Б) Тема и идея произведения




Организационный момент. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачу.

Повторение (кластеры) работа в группах.

- Что такое сказка? (3 минуты)

В сказке содержится народная мудрость.

Сообщение нового материала

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В. Катаева, и прочитаем его сказку «Цветик- семицветик».

А) Сообщение о писателе

- Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя.

Мать обладала незаурядными музыкальными способностями. Уже в 9 лет он начал писать стихи о природе. Позже он начал писать сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое.

Б) Словарная работа.

Тексте встречаются слова значение которых вам необходимо запомнить

Черепки - обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия;

одна-одинёшенька - нет друзей

тяпа-растяпа- рассеянный человек,

драчун - тот, кто любит драться, часто дерётся

самокат - простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый...

папанинцы- героические исследователи Арктики. (По имени И.Д.Папанина) Вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 гг., совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

зевать по сторонам - смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.

В) Чтение сказки учителем

Проверка понимания.

-Понравилась вам сказка? Чем именно?

- Почему сказка называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

- Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь. Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)

- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

-Докажите, что это сказка? (весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание)

Физминутка

Закрепление.

А)Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста.

- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?

-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?

- На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)

- Каким волшебным свойством он обладал?

- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета? (Жёлтый; Чтобы я была дома с баранками)

-А второй? Какого цвета оно был? (Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)

- На какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета? (Синий; чтобы я сейчас же была на северном полюсе);

- На какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета? (зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);

- На какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета? (оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете,были мои);

- На какое желание потратила Женя шестой лепесток? Какого цвета? (фиолетовый; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);

- Какие свои желания исполнила Женя? (У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)

- И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6) О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)

- Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?(Желания исполнились, а ей было грустно.)

-Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

- А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)

- Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?

-- На какое желание был потрачен последний лепесток?

- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)

- Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)

- Как вы думаете, почему Женя была так счастлива? (Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)

- Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому, что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)

Б) Тема и идея произведения

- Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)

- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

В) Картинный пересказ.

Работа в группах. Нарисовать иллюстрацию каждой части сказки.

- У вас есть возможность оказаться на месте Жени, на что потратили бы вы свой последний лепесток?

РЕФЛЕКСИЯ. Каждой группе раздаю по макету цветка. Ребята отрывают по одному лепестку и записывают свои желания.

Итог.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: