Метод художественного проектирования на основе законов бионики




 

 

Метод художественного проектирования на основе бионики или бионический метод проектирования основан на анализе и преобразовании природной формы в форму дизайнерского объекта. Важным моментом является использование принципов механики, а также особенностей конструктивного строения выбранного объекта. Этот метод близок к науке, поскольку для его использования необходимо вникнуть в механику объекта-источника, в то, каким образом функционирует живой организм, как связано с этим его внешнее и внутреннее строение. Внешние особенности, не связанные с функциональными, выступают в качестве вторичного признака. Бионический метод заключается не столько в копировании оболочки, сколько «в снятии» особенностей движения, принципов создания прочности конструкции. Часто заимствование внешних признаков природного объекта, его формы также выдается за бионический метод. Особенно это характерно для дизайна костюма, тем не менее, в этом случае, речь идет скорее о применении ассоциативного метода проектирования.

Указанный метод используется в архитектуре, в дизайне костюма, мебели, интерьера, в промышленном дизайне. В архитектуре наиболее ярко метод, оснванный на законах бионики проявился в творчестве каталонского архитектора Антонио Гауди (1852-1926 г.г.). В своем творчестве он избегал прямых линий, строгих замкнутых пространств, отдавал предпочтение кривым изогнутым линиям, которые свойственны природе. В основу его архитектурных конструкций положены принципы строения человеческого скелета, природные конструкции. Одна из знаменитых построек Антонио Гауди - дом Батло, яркий пример использования бионического метода в архитектуре. В основу композиционного решения этого дома положен библейский сюжет убийства дракона святым Георгием. Здание имитирует фигуру дракона, первые два этажа напоминают кости и скелет, фактура стен - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет (рисунок 1, а, б).

Метод бионики Гауди также использовал в создании мебели. На рисунке 1 (в) представлена скамья, в основу ее оформления положено строение тазовых костей человека. В этом примере автор больше использует метод ассоциации, который сочетается с бионическим благодаря выбранному источнику вдохновения. Конструкция человеческого скелета, его красота человеческого скелета, продуманность и прочность восхищала Антонио Гауди не меньше чем особенности строения других природных форм.

 

а б в

 

Рис. 1. Арх. А. Гауди а) Дом Батло, б) фрагмент стены дома Батло,

в) скамья

Современные дизайнеры часто прибегают к использованию метода бионики. Он позволяет по новому взглянуть на эргономику вещи, на среду обитания человека. На рисунке 2 показана современная мебель. Трансформируемая кровать, выполненная в виде раковины-жемчужницы (рисунок 2, а), проект моста напоминает скрученный по спирали листок, конструкция повторяет прожилки листа и несет аналогичную функцию скелета (рисунок 2, б). В интерьере на рисунке 2 (в) пример бионического дизайна интерьера, в нем преобладают природные округлые формы и линии, вырезы на стенах напоминают листочки, такие перегородки создают необычную игру света на стенах, позволяют проникать солнечному освещению во все уголки пространства и делают помещение более светлым.

На рисунке 2 (г) показана лестница, созданная по принципу раковины. Лестница повторяет строение раковины, ступени и балясины отражают конструкцию внутренних ребер раковины, которые отвечают за укрепление ее тонких внешних стенок. Таким образом, принцип «ребер прочности» раковины переносится на конструкцию винтовой лестницы. Очень хорошо это видно на фотографии раковины в разрезе (справа).

На рисунке 2 (д) бионический метод показан на примере проекта для создания душевой кабины в ванной комнате. Кабина разработана по принципу цветочного бутона или почки дерева. Один из лепестков отодвигается, открывая кабину. Проект привлекает внимание своей простотой, эргономичностью и функциональностью. Кроме того, голубой и белый цвета ассоциируются с чистотой и водной поверхностью. Этот пример показывает как можно удачно использовать метод бионики в создании предметов для интерьера.

 

 

а б

 

в г

д

Рис. 2 Бионический метод в проектировании а) кровать, разработанная по принципу раковины, б) проект современного крытого моста, в) перегородки в интерьере, г) лестница, созданная по принципу ракушки, д) душевая кабина

 

Во многих источниках, описывающих бионический метод проектирования в дизайне костюма, за примеры бионики выдаются коллекции, созданные скорее ассоциативным методом с использованием ассоциаций внешних образов насекомых, растений, животных. Тем не менее, особенность бионического метода, в первую очередь, ориентироваться на функцию, а не на внешний вид. Ярким примером бионики в костюме, который мы используем наиболее часто, являются застежка молния и лента «липучка». Застежка молния создана по принципу строения птичьего пера. Текстильная застёжка, называемая в просторечии «липучка» (Velcro, лента Velcro, лента-контакт) — застёжка, смыкается по принципу репейника. Ее активно применяют при пошиве верхней одежды, обуви. В силу удобства применения, очень популярна такая застежка для детских вещей.

Зачастую метод бионики применяется для создания концептуальных вещей, относящихся скорее к направлению арт-дизайна, чем к эргономическому дизайну. В качестве примера можно привести «кресло – ежик», созданное из остро заточенных карандашей (рисунок 3,а). Функция этого кресла скорее украшательская, нежели рабочая, возможно на такое кресло отважится сесть только поклонник йоги. Другое кресло выполнено по мотивам переплетенных трав (рисунок 3, б), и выглядит гораздо более привлекательно.

 

а б

 

 

в

 

Рис. 3 Примеры бионики в арт-дизайне а) источник вдохновения - еж и «кресло-еж», б) стул (имитация сплетенных трав) в) источник вдохновения – медузы светящиеся платья и осветительные конструкции

 

Бионический метод использован при разработке светящихся платьев и осветительных конструкций на рисунке 3 (в). Они светятся в темноте подобно медузам в глубине океана. Принцип освещения положен в основу создания одежды и осветительных конструкций. Прием использования в дизайне светящихся конструкций и объектов встречается довольно часто.

При разработке современных материалов применяют «возможности хамелеона». Так, например, ткани начинают менять цвет в зависимости от настроения человека или от попадания его в определенную среду. Таким образом, функция, смены цвета, присущая животному, переносится на материал, который в дальнейшем может использоваться для производства одежды.

Дизайнеры модного бренда одежды Kimbow Ээф Лубберс и Малу Биммер изобрели не просто ткань, а платье, которое может распознавать женские эмоции и быстро менять цвет (рисунок 4). «Благодаря слежением за "хореографией" платья Kimbow могут менять тончайшие нюансы цветового перехода из оттенка в оттенок или так называемые «валёры». В том месте на спине, где у обычных платьев находится молния, у платьев Kimbow находится ряд сенсоров, фиксирующих рисунок тела» [1].


.

Рис. 4 Умное платье Kimbow, угадывает эмоциональное состояние носителя

 

Это платье предлагается носить, в том числе, и в «воспитательных целях» поскольку оно может менять цветовые оттенки в зависимости от позы женщины. Например, когда поза передает характер злобы или скуки. Таким образом, по задумке авторов, девушка должна учиться быть красивой благодаря особенностям платья, которое сразу выдает ее настроение изменением цветовой гаммы. Такие возможности «умного платья» роднят его со способностями хамелеона, который меняет цвет в качестве маскировки, попадая на тот или иной цветной объект.

Еще одна разработка современных дизайнеров костюма – одежда, которая распыляется из баллончика подобно рисунку граффити на стенах домов. Предложил такой вариант замены привычной одежде из текстиля испанский дизайнер Мануэль Торрес. Ему удалось синтезировать уже привычные для человека волокна – шерсть, лен, шелк. Любую модель одежды можно сконструировать прямо на фигуре с учетом пожеланий заказчика и костюм всегда будет сидеть, ведь он будет сделан точно по мерке (рисунок 5). Такая одежда не рвется, ее легко снять и постирать. Принцип ее создания напоминает «съемную кожу». Таким образом, раздевание человека будет напоминать процесс сбрасывания старой кожи у змеи. Разработана и замена женским колготкам, которые предлагается также напылять на тело. Специальные составы содержат светоотражающие частицы и бронзаторы. Это позволяет улучшить внешний вид кожи и решить проблему с постоянно рвущимися колготками.

«Дизайнеры уже научились встраивать в ткань специальные электроволокна. Благодаря этому, американские студенты смогли создать перчатки дешифраторы которые превращают язык жестов в устную речь. Изобретатели надеются, что их разработка поможет общаться глухонемым людям. Когда компьютер при помощи этих перчаток распознаёт и интерпретируют жест, он выдаёт соответствующее слово или фразу в письменном или устном виде. Таким образом, язык жестов преобразуется в привычной разговорный.

Компания Intel выпустила платье понимающая настроение своей хозяйки. Когда женщина возбуждена или расстроена, этот чувствительный сарафан расправляет специальные датчики похожие на крылья. Футурологи считают, что скоро одежда сможет считывать биометрические показания тела и следить за состоянием здоровья своего владельца»[2].

Подобные новаторские идеи не могли бы возникнуть без «прообразов», которые были «подсмотрены» в живой природе и затем, преобразованы.

Рис. 5 Процесс создания одежды при помощи баллончика

В процессе разработки новых форм в разных областях дизайна часто прибегают к заимствованию у природных объектов. В этом случае, животные, птицы, обитатели подводного мира становятся источником вдохновения. В процессе создания объектов дизайна заимствуются их окраска, строение тела. Примеры использования такого источника вдохновения можно найти и в дизайне интерьера и в дизайне костюма.

Одним ярчайших примеров обращения к бионическим формам как к источнику вдохновения в дизайне костюма является последняя коллекция знаменитого английского дизайнера Алескандра Маккуина «Атлантида Платона» посвященная подводному миру. Она необычна, в ней применены современные технологии, в частности создание моделей при помощи 3D принтера. 3D принтер – является новым средством создания моделей одежды, обуви фактур, медицинских материалов.

С помощью этой коллекции дизайнер хотел сказать о том, что если поднимется уровень мирового океана, то мы все должны будем измениться. При помощи стволовых клеток человек должен трансформироваться в существо способное жить и дышать под водой. Именно поэтому у моделей такой, странный на первый взгляд, вид, специальная обувь, созданная в стилистике коллекции, превращает их в неземных существ (рисунок 6).

 

Рис. 6 Модели из коллекции А. Маккуина «Атлантида Платона», 2010 г.

Другой дизайнер Джон Галльяно создал модель платья с вышивкой в виде тигровой шкуры. Показав эту модель, он получил большой скандал от партии зеленых, поскольку достоверность вышивки делала ее почти натуралистичной и заставляла думать, что платье украшено настоящей тигровой шкурой.

Кроме того, дизайнеры вдохновляются природными фактурами, создавая фактуру новых современных материалов. Рисунки на ткани или трикотажа с использованием окраса животных давно уже вошли в вестиментарную моду и теперь, то возникают в тенденциях, то уходят из поля зрения дизайнеров. Это и всем известный «леопард» и окраска «под зебру» и пр. В журналистской среде использование таких материалов называют «анималистическим стилем», но, все-таки, это скорее не стиль, а использование бионического источника в создании текстильного рисунка.

Не только дизайнеры костюма, но и дизайнеры мебели обращаются к животному и растительному миру за вдохновением. Архитекторы также широко пользуются бионическими формами, как ассоциативным источником, но чаще обращаются к строению растений.

Мир природы обладает бесконечным разнообразием и богатством форм, структур, расцветок. В основе любого живого организма лежат связи между функцией и конструкцией. Находки природы помогают дизайнерам создавать оригинальные современные решения окружающей нас предметной среды. Дальнейшие исследования природных организмов позволяют открывать новые возможности. Бионический метод дизайн - проектирования не утратит своей актуальности для дизайнеров.

 

 

Список использованных источников

1. https://www.1000ideas.ru/article/biznes/biznes-ideya-5804-plate-khameleon-menyayushchee-tsvet-v-zavisimosti-ot-nastroeniya/ (дата обращения 26.06.18)

2. https://tagweb.ru/2017/08/29/zhidkaja-odezhda-iz-ballonchika/ (дата обращения 26.06.18)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: