Фольклор, обычаи, традиции.




Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. Именно в устном народном творчестве или народном фольклоре проявляется сила духа народа, отображается его история, быт и мировоззрение.

Важнейшей особенностью фольклора, в отличие от литературы, является способ передачи информации. К фольклорным произведениям относят: легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д. «Было время да прошло, а слова остались…», – гласит народная мудрость.

Откликались словом творцы фольклора и на исторические события. Так, замечательными памятниками истории были былины, посвященные легендарным защитникам родной земли – богатырям, самыми известными из которых считают Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды – письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров Шубин.

 

 

Скульптура Доброго Шубина в парке кованных фигур г. Донецка

 

Ø Это интересно В былинах и легендах Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались, потому что жили в разное время: Добрыня Никитич – в Х веке, Алёша Попович – в ХІІІ веке, а Илья Муромец – в ХІІ веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются
Легенда о добром Шубине, пожалуй, одна из самых известных в Донецком крае. Существует несколько вариантов этой легенды, но, самая популярная гласит, что живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры зовут его Шубин. Когда-то он и сам был шахтером. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили его в случившемся. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Но с тех пор и до сегодня Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам предупреждая их об обвалах и возможных авариях. Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть Шубина делятся с ним своим шахтерским «тормозком» и всегда говорят о нём уважительно.

В подтверждение данной легенды, вот история, описанная в свое время газетой «Донбасс». Один проходчик решил отдохнуть во время смены. Прилег на распилы и провалился в полудрему. Вдруг чувствует — его кто-то расталкивает. Открыл глаза — в темном мареве, где-то метрах в десяти, в розоватом ореоле видится сухонький, сгорбленный мужичок в старой шахтерской куртке. В одной руке держит допотопную лампу с тоненьким горящим фитильком, в другой — обушок. Попросил дать чего-то попить — мол, горло просохло. Проходчик поднялся с распилов, пошел к старичку со своей флягой. Успел сделать несколько шагов, как вдруг в том месте, где он только что лежал, обрушилась кровля.

 

В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.

Ученые этнографы изучают множество таких легенд. Конечно, не всё в них правда, поэтому задача этнографа отделить правду от вымысла и составить истинную картину событий.

 

·

 

Среди других видов фольклора на Донбассе популярны были, сказки, поговорки и пословицы, значительная часть которых посвящена шахтерам и шахтерскому труду. Каждый из вас, наверняка, слышал пословицы: «Шахтер в землю спускается, с белым светом прощается», «Шахтеру слава, когда много угля дает лава», «Уголек – что золото: и блестит, и ценится» и другие.

 

· Поколение молодое проверяется в забое", - гласит новая шахтёрская пословица.

 

Так исторически сложилось, что именно Донбасс объединил народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Это и сформировало тот особый характер, который зовется донецким.

История в песне

Своеобразной копилкой народной памяти являются сохранившиеся думы и песни. Именно они, веселые и печальные, нередко фантастические, передают всю уникальность нашего народа.

Исторические песни, как и былины, изображают события, которые сохранились в памяти народа. При этом, если сюжет былин часто носит сказочный характер, то героями исторических песен чаще всего являются реально существующие герои.

·

 

18+

У каждой песни есть своя отдельная история. В песнях народа Донбасса, сочиненных в разные времена, поется о праздниках и бедствиях, победах и поражениях. В них историки находят упоминания об исторических событиях и выдающихся деятелях, об отношении к ним современников, характерных приметах края, в котором мы живем.

Одной из самых популярных песен Донбасса является написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Спят курганы темные» – лирический рассказ о формировании рабочего человека, о тяжелой работе и хороших трудовых делах. И хотя у песни есть авторы, жители Донбасса давно считают её народной.

 

Спят курганы тёмные, солнцем опалённые, И туманы белые ходят чередой…

Через рощи шумные и поля зелёные Вышел в степь донецкую парень молодой.

Там, на шахте угольной, паренька приметили, Руку дружбы подали, повели с собой,

Девушки пригожие тихой песней встретили, И в забой направился парень молодой.

Дни работы жаркие, на бои похожие

В жизни парня сделали поворот крутой. На работу славную, на дела хорошие Вышел в степь донецкую парень молодой.

Еще одна известная песня на Донбассе – «Песня про молодого коногона». В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.

 

Гудки тревожно загудели, Народ валит густой толпой, А молодого коногона Несут с разбитой головой… …В углу заплачет мать-старушка. Слезу рукой смахнёт отец. И дорогая не узнает, Каков мальчишки был конец. Прощай, Маруся, ламповая, Ты мой товарищ стволовой. Тебя я больше не увижу- Лежу с разбитой головой.

 

 

Так же можем похвастаться и своими донбасскими частушками, например:

Шахтёрские частушки

 

Познакомилась я с парнем,
До чего же он востёр,
Я подумала – учитель,
Оказалось, что – шахтёр.

 

За любимого волнуюсь,
Признаюсь по честности,
Он работает в забое,
Я же – на поверхности.

 

Эх, шахта, забой
Под землёй нет солнца,
Буду лампочкой светить
Милому в оконце.

 

Ø Исторический словарь Этнография (от греческих слов «этнос» – народ и «графо» – пишу) – это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры различных народов в прошлом и настоящем. Этнографический музей – научное учреждение, осуществляющее сбор, хранение и изучение экспонатов, культуру, быт, одежду, обряды и традиции различных народов. Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость») – народное творчество, отражающее жизнь, идеалы и принципы народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: