Октябрь в поэзии Маяковского




История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей”. Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

эпитеты – “окровавленный сердца лоскут“, “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягченный мозг”;

метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;

гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;

сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрепанные, как пословица“;

оксюморон – “пульс покойника“.

Темы

Тематика поэмы “Облако в штанах” описана подробно, но если Вам нужны какие-то дополнения, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.

Любовь — первостепенная тема творчества Маяковского, которая не обошла стороной и “Облако в штанах”. Здесь любовь — чувство не только по-романтически живительное, но и по-футуристски причиняющее боль и страдание своей взбалмошностью, неподконтрольностью, и иногда, что самое страшное, неразделенностью. Жертвой именно такой любви становится лирический герой поэмы, чьи постлюбовные мытарства мы и наблюдаем.

Тема искусства представляется нам особенно интересной, так как Маяковский, выступавший носителем новых этических и культурных идей, становится проповедником доселе неактуального в России культа прагматизма в искусстве. В “Облаке…” лирический герой отказывается от освещения глубоких философских проблем, тогда как очевидные угрозы целостности общества давно лежат на поверхности. Юноша будто призывает: “Это ваша реальность, все бичи которой вы должны познать, чтобы добиться того просвещения, которого вы пытаетесь достичь, переливая, по сути, пустое в порожнее”.

Тема маргинализма наиболее четко отражается в третьей части поэмы, где лирический герой заявляет о своем несогласии с политическим строем, отмечая, что здоровое общество, внутри которого развитие — закономерное явление, а не девиация, не может основываться на угнетении и эгоизме. Герой противопоставляет себя серой массе преданных глупцов, мужчин, залёжанных как больница, и женщин, истрепанных как пословица.

Нехарактерная для творчества Маяковского тема религии освещается в произведении исключительно для демонстрации того, что церковь — рудимент на теле современного общества. И очевидно, что лирический герой выступает не только за мир без Бога, но и мир без Дьявола, мир, наполненный куда более близкими, эмпирически познаваемыми образами.

Чему учит?

Произведение «Облако в штанах» заставляет задуматься о том, что помимо всем известных анатомических, есть еще два принципиально важных признака того, что человек жив: он любит и он ненавидит. Именно любовь и ненависть ведут человека к прогрессу, будоражат в нем кровь, призывая действовать. Потому, сокрытие этих двух невероятно сильных чувств рамками наигранного приличия и пафосного этикета — есть величайшее, без преувеличения преступное лицемерие.

Маяковский подводит нас к здравой мысли о том, что человек может приступить к активным действиям лишь откровенного разочаровавшись. Никто не готов изменять то, к чем он чувствует любовь или привязанность.

Первые «Окна РОСТА» появились в 1919 году в Москве. Инициаторами их создания были художник М. М. Черемных и журналист Н. К. Иванов-Грамен, которые на тот момент работали в РОСТА, возглавляемого Керженцевым. В скором времени к ним присоединились И. А. Малютин, В. В. Маяковский, Д. С. Моор. Сначала плакаты «Окна РОСТА» создавались в виде увеличенных страниц сатирического журнала и состояли из нескольких самостоятельных произведений разного жанра. Существенную роль в создании плакатов сыграл Владимир Маяковский, который взял на себя всю литературную часть. Кроме этого, он работал и в качестве художника. Маяковский создал новый тип «Окон РОСТА», в которых композиция и тема подчинялись одной конкретно агитационной задаче. В новых «окнах сатиры» текст и иллюстрации дополняли друг друга. Плакаты состояли из 2-4-6 кадров и были выполнены в «телеграфном стиле», которому присущи четкость, сжатость, лаконичность выразительных средств. Выразительные средства главным образом основывались на выразительности образов и яркой, броской раскраске два или три цвета. Активно использовалась символика, традиции русского лубка, а также новаторских идей и методов российского авангардизма.

Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский, молодой талантливый поэт, пришел в поэзию как дин из членов футуристов. Футуристы запомнились в поэзии своим шумным, скандальным появлением. Поэты – футуристы удивляли, эпатировали читателя необычностью названий своих сборников (например, «Взял», «Пощечина общественному вкусу» и другие), максимализмом провозглашаемых ими литературных манифестов, разрисованными лицами, «желтыми кофтами фата», а также нарочитой скандальностью и шумом выступлений. Исключением не был и Владимир Владимирович Маяковский, который также удивлял публику броскими стихами, желтой кофтой и эстрадными сарказмами. У Владимира Маяковского, как и у других поэтов-футуристов, было чрезвычайно повышенное чувство личности, под влиянием которого он написал трагедию «Владимир Маяковский». Это чувство личности продиктовало ему и лирическое стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В этих произведениях было ярко выделено и подчеркнуто авторское «я» поэта.

Однако под воздействием революционных событий эпохи тональность произведений Маяковского претерпела изменения. У него проявилась острая потребность говорить новым, но понятным языком. Владимир Маяковский настойчиво ищет для себя новые формы деятельности, в которых мог бы проявить свой талант, новые жанры и не избитые темы новой, революционной действительности. При этом поэт не теряет своих предреволюционных достижений. Такой новой формой участия в революционной борьбе для Маяковского становится работа над агитационными плакатами «Окна РОСТА». Причем эта работа становится еще и своеобразной лабораторией, в которой Маяковский, как он сам выражался, освобождал стихи «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Маяковский называл себя неутомимым «чернорабочим революции» и без тени сомнения широко раздвигал границы своих поэтических возможностей. Маяковский шел к простоте своего поэтического образа и к простоте стиха, чувствовал пульс того времени и устремлял всю свою поэтическую энергию в будущее. В работу над «Окнами РОСТА» Владимир Маяковский уходит с головой, сразу же берет всю литературную часть на себя, при этом еще успевает интенсивно работать над иллюстрациями. В скором времени Маяковский становится душой всего процесса, связанного с созданием «окон сатиры». Дело расширялось и крепло с каждым днем. Маяковский, во время подготовки текстов, определял тематику плакатов, намечал их объем и содержание. Большой литературный опыт поэта, политический авторитет и личное обаяние способствовали тому, что Маяковский стал негласным руководителем всего процесса по выпуску агитационных плакатов.

Октябрь в поэзии Маяковского

Восприняв революцию как первый акт преображения всей жизни. Маяковский ищет среди людей тех, кто оказался бы способен совершить до конца это действо, кому надо подражать. Такой фигурой ему представлялся Ленин, о котором он написал стихотворения «Владимир Ильич» и «Мы не верим!». Смерть вождя революции в 1924 году стала для Маяковского настоящим потрясением. Работая над поэмой «Владимир Ильич Ленин», он тщательно изучал биографию и труды своего героя, ленинская тема вызрела в нем, стала неизбывной: «Голосует сердце я писать обязан по мандату долга».

Если в поэме «Человек» поэт уподобляет судьбе Всевышнего свою судьбу, то в поэме о Ленине «житие» ее героя заставляет вспомнить Новый Завет, жизнь и деяния Спасителя. Хотя конечно же поэт с гневом отбрасывает даже в сослагательном наклонении мысль про то, что «был он царствен и божествен», и всячески выделяет в Ленине черты «самого земного» человека, напоминая при этом, что «каждый крестьянин Ленина имя в сердце вписал любовней, чем в святцы». Все-таки в сравнение берутся «святцы».

Но сказанное раньше, в стихотворении «Владимир Ильич»: «Я в Ленине мира веру славлю и веру мою», — эхом отзовется обновленческому энтузиазму молодого Маяковского. Образ Ленина — это в представлении поэта идеал революционера и человека новой эпохи. Он выделяет в нем такие качества, как доброта и твердость, распределяя их в отношениях с товарищами и врагами, его принципиальность в политических спорах и решениях. Развернутый на значительном пространстве поэмы, портрет Ленина представляет собою попытку вписать его в историю. В некоторых местах заметно, как лироэпическое течение поэмы нарушается рационалистически-агитационной хроникой. Слияние искусства и политики происходит в тех наиболее значительных фрагментах, когда в сюжет вплетается личная тема или в очень чувствительной точке сюжета пересекается с нею. Один из таких сюжетных узлов — день Октябрьского восстания.

Все испытанные, а также новые варианты стиховой выразительности призваны поэтом на выполнение задачи написать «капитализма портрет родовой». На фоне ярких подробностей, насыщенных содержанием картин, встречаются строки декларативные, из словаря политпросвета, их поэтическое несовершенство Маяковский ощущал, но он отстаивал право на эксперимент, он прямо и неукоснительно вводил в поэзию политическую лексику, лозунг. Маяковский доказывал необходимость поэтического освоения «неизящных» тем, законность их присутствия в искусстве. В сплаве хроникального эпоса, политики и лирики эта часть закрепляет найденную Маяковским жанровую разновидность — лироэпической политической поэмы.

Всю трудную для восприятия политическую серединную часть поэмы эмоционально вбирает в себя мощный лирический поток, зародившийся в ее начале и половодьем горестных переживаний затопивший финальную главу. Три неровные части поэмы о Ленине сложились так: первая — лирическое вступление и вступление к эпосу, начало «рассказа»; вторая, самая объемная, и есть эпос, «рассказ»; третья часть — похороны Ленина — реквием.

Поэма «Хорошо!» написана к 10-летию Октября. «Действие» ее начинается со 2-й главы, после лирического вступления, дающего замечательный образ времени. Поэт избирает для нее труднейшую форму полифонического диалога, чтобы показать настроения массы людей, главным образом крестьянской, переодетой в солдатские шинели. Маяковский проявляет себя мастером создания «портрета» обретающей сознание революционной массы, в этом его поэтическое открытие.

История создания

Поэма “Хорошо!” была написана в 1927 году, фактически по свежим следам революции. Являясь программным произведением Владимира Маяковского, поэма наиболее ярко отразила в себе события революционного времени.

Поэт приветствует революцию и те перемены, которые она приносит с собой. Тем не менее, на всем протяжении текста явно заметен сатирический подтекст произведения. Например, в строчках «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время» явно имеется в виду Временное правительство, и отношение поэта к нему нелицеприятное.

Жанр, размер, направление

Жанр данного произведения можно определить, как поэтическая хроника. Иначе говоря, изображение реальных событий в хронологическом порядке.

Стихотворный размер поэмы определить достаточно трудно, поскольку многие фразы представляют собой звуки, междометия, обрывочные реплики, лозунги, рубленные фразы («Трах! тах!»; «у-у-у! Сила!»; «Ах!»; «готовы умереть мы за Эс Эс Эс Эр!»; «Пишут..из деревни…сожгли…у меня…библиотеку в усадьбе»; «Вверх-флаг!/Рвань-встань!/Враг-ляг!/День-дрянь» и др.). У Маяковского в целом преобладает акцентный стих.

Композиция

Произведение разделено на 19 глав, где события идут друг за другом, последовательно, заключая в себе лозунги поэта, его переживания, а также диалоги, восклицания, риторические вопросы.

Исторические личности в поэме выходят на первый план, голос автора становится менее важен.

Мы видим положительное отношение поэта к переменам, происходящим в стране, его радость и даже гордость за Россию («Землю, где воздух, как сладкий морс,/ бросишь и мчишь, колеся,- /но землю с которой вместе мерз,/ вовек разлюбить нельзя»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: