм и технологий, “выпуска” фирм и обязательной продажи технологий, материалов, изделий и услуг [48].

Инкубаторы бизнеса и технопарки - это рыночные структуры, а инновационные технологические центры - не обязательно [48].

Итак, уже сейчас в России созданы новые структуры - технопарки, которые способствуют развитию в регионах предпринимательства в сфере науки и высоких технологий, которые “достраивают” цепь, состоящую из инновационных звеньев и обеспечивающую реализацию полного цикла: от идеи (результаты фундаментальных исследований) до потребителя коммерческого продукта, то есть созданы механизмы превращения результатов научных исследований, изобретений и ноу-хау в коммерческие технологии. Следовательно, технопарки - это механизмы ускорения становления и развития наукоемкого предпринимательства в России, то есть это структуры, которые косвенно порождают бизнес; это структуры - генераторы бизнеса в сфере науки и высоких технологий. Это - дорогие структуры и их эффективность состоит в искусстве правильного использования [48].

Под технопарком понимается организация с правами юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими университетами и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями и осуществляющая на находящейся под ее юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью поддержки и развития инновационной деятельности и малого инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передача их на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны [48].

Таким образом, технопарк представляет собой территорию, как правило, вокруг крупного университета, ГНЦ или предприятия с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой [48].

В технопарке место фирмами-клиентами, независимыми предпринимателями, изобретателями, учеными, инженерами, преподавателями, аспирантами и студентами, как правило, арендуется [48].

В силу этого на ограниченной обустроенной территории технопарка появляются заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационного процесса и различные функции по их обслуживанию. То есть, технопарк представляет собой сеть поддержки ученых, новаторов, изобретателей, через которую реализуется инициативная форма организации инновационного процесса и которая позволяет за предпринимателем-исполнителем оставить лишь функцию творческого труда и управление собственноручно разрабатываемыми нововведениями. В этом заключается суть деятельности технопарка, где человек-предприниматель - ключевая фигура инновационного процесса в виде инновационного предпринимательства [48].

Упрощенную обобщенную "классическую" структуру технопарка можно представить в виде двух частей [48]:

- “ядра” технопарка, которое представлено инкубатором начинающих малых инновационных фирм, зрелыми фирмами вышедшими из инкубатора, но пожелавших остаться на территории технопарка, если у технопарка есть такая возможность, и фирмами, которые перешли в технопарк, например, из университета, ГНЦ, промышленного предприятия, города и т. д., а также дочерними фирмами крупных предприятий;

- “оболочки” технопарка, которая представлена фирмами сервиса (простого и сложного), необходимыми для предоставления качественных услуг малым инновационным фирмам, а также командой менеджеров технопарка.

Признаки действующего технопарка (“портрет” действующего технопарка) [48]:

- имеет статус юридического лица;

- является “совместным” предприятием;

- владеет землей;

- владеет или имеет в управлении недвижимость;

- имеет высококвалифицированную команду менеджеров;

- имеет в своем составе инкубатор бизнеса, в котором размещены и поддерживаются не менее 20-30 малых начинающих инновационных фирм;

- имеет необходимое количество сервисных фирм, способных удовлетворить спрос со стороны малых инновационных фирм на простые и сложные услуги;

- реально оказывает предпринимателям услуги различного уровня - от простых (сдача в аренду помещений, мест на автомобильной стоянке, предоставление различного вида связи, ксерокопирование, обеспечение безопасности, таможенные услуги и т. д.) до сложных (юридические и иные консультации по проблемам предпринимательского права, маркетингу, менеджменту, обучению, поиск рынков и т. д.);

- владеет хорошо отработанным механизмом технологического трансфера, взаимодействия с ГНЦ, университетами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями;

- имеет в регионе имидж влиятельной на социально-экономическое и технологическое развитие структуры;

- является некоммерческой организацией.

 

6.3 Наукограды и особые экономические зоны в России

 

 

За последние полвека в стране выросло более полусотни сред­них и малых городов, почти полностью связанных с проведением научных исследований и практическим освоением их результа­тов. Это знаменитые Дубна, Жуковский, Зеленоград, Королев, Обнинск, Протвино, Пущино и менее известные Димитровград, Красноармейск, Оболенск, Северск, Саров, Сосновый Бор [2].

Основную часть населения этих городов составляют научные работники и их семьи. Привязка к научной деятельности и реше­нию конкретных практических задач предопределила отсутствие в них ориентированных на конечный потребительский спрос сель­скохозяйственных и промышленных предприятий. Поэтому по­нятно, что с резким уменьшением государственной поддержки науки в 90-е гг. такие города оказались в крайне сложном эконо­мическом положении [1, 2].

Поиск путей их выживания в условиях складывающихся новых рыночных отношений обусловил, в конечном счете, необходимость появления Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации», вступившего в силу в апреле 1998 г. Этот Закон определил понятие наукограда и меры по государственной под­держке подобных территориальных образований [1, 2].

Наукоград Российской Федерации – это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом [1, 2].

Научно-производственный комплекс наукограда – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-технологическую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники [1, 2].

Инфраструктура наукограда – это совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность его населения. В соответствии с указанным Законом статус наукограда при­дается муниципальному образованию Президентом Российской федерации по представлению правительства на срок до 25 лет. этом президент утверждает определенные правительством приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с.дарственными приоритетами развития науки и техники, а так­же представленную правительством программу развития науко­града, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики [1, 2].

Присвоение статуса наукограда является основанием для разра­ботки и утверждения в установленном порядке федеральной целе­вой программы развития соответствующего муниципального обра­зования. Финансирование и материально-техническое обеспечение наукограда и его инфраструктуры осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, местного бюджета, иных источников фи­нансирования в соответствии с установленным законодательством. Первым из российских научных городов статуса наукограда был удостоен в мае 2000 г. г. Обнинск Калужской области, извест­ный благодаря первой в мире атомной электростанции, пущенной здесь в 1954 г. Намечена Программа развития г. Обнинска, кото­рая предусматривает, в конечном счете, устойчивое бездотационное развитие этого наукограда. В конце 2001 г. Указом Президента Российской Федерации № 1472 статус наукограда был присвоен и г. Дубне Московской области [1, 2]. Позднее были Королев (Московская область), Кольцово (Новосибирская область), Реутов и Фрязино (Московская область) и т.д.

Заслуживает внимания вопрос об особых экономических зонах. Это затрагивает, в первую очередь, такие регионы, как г. Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, а также республику Татарстан (Елабугский район) и Липецкую область (Грязевский район) и др.

Вступивший в силу закон трактует особую экономическую зон как определяемую Правительством Российской Федерации час территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ могут создавать только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Они не могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или вклю­чать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок их существования составляет 20 лет и продлению не подлежит. Вместе с тем возможно досроч­ное прекращение статуса ОЭЗ в определенных случаях, например при отсутствии реальной практической деятельности [1, 2].

Решение о создании таких зон принимается Правительством РФ и оформляется специальным постановлением на основе анализа заявок, подаваемых от имени высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований. Важ­но отметить, что отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа осуще­ствляется на конкурсной основе в соответствии с утверждаемым Правительством Положением. При этом учитывается целесообраз­ность и эффективность их создания для решения задач федераль­ного, регионального и местного значения [1, 2].

Управление ОЭЗ осуществляют уполномоченный орган испол­нительной власти и его территориальные органы. Для выполне­ния функций по управлению объектами недвижимости они могут привлекать управляющие компании. Правительство определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на тер­ритории ОЭЗ. По закону там не допускаются размещение объек­тов жилищного фонда, добыча полезных ископаемых и их пере­работка, металлургическое производство, выпуск и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) [1, 2].

Предприниматели и организации, зарегистрированные на территории ОЭЗ, получают статус резидентов особой экономической зоны, дающий в соответствии с новым законом целый ряд конку рентных преимуществ (см. далее) [1, 2].

Предусматривается возможность создания ОЭЗ двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Промышленно-производственные зоны создаются в порядке и на условиях, предусмотренных новым законом на участках территории, площадь которых составляет не более 20 км. Их резидентами могут быть коммерческие организации (за исключением янтарных предприятий), зарегистрированные на территории соответствующего муниципального образования и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, под которой закон понимает производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию [1, 2].

Технико-внедренческие зоны создаются для разработки научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Осуществление подобной деятельности возможно не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2. Резидентами технико-внедренческих зон могут быть не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели [1, 2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: