Основные различия между процессами овладения иностранным языком (ИЯ) в естественной и искусственной языковой среде




Семинар 5. Развитие лингвистической одаренности

Основные характеристики и особенности иностранного языка, место в системе современного образования. Отличия обучения иностранному языку от обучения родному языку.

Обучение иностранному языку - это процесс двусторонний. Он, как, впро­чем, и обучение любому учебному предмету, включает в себя в их единстве обуча­ющую деятельность учителя и учебную деятельность (изучение языка) учащегося, направленную на усвоение языка/овладение языком (см.: Дидактика средней шко­лы..., 1982; и др.). Единство преподавания и учения трактуется в отечественной дидактике как объективная, инвариантная характеристика обучения, в то время как единство воспитания и обучения, взятое в дидактическом плане, составляет вариативную характеристику обучения (см.: Теоретические основы процесса..., 1989).

Усвоение иностранного языка, согласно Л. С. Выготскому (1982), идет путем, прямо противоположным тому, которым проходит раз­витие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности. Поэтому ученый выдвинул тезис о разнонаправленности путей овладения языком: для родного языка характерен путь «снизу вверх», для иностранного - «сверху вниз». При этом про­цесс овладения речью на родном языке неразрывно связан с одновременным развитием мышления, поскольку ребенок, усваивая языковые средства выражения мыслей, одновременно и в неразрыв­ной связи познает окружающую действительность. В ходе познания окружающего мира у него формируются понятия, отражаемые язы­ком. Следовательно, осознание простейших причинно-следствен­ных связей в объективном мире происходит одновременно с овла­дением ребенком языковыми средствами передачи этих связей.

Именно язык служит средством формирования «образа Я» ребенка, то одновре­менно с приобретением им речевого опыта происходит его (ребен­ка) социальная и индивидуальная идентификация. В процессе же овладения иностранным языком изучающий его, как правило, стре­мится не потерять свою собственную идентичность. Именно этот факт объясняет трудности, возникающие в ходе овладения вторым языком, а также обусловливает различия между анализируемыми процессами.

Дети в отличие от взрослых быстрее и легче усваивают второй язык, что можно объяснить в пер­вую очередь отсутствием у них страха потерять свою общность с определенной социальной и языковой средой.Для маленького ребенка род­ной язык является жизненно необходимым инструментом - един­ственным средством общения. Поэтому проблемы мотивации усвоения языка практически нет. Ребенок изучает родной язык, чтобы удовлетворить свои реальные всевозможные потребности, а не для того, чтобы усвоить определенное количество новых слов, прочитать текст и т.д. Он усваивает грамматику родного языка не как самоцель - вместе с лингвистической компетенцией развива­ется и коммуникативная. Иную картину можно наблюдать в про­цессе обучения иностранному языку. Здесь проблема мотивации учащихся является одной из центральных, равно как и проблема осознания учащимися языковых средств и его (осознания) времен­ная протяженность.

ИЯ могут при соответствующих обстоятельствах легко переходить друг в друга. Это дает основание при всех имеющихся между этими языками разли­чиях не абсолютизировать последние и, осуществляя поиск опти­мального пути совершенствования языкового образования как про­цесса, результата и системы, искать различия между ними в плос­кости управляемого и/или неуправляемого овладения языком в естественной и искусственной (в отрыве от страны изучаемого язы­ка) языковой среде.

Таблица 1

Основные различия между процессами овладения иностранным языком (ИЯ) в естественной и искусственной языковой среде

Основные параметры сопоставления Овладение ИЯ в естественном языковом окружении Овладение ИЯ в языковой среде Овладение ИЯ вне пределов страны, где он является средством общения
1. Социальный контекст изуче­ния языка Погружение в язык, неуправляемый (стихийный) про­цесс Погружение в язык, управляе­мый (институцио­нально организо­ванный) процесс Управляемый (институциональ­но организован­ный) процесс
2. Статус языка Второй язык Иностранный язык Иностранный язык
3. Функции языка Средство общения, средство интегра­ции в новую соци­альную среду Средство обуче­ния, средство интеграции в новое общество Средство образо­вания, воспита­ния и обучения с ярко выражен­ной направлен­ностью на пер­спективу, сред­ство вторичной социализации

 

Основные параметры сопоставления Овладение ИЯ в естественном языковом окружении Овладение ИЯ в языковой среде Овладение ИЯ вне пределов страны, где он является средством общения
4. Мотивация Естественные мотивы деятельности, естественная потребность в обще­нии на языке Естественные мо­тивы деятельности, искусственно создаваемая мотивация в учебном процессе Искусственно создаваемая мотивация, отсутствие социальной потребности в языке как средстве общения вне учебного процесса
5. Характер ис­пользуемых язы­ковых средств и специфика про­цессов их усво­ения Преимущественное внимание к содержанию общения, использование неязыковых средств, всех стилей языка и речи, большой удельный вес отрицательного язы­кового опыта Преимуществен­ное внимание к содержанию общения, использование неязыко­вых средств, всех стилей языка и речи, редукция отрицательного языкового опыта Большое внимание к языковой стороне общения, редукция отрицательного языкового опыта
6. Временной показатель Отсутствие временных ограничений Компенсация ограниченного учебного времени общением вне урока Учебное время строго лимитировано учебным планом конкрет­ного типа учебно­го заведения

 

Таким образом, деятельностная сторона процесса обучения иностранному языку представлена категорией взаимодействия участ­ников данного процесса. Поскольку любой опыт приобретается только в процессе выполнения определенной деятельности, обуче­ние иностранному языку должно быть организовано таким обра­зом, чтобы учащиеся могли приобрести реальный опыт, который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка.

 

Таблица 2

Основные различия между вариантами изучения языка

 

Основные критерии, по которым проводится сравнение Изучение языка в естественном языковом окружении Изучение языка вне страны изучаемого языка
1. Типы владения языком Второй язык/иностранный язык Иностранный язык
2. Функции языка в обществе Средство социализации, средство общения и взаимопонимания в повсе­дневной жизни Средство образования путем приобщения к иной культуре, средство обучения и общения в учебных условиях
3. Мотивация Высокая мотивация в использовании языка в повседневной жизни Низкая мотивация/пол­ное её отсутствие
4. Аспекты обучения языку/изучения языка Ярко выраженная прагматическая направлен­ность Сбалансированность прагматических и педагогических аспектов

 

 

2. Стратегическая цель учебной дисциплины «иностранный язык» в общеобразовательной школе.

В современной методике ведущей целью обучения иностранным языкам принято считать стратегическую цель, которая рассматривается как формирование в процессе обучения языку вторичной языковой личности, т.е. достижение такого уровня владения языком, который присущ носителю языка (языковой личности).

Если под языковой личностью подразумевается носитель языка, то под вторичной языковой личностью — лицо, владеющее языком, который для него является неродным. В настоящее время вторичная языковая личность рассматривается в качестве базовой категории лингводидактики.

Термин «вторичная языковая личность» был введен в научный оборот Ю. Н. Карауловым (1987) и восходит к понятию «языковая личность», впервые использованному В. В. Виноградовым. Лингводидактическое толкование вторичной языковой личности было предложено И.И.Халеевой (1989), которая

в структуре вторичной языковой личности выделяет три уровня:

1) вербально-семантический (знание системы языка и умение ею пользоваться в различных ситуациях общения);

2) когнитивный (знание понятий, идей, представлений, складывающихся в картину мира носителей изучаемого языка и культуры);

3) прагматический (возможность реализовать свои цели, мотивы, интересы, оценки в процессе речевой деятельности).

В результате овладения иностранным языком языковая личность приобретает черты вторичной языковой личности, способной проникнуть в «дух» изучаемого языка, в «плоть» культуры того народа, с которым должна осуществляться межкультурная коммуникация.

Функции учебной дисциплины «иностранный язык» в общеобразовательной школе вытекают изтребований к результатам изучения ИЯ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: