Изучить и подробно законспектировать материал лекции.




Ход занятия

Андрей Платонович Платонов (1899 -1951) - один из крупнейших русских прозаиков XX века. Творчество Платонова привлекает большое внимание исследователей, и, по самым скромным подсчетам, количество работ, посвященных писателю, достигло тысячи.

Отец Платонова Платон Фирсович Климентов работал в железнодорожных мастерских слесарем, мать Мария Васильевна вела хозяйство, воспитывала детей. Андрей был первым ребенком в многодетной семье. В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский политехникум, летом 1919 г. затем работал на паровозе помощником машиниста. В 1924 г. он окончил Воронежский политехнический институт (электротехническое отделение сильных токов). Платонов работал электротехником, служил в советских учреждениях; в Воронеже Платонов состоял на службе в должности губернского мелиоратора и заведующего работами по электрификации (1923–1926), под его руководством были сооружены сотни прудов и шахтных колодцев, осушены и орошены большие участки земли, исполнены дорожные работы (мосты, шоссе, дамбы) и т.д. В годы войны работал военным корреспондентом, получил тяжелую болезнь (туберкулез). После войны, несмотря на тяжелые условия, продолжал работать вплоть до последних дней своей жизни.

Когда мы хотим дать общую характерно гику Платонову – человеку, то здесь можно опереться на многие высказывания о нем его современников, отмечавших удивительную гармонию между личными качествами Платонова и его творческой индивидуальностью. Среди многих хороших слов о Платонове можно привести слова Василия Гроссмана произнесенные на гражданской панихиде в январе 1951 г.:

«В характере Платонова были замечательные черты. Он, например, был совершенно чужд шаблона. Говорить с ним было наслаждением — мысли его, слова, отдельные выражения, доводы в споре отличались каким–то удивительным своеобразием, глубиной. Он был тонко, чудесно интеллигентен и умен так, как может быть интеллигентен и умен русский рабочий человек».

Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов. Как поэт он представлен единственной книгой «Голубая глубина », потом наступил период журналистики и публицистики (конец 10–х — середина 20–х годов), одновременно Платонов выступил как автор рассказов (за рассказ «Бучило» получил премию в 1923 г.); много творческих сил отдано фантастическим произведениям (повесть «Эфирный тракт»). В классической манере описана историческая реальность и раскрыты основные образы в повести «Епифанские шлюзы». Казалось бы, найден собственный стиль, свой путь в прозе. Но параллельно Платонов создает оригинальную сатирическую повесть «Город Градов», и писатель предстает в новом качестве, его сатира углубляется, доходит до гротеска в рассказе «Усомнившийся Макар». К концу 20–х годов Платонов — автор трех сборников прозы: «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928) и «Происхождение мастера» (1929). Одновременно с ярко выраженной сатирой он пишет произведения, в которых сохраняются элементы сатиры, но больше безысходного трагизма (роман «Чевенгур», повесть «Котлован»).

После крайне резкой критики рассказа «Усомнившийся Макар» и «бедняцкой хроники» «Впрок» Платонов пытается перестроиться и даже «отказывается» от своих произведений. Платонов пишет два варианта покаянного письма в «Литературную газету» и «Правду». Он заявил о повести «Впрок»: «…Я один отвечаю за свое сочинение и уничтожу его будущей работой…» О преодолении своих «ошибок» писатель говорил то с внутренней убежденностью, то с иронией.

Его не печатают, но творчество художника нельзя остановить таким путем: «…Вокруг меня была разрушительная обстановка, но я держался и работал». Платонов пишет повесть «Ювенильное море (Море Юности)», в которой продолжил традиции своей сатиры. Однако как художник дольше он не хотел использовать им уже найденные приемы и стиль. В повести «Джан» он предстает как художник с новым творческим заданием и другим стилем. Когда Платонов получил возможность печататься в журнале «Литературный критик», он выступил в роли критика и рецензента.

Как прозаик Платонов написал в этот период ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)», «Свежая вода из колодца» и др. Он создал совершенно в новом духе лирическую прозу о любви, о мире детства («Река Потудань», «Фро». «Июльская гроза»). Несмотря на интенсивность творчества, в 30–е годы писателю удалось издать всего один сборник прозы «Река Потудань»(1937).

В годы войны Платонов–корреспондент пишет очерки и рассказы о героизме «одухотворенных людей», глубоко раскрывает сущность фашистской идеологии. В послевоенное время он создает один из лучших своих рассказов — «Семья Иванова », подвергшийся жесткой критике. Платонова снова почти не печатают. Завершает он свое творчество как сказочник («Волшебное кольцо») и драматург.

Платонов проявлял большой интерес к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны — «Ученик Лицея». «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова» («Возвращение»). Таков кратко путь Платонова–художника, объем и диапазон его творчества. В рукописях и записных книжках зафиксированы многие замыслы, нереализованные как по творческим соображениям, так и по не зависящим от автора обстоятельствам, а также из–за болезни. Среди них — повесть «Строители страны», тесно связанная с романом «Чевенгур», роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца (Молчание)» и др. Как свидетельствует Василий Гроссман, «до последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума».

Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько у Платонова. Самые крупные произведения у нас были опубликованы только во второй половине 80–х годов

Повесть «Котлован»

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

История создания. Уникальный талант, самобытный стиль и невероятно доброе сердце. Именно так можно описать чуткого мастера слова А.П. Платонова. Одним из самых ярких произведений автора является повесть «Котлован». Некоторые критики считают, что этот рассказ можно назвать пророческим. Начало создание повести совпало со становлением социалистического строя в обществе. Уже в произведении «Котлован» автор намекает на то, что идея о светлом будущем обречена на провал, если на первое место во всей деятельности человека не будет поставлен труд.

1929 год. Осень. А.П. Платонов посетил с визитом немало колхозов и совхозов. Он объездил всю Среднюю Россию в качестве командированного. Его отправил в эту интересную поездку Наркомат земледелия. Именно в это время А.П. Платонову пришла в голову мысль написать повесть. Он стал совмещать рабочую поездку с творческой деятельностью. Автор всерьёз приступил к созданию произведения «Котлован». История создания повести начинается с идеи А.П. Платонова показать настоящую жизнь человека в период образования социалистического строя.

Писатель не понаслышке был знаком с переустройством жизни простых людей. Первая пятилетка — время больших изменений, которые ощутил на себе народ. Это непростой период раскулачивания зажиточных крестьян. Начали создаваться первые колхозы. Соотечественники А.П. Платонова больно переживали изменения привычного уклада их жизни. Людям пришлось столкнуться с неимоверными страданиями. А.П. Платонов был под большим впечатлением от увиденного. Он не мог просто наблюдать за теми испытаниями, которые выпали на долю его соотечественников. Произведение «Котлован» автор написал быстро. Слишком свежи были впечатления А.П. Платонова, слишком сильны были его чувства.

1930 год. Весна. Писатель завершил работу над повестью «Котлован». Но А.П. Платонов не дожил до дня, когда произведение было опубликовано. Только в 1969 году в ФРГ была выпущена повесть небольшим тиражом. Затем уже в 1987 году произведение было напечатано и в СССР.

Уникальный талант, самобытный стиль и невероятно доброе сердце. Именно так можно описать чуткого мастера слова А.П. Платонова. Одним из самых ярких произведений автора является повесть «Котлован». Некоторые критики считают, что этот рассказ можно назвать пророческим. Начало создание повести совпало со становлением социалистического строя в обществе. Уже в произведении «Котлован» автор намекает на то, что идея о светлом будущем обречена на провал, если на первое место во всей деятельности человека не будет поставлен труд.

1929 год. Осень. А.П. Платонов посетил с визитом немало колхозов и совхозов. Он объездил всю Среднюю Россию в качестве командированного. Его отправил в эту интересную поездку Наркомат земледелия. Именно в это время А.П. Платонову пришла в голову мысль написать повесть. Он стал совмещать рабочую поездку с творческой деятельностью. Автор всерьёз приступил к созданию произведения «Котлован». История создания повести начинается с идеи А.П. Платонова показать настоящую жизнь человека в период образования социалистического строя.

Писатель не понаслышке был знаком с переустройством жизни простых людей. Первая пятилетка — время больших изменений, которые ощутил на себе народ. Это непростой период раскулачивания зажиточных крестьян. Начали создаваться первые колхозы. Соотечественники А.П. Платонова больно переживали изменения привычного уклада их жизни. Людям пришлось столкнуться с неимоверными страданиями. А.П. Платонов был под большим впечатлением от увиденного. Он не мог просто наблюдать за теми испытаниями, которые выпали на долю его соотечественников. Произведение «Котлован» автор написал быстро. Слишком свежи были впечатления А.П. Платонова, слишком сильны были его чувства.

1930 год. Весна. Писатель завершил работу над повестью «Котлован». Но А.П. Платонов не дожил до дня, когда произведение было опубликовано. Только в 1969 году в ФРГ была выпущена повесть небольшим тиражом. Затем уже в 1987 году произведение было напечатано и в СССР.

Сам автор считал, что он не создал что-то принципиально новое. А.П. Платонов осветил злободневную тему того времени, которая касалась каждого. Раскулачивание зажиточного крестьянства больно ударило по всей деревне. Люди были заняты строительством «общепролетарского дома». Однако не все жители понимали идею и ее смысл.

Писатель, у которого было «обнаженное» сердце, остро переживал боль простых людей. Он не мог пройти мимо. А.П. Платонов был искренним и преданным своему родному краю человеком. Автор повести «Котлован» одним из первых отметил, что вместе с изменениями, царящими в обществе, идёт процесс разложения «социалистической души». Люди теряют свою индивидуальность, образуя толпу. Человек становится машиной, которая должна чётко следовать указаниям. Эти события крайне тревожили А.П. Платонова. Писатель старался не допустить этого. С помощью повести «Котлован» А.П. Платонов попытался открыть простым людям глаза на происходящее.

Произведение наполнено собирательными образами, которые наглядно показали царящую в стране атмосферу того времени. У А.П. Платонова не было задачи приукрасить или исказить события. Писатель всегда был честен не только сам с собой, но и с простыми людьми. Именно творчество А.П. Платонова помогает воссоздать картину существования людей в период становления и укрепления Советской власти.

Повесть «Котлован» является путеводителем, показывающим русский быт и уклад жизни простого народа во времена внедрения коллективизации. Переломный момент в обществе сыграл ключевую роль при написании произведения. Повесть «Котлован» — это антиутопия. А.П. Платонов был глубоко убеждён в том, что без счастливого настоящего нет будущего. Цель существования землекопов заключалась в создании котлована. Они каждый день его рыли и рыли. Котлован в произведении выступает в образе веры в лучшую жизнь. Общее дело должно было сплотить людей. Их сердца были наполнены верой и надеждой на светлое будущее. Коллективная жизнь должна была открыть для них новые горизонты. Постепенно размеры вырытого котлована становились все больше. Однако со временем стало понятно, что он больше стал напоминать братскую могилу, где оказалась похоронена и надежда на счастливую жизнь и на безоблачное будущее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: