f u x a r c g w h n I j y p z s t b e m l q d o




 

f u þ a r k g w h n i j e p R s t b e m 1 N d о

 

В общем этот порядок строго соблюдался, как можно судить по нескольким дошедшим до нас воспроизведениям 24-значного рунического ряда, в связи с чем и весь ряд нередко называют "fuþark" — соответственно последовательности его первых шести знаков. Однако руны ėр и dо располагаются и в порядке рė и оd. Кроме того, следует отметить, что 24-значный рунический ряд делился на 3 равных отдела по 8 рун в каждом: 1) f — w, 2) h — s и 3) t — o/d.

Формы некоторых рун очень неустойчивы: так, j может сливаться в одно цельное начертание, R может быть обращено ветвями вниз, s — иметь разное число изломов; руна N известна также в форме q, которая, возможно, является более древней; косые штрихи отдельных рун могут иметь различное направление, присоединяться к вертикальным штрихам выше или ниже и т. д. Руна k встречается в очень разнообразных начертаниях уже в ранних надписях. Для западногерманского письма характерно h с двойной поперечиной. В дальнейшем же своем развитии некоторые руны

изменились до неузнаваемости.

Относительно звуковых значений рун надо заметить

следующее:

1. Руна þ обозначала звук [ þ = T ], т.е.- звук, передаваемый в на. через th, например, thin [ Tin ] тонкий. Эта руна впоследствии была введена в виде þ в латинские алфавиты некоторых германских языков, — в том числе древнеанглийского (§ 29), — и до сих пор употребляется в исландском в своем старом значении.

2. Руна w обозначала тот же звук, что на. w, т. е. губно-губной полугласный.

3. Руна h служила, по-видимому, первоначально для обозначения лишь небного фрикативного [õ] (как, например, рун. дек. worahto изготовил, сделал, выработал); но с того времени, как [х] в начале слова превратилось в гортанный глухой фрикативный согласный [h] (придыхание), эта руна стала обозначать также и этот звук (так, возможно, уже в horna рог на золотом роге из Gallehus'a в Дании,-начало V в.).

4. Звуковое значение руны ė не вполне ясно: повидимому, оно колебалось между [е] и [i].

5. Руна R в древнейшую эпоху была знаком для [z],но затем, по крайней мере в скандинавских надписях,— для фрикативного палатального [ ř ], развившегося из [ z ] и отличного от старого обычного [ r ], которое обозначалось руной r (ср. §§ 47—49).

6. Руна N обозначала веларный носовой согласный [ N ] или звукосочетание [ Ng ] < [ Ng ], иногда может быть даже [ iNg ]<[ iNg ].

7. Руны b, d, g в древнейших скандинавских надписях, повидимому, регулярно обозначали соответствующие фрикативные звонкие согласные [ ᵬ,D,g ] (например, в swabahariaR — мужское собственное имя, Швеция, начало V в.; — dagaR День, как имя собственное, Норвегия, ок. 400 г.). Но уже с VI в. руна b встречается также и в звуковом значении [р], так как руна р в Скандинавии рано выходит из употребления. С переходом звуков [ᵬ,D,g] в известных положениях во взрывные

[b, d, g] руны b, d и g применяются, естественно, и для обозначения соответствующих звонких взрывных.

Прочие руны в общем совпадают по своим звуковым значениям с теми латинскими буквами, которые служат для их транслитерации (передачи). Долгота и краткость звуков в руническом письме не обозначаются.

 

П р и м е ч а н и е: Со звуковыми значениями рун были связаны и их названия. Каждая руна, за исключением R и N,называлась существительным, начинавшимся с того звука, который обычно обозначался данной руной: так, например, руна f называлась *feχu скот, имущество, деньги (du. fē, dа. feoh), руна d — *ðaցař > daɡar день (ди. dagr, da. dxZ)- Поскольку начальные звуки в названиях рун подвергались со временем тем или иным фонетическим изменениям, постольку и звуковые значения отдельных рун соответственно изменялись.

 

 

Памятниками 24-значного рунического письма являются надписи на оружии, орудиях, украшениях, амулетах и т. п., а в Скандинавии также на камнях и скалах. Эти надписи приходятся на период времени от III—IV до VIII века нашей эры, но в скандинавских надписях VII—VIII вв. уже явно замечается переход к новому типу рунического письма. К гораздо более ранней эпохе, может быть к I в. до нашей эры, относится костяное острие (шило?), найденное в Каринтии, на котором вырезано 6 знаков, не отличающихся по форме от рун. Но так как подобные же знаки возможны и в составе других письмен, а вместе с тем могут быть и вообще не письменными знаками, то нет полной уве-

ренности в том, что это действительно руны, тем более, что при чтении этих знаков, как рун, не получается никаких древнегерманских слов.

Многие надписи, которые по тем или иным обстоятельствам несомненно являются руническими, также не имеют ясного языкового содержания или не могут быть целиком поняты. В таких случаях, вероятно, мы имеем дело или с сокращенными написаниями, или с магическим применением рун, или с тем и другим вместе. В некоторых же надписях приводится рунический ряд в традиционной последовательности его знаков. Его воспроизведение, повидимому, также преследовало магические цели.

Таким образом, лишь часть рунических надписей действительно представляет собой языковые памятники. В общем известно около сотни таких надписей, исполненных 24-значным руническим письмом. Самая длинная из них — Eggjum'ская надпись в Норвегии (около 200 знаков, на каменной плите) — относится приблизительнок 700 году. Из надписей более раннего времени, не позже VI в., выделяется своим размером надпись на камне Tune, также в Норвегии (ок. 500 г.), первоначально имевшая не менее 17 слов, из которых сохранилось 14 (почти 100 рун). Большинство же надписей

24-значного рунического письма очень кратки, и многие из них состоят всего из одного-двух слов, нередко представляющих собой имена собственные. Скудость языкового содержания древнейших рунических надписей затрудняет их толкование и самое определение языка на котором эти надписи были сделаны: относительно очень многих надписей остается неясным, на каком именно германском языке написана та или другая из них.

В дальнейшем (к IX в.) старый 24-значный рунический ряд сокращается в скандинавских странах, до 16 знаков, причем начертания некоторых рун значительно изменяются. Таким образом возникает специально скандинавский так называемый младший рунический ряд.

Несмотря на свое несовершенство (многие руны 16-значного, ряда употребялись не только в своих основных звуковых значениях, но и в некоторых других, так как 16-ти знаков нехватало для обозначения всех звуков, имевшихся в скандинавских языках того времени), 16-значное руническое письмо широко применялось до середины XII века. Большинство памятников этого письма составляют надписи на монументальных нетесаных камнях, воздвигавшихся, главным образом, в память умерших. В общем содержание этих надписей довольно однообразно. Но из многих надписей могут быть извлечены очень ценные исторические сведения. Некоторые же надписи заключают в себе стихотворные строки и целые строфы и, таким образом, являются памятниками древнескандинавской поэзии. По свидетельству древнескандинавских саг, руны нередко вырезывались на деревянных брусках—для письменного сообщения, а также для записи тех или иных текстов, в частности, стихотворений, но подобные рунические памятники не сохранились. Магическое применение рун продолжалось и в эпоху 16-значного рунического ряда. Кроме того, руны этого ряда употреблялись для своего рода календарей, так называемых рунических жезлов, и в таком употреблении эти руны удержались до XVII века.

Попытки усовершенствования 16-значного рунического ряда привели к концу XII в., под влиянием латинского алфавита, к возникновению алфавита пунктированных рун, называемых так потому, что многие из этих рун были образованы посредством прибавления точки (пункта) к рунам 16-значного ряда. Пунктированные руны частично применялись, наряду со все более распространявшимся латинским письмом, вплоть до XVI в., а в некоторых местностях (остров Готланд), может быть, и позднее. Важнейшим памятником пунктированного рунического письма является так называе-

мый Codex runicus — рукопись XIII в. на древнедатском языке, содержащая сконские областные законы.

Смешавшись с латинскими буквами, пунктированные руны образовали особый тип письма, известный по надписям XVII—XVIII вв. из Далекарлии (в Швеции) и называемый, поэтому, дальскими рунами. Еще в начале XX в. находились отдельные старики-крестьяне, которые могли читать эти руны.

 

§ 25. У англо-фризских (ингвеонских) племен к старому 24-значному руническому ряду в его западногерманской форме (несколько отличной от приведенной в § 24) рано было добавлено несколько новых знаков. В англо-саксонском руническом ряде на Темзском ноже1 (приблизительно 700 г.) содержится уже 28 рун. То же число знаков находим в одной рукописи конца VII в.

(Abcuini orthographia, Codex Salisburgensis. 140). В более поздних англо-саксонских памятниках применяются еще несколько новых рун; в частности, рунический ряд в рукописи древнеанглийской Песни о рунах (IX—X в.) имеет 33 знака, хотя новейшие из них в самих стихах этой песни еще не упоминаются. Со всеми новыми знаками англо-саксонский рунический ряд может быть

представлен в следующем виде:

 

 

 

____________

1 Найден в реке Темзе.

 

Руны о и а образованы из старой руны а, которой соответствует по форме руна æ в англо-саксонском ряде. Руна œ > e в этом ряде представляет собой старую руну о (название которой *ōþil изменилось в œðil > éðel в древнеанглийском). Руна y образована из u. Рунами с (из старой руны k) и k (из англо-саксонской с) различаются палатальный и веларный глухие смычные согласные ([k'] и [k]), а рунами ʒ1 и ʒ2 (из ʒ1 которая равна старой g) — палатальные и веларные звонкие согласные, как смычные ([g'J и [g]), так и фрикативные [ɡ'] и [ɡ]; см. § 22 об употреблении da. буквы ʒ). Происхождение остальных новых рун неясно. Вместо q часто употребляется k.

Известно несколько десятков рунических памятников англо-саксонского письма, древнейшие из которых восходят к середине VII века. Основную массу этих памятников составляют надписи, большей частью очень краткие (надписи на монетах — лишь имена). Наиболее древней надписью со значительным языковым содержанием является надпись на так называемом руническом ларце Фрэнкса (Franks' Casket), вероятно, VII века. К более позднему времени (? VII—IX в.) относится

стихотворение религиозного характера на Рутуэльском каменном кресте (близ поселка Ruthwell в Шотландии). Обе эти надписи — важные памятники нортумбрийского диалекта древнеанглийского языка (см. § 14).

 

Примечание: Древнефризских рунических надписей (из которых самая древняя — VI в.) известно очень мало, и все они незначительны.

 

§ 26. Вопрос о происхождении рун привлекал к себе внимание ученых уже с XVI века. Высказывались самые разнообразные мнения и нередко выдвигались совершенно фантастические гипотезы. Но даже и наиболее правдоподобные предположения долгое время оставались без необходимого научного обоснования. Лишь достижения XIX в. в области языковедения и археологии

сделали возможной вполне научную постановку этого вопроса.

В общем виде проблема рун была решена в 70-х гг. прошлого столетия датским ученым Людвигом Виммером, который доказал, что руны восходят к южноевропейским письменам Средиземноморья. Эти письмена представлены различными греческими и италийскими алфавитами (в том числе и латинским), причем греческие письмена являются источником италийских. Само же греческое письмо развилось из древнесемитического — финикийского — или близкого к нему. Таким образом, руны не были совершенно самостоятельно изобретены древними германцами и, вместе с тем, не произошли непосредственно из семитических письменных знаков. Но установить с несомненностью, какой именно из южноевропейских алфавитов лежит в основе рунического письма, Виммеру не удалось, и этот вопрос нельзя признать вполне решенным и в настоящее время.

Определить конкретный источник рунического письма особенно трудно по следующим причинам: 1) южно-европейские алфавиты вследствие генетических связей между ними имеют много общих черт друг с другом; 2) расположение рун в руническом ряде и их названия совершенно своеобразны; 3) древнейшие рунические памятники малочисленны и при этом не сосредоточены на какой-либо достаточно ограниченной территории.

 

§27. Вульфилианское (готское) письмо представляет собой алфавит, созданный, по преданию, в конце IV в. вестготским епископом Вульфилой и известный лишь в применении к готскому языку.

В основе готского вульфилианского алфавита лежит греческий алфавит IV в., того типа письма, который соответствует латинскому «унциалу» — письму крупными, четкими буквами, напоминающими большей частью прописные («большие») буквы, но в отдельных случаях и строчные («маленькие»). Так как греческий алфавит является также основным источником старославянской азбуки (кириллицы), а, отсюда — и современного русского алфавита, то естественно, что некоторые вульфилианские буквы близки к русским. Ряд знаков вульфи-

лианского алфавита, повидимому, восходит к латинским буквам и рунам. Происхождение же некоторых знаков не вполне ясно.

 

§28. Латинское письмо стало применяться к германским языкам в результате введения христи-

анства в тех странах, где утверждалось господство римской церкви, которая, в противоположность греческой (в частности, и арианской), не допускала богослужения на местных (народных) языках. Таким образом, христианство, шедшее прямо или косвенно из Рима, требовало от служителей культа известного владения латинским языком. При значительных церквях и монастырях устраивались школы, в которых преимущественно и происходило обучение латинской грамоте. При этом первоначально совершенно не имелось в виду применение латинского письма к германским языкам. Но латинский язык был не только языком церкви: он выступал и как официальный письменный язык в законах («правдах»), грамотах и т. п. Составление тех или иных документов на латинском языке нередко требовало передачи латинскими буквами отдельных древнегерманских слов: личных имен, географических названий, некоторых терминов, относящихся к общественно-политической жизни. С другой стороны, в самом процессе обучения латинскому языку, естественно, появлялась потребность

в записях на родном языке — для фиксации перевода латинских слов и выражений. Так появлялись глоссы к латинским текстам, принадлежащие во многих случаях к числу наиболее ранних памятников латинского письма на древнегерманских языках. Чем дальше, тем больше развивалась практика применения латинских букв к этим языкам, и спустя некоторое время после распространения христианства латинский алфавит уже регулярно употребляется для целых связных текстов на соответствующих древнегерманских языках: так, на западногерманских языках известны тексты, исполненные латинским письмом, начиная с VII—IX вв. (за исключением древнефризского, где имеющиеся записи восходят лишь к XIII в.), на скандинавских языках — с XII—XIII вв. (в связи с более поздней христианизацией скандинавских стран). Вместе с тем руническая письменность отмирает (очень скоро — в Германии, медленнее — в Англии) или, по меньшей мере, оттесняется на второе место (в Скандинавии).

 

§ 29. Латинский алфавит, унаследованный средневековой Западной Европой от Римской империи, состоял из следующих 23 букв: а, Ь, с, d, e, f, g, h, i (j), k, 1, m, n, o, p, q, r, s, t, u (v), x, y, z (в древнейшей своей форме он имел лишь 20 знаков: отсутствовали q, у, z). Начертания j и v не являлись особыми знаками алфавита, но представляли собой лишь графические варианты букв i и u, причем j (т. е. удлиненное i) появляется сравнительно поздно и редко. Обе буквы, i(j) и u(v) употреблялись для обозначения как гласных звуков (типа [i] и [u]), так и соответствующих соглас-

ных (типа [j] и [v]). Буквы w вообще еще не существовало (она образовалась позже из слияния двух u/v, откуда и ее название: англ. double u [dʌbl ju:], франц. double v [dubl vé] и т. п., т. е. двойное u, двойное v).

В древнейших записях на германских языках буквы латинского алфавита, естественно, использовались в тех звуковых значениях, которые закрепились за ними в школьной традиции той или иной области. Никаких добавлений к алфавиту не делалось. Для передачи же звуков, резко отличавшихся от латинских, применялись те буквы, которые почему-либо все же представлялись

более подходящими, чем другие: так, например, в древнейших текстах звук [ ƀ ] передавался через b, звук [ w ] через u.

Постепенно, однако, вырабатываются особые традиции применения латинского алфавита к тому или другому древнегерманскому языку, а также делаются и отдельные добавления к этому алфавиту.

Для обозначения некоторых звуков входят в употребление известные более или менее устойчивые сочетания букв: так, в древнесаксонском и древневерхненемецком— uu для обозначения [ w ] (наряду с простым u), th для [þ,ð] и т. п.; такие же сочетания характерны и для более ранних древнеанглийских текстов. Кроме того, отдельные буквы к различным языкам применяются не в одинаковых значениях: так, латинское с в англосаксонском алфавите обозначает [k] веларное или палатальное (т. е. [k] или [k'], см. § 22); но для [ts] более обычным знаком является z, которому в древневерхненемецком в известных условиях (после гласных) присваивается также звуковое значение [Z], т. е. [s], отличного от шепелявого (полушипящего) [s], обозначаемого буквой s; в древнеанглийском латинские буквы s и f используются не только для обозначения глухих согласных [s] и [f], но и для соответствующих звонких [z] и [ƀ > v] (в звонком окружениии; см. § 22); латин-

ское f употребляется как знак для [ƀ > v] после звонких звуков и в скандинавских латинских алфавитах, которые в общем основываются на англо-саксонском; в древневерхненемецком, наоборот, латинское u(v) иногда применяется для обозначения [f]; для англо-саксонского письма очень характерно использование латинской буквы g (в начертании Z, см. § 31) в четырех различных звуковых значениях: [g, ɡ, g'J и, особенно, [ɡ'/j].

В состав англо-саксонского латинского алфавита вскоре вводятся дополнительные знаки: р (wēn)

и þ (þorn), заимствованные из рунического ряда (ср. § 25), ð, образованное из латинского d (т. е. d), и лигатура æ из ае (звуковое значение [ǣ]; см. также § 22).

Буква ð проникает и в древнесаксонский латинский алфавит, где появляется также знак ƀ, созданный из латинского b (по образцу ð из d). Буквы þ и ð и лигатура æ заимствуются из англо-саксонского алфавита также скандинавскими алфавитами. Кроме того, латинская буква у регулярно применяется для обозначения звука [у], тогда как в Германии эта буква вообще употреблялась очень редко. Далее, в скандинавском (в частности—древнеисландском) латинском письме значительное применение находят различные новые лигатуры (œ = ао и т. п.) и буквы с диакритическими знаками (ǫ, ȯ, ȩ, и т. п.) — главным образом для обозначения гласных.

Хотя известные традиции латинского письма на древнегерманских языках и устанавливались более или менее устойчиво, тем не менее твердых орфографических правил большей частью выработано не было. Не только разные памятники одного и того же языка или диалекта нередко значительно отличаются друг от друга по орфографическим приемам писцов, но даже и в одной и той же рукописи часто не выдерживается какая-либо определенная норма написания, и одни и те же слова пишутся неодинаково. Деление на слова и употребление знаков препинания (которое, вообще говоря, не совпадает с современным) нередко также проводятся непоследовательно. Долгота гласных боль-шей частью никак не обозначается, иногда же выражается различными способами (удвоением букв, надстрочными значками ', ˄), и лишь в исключительных случаях встречается достаточно систематическое обозначение долготы. Кроме того, в средневековых рукописях нередко употребляются различные сокращения (аббревиатуры), в частности — условные значки, заменяющие

отдельные буквы, сочетания букв и целые слова. Так, очень часто m заменяется черточкой над предшествующей буквой (hi = a. him ему), союз со значением и передается знаком ~/ (= да. and, ond, двн. enti, unti и т. п.). В современных изданиях древнегерманских текстов деление на слова и пунктуация обычно нормализуются соответственно установившимся правилам, долгота обозначается регулярно (знаками ¯, ^, '), а сокращения раскрываются.

 

П р и м е ч а н и е: В рукописях древнего периода применялись исключительно римские цифры, причем 4 и 9 писались как IIII и VIIII (а не IV и IX, как они обычно изображаются теперь). I могло совпадать по форме с i, (а, следовательно, II, III, IIII могли иметь вид ii, iii, iiii или ij, iij, iiij), a V— c u(v).

Арабские (по своему происхождению — индийские) цифры проникают в Западную Европу в X—ХШ вв., но первоначально они не находят сколько-нибудь широкого применения и употребляются лишь в книгах по арифметике.

 

§ 30. Древнейшей формой латинского письма было так называемое капитальное письмо (scriptura capitalis капитель). Буквы этого письма по начертаниям в общем совпадают с современными прописными («большими») буквами (А, В, С, D, F и т. д.). В частности буква u/v в этом письме имела форму V.

В III—IV вв. из капитального письма развилось несколько более упрощенное и округлое специально книжное письмо, так называемое унциальное (scriptura uncialis унциал), ряд букв которого (например a, d, h, m, n, u/v) по начертаниям приблизился к нынешним строчным («маленьким») буквам. Развитие этого письма связывается с появлением пергамента (особо выделан-

ной кожи; до этого писали на папирусе, на восковых табличках и т. п.). Но еще до возникновения унциала появились различные формы курсивного письма, или курсива, т. е. Повседневного упрощенного и небрежного письма, применявшегося в корреспонденции, деловых документах и вообще везде, где в первую очередь требовалась быстрота и дешевизна записи. Постепенно

унциальное письмо под влиянием курсива подверглось дальнейшим изменениям и в VI в. из него образовалась новая, упрощенная форма книжного письма — полуунциал (semiuncialis). В дальнейшем своем развитии это письмо еще более сблизилось с наиболее четкой разновидностью курсива и превратилось в минускульное письмо, или минускул (minusculis), буквы которого в общем

близки по своему типу к современным строчным.

 

§ 31. Подавляющее большинство текстов на древнегерманских языках исполнено минускульным письмом. Это письмо в различных школах по отдельным странам имело свой особый характер при общем сходстве основного типа. Наиболее важны две разновидности: 1) островное (или инсуларное) письмо (insularis) и 2) континентальное письмо. Различия между ними особенно значительны в начертаниях букв— f, g, r, s

 

 

 

1) Островное ирско-англо-саксонское письмо (минускульного типа) развилось из полуунциала VII века в Ирландии, куда христианство и латинская письменность проникли уже в IV веке. Благодаря деятельности ирландских миссионеров эта форма получила широкое распространение в Англии и стала характерной для древнеанглийских текстов. Но так как ирландцы и англо-саксы в VIII—IX вв. нередко появлялись и на континенте и играли значительную роль в развитии письменной культуры Франкского государства, то островное письмо имело известное распространение и там. Особенно характерно применение этой разновидности минускула для Фульдской и Санкт-Галленской школ.

2) Континентальное минускульное письмо известно в применении к древнегерманским языкам преимущественно в форме так называемого к а р о л и н г с к о г о минускула — четкого и красивого строчного письма, которое было выработано в правление Карла Великого (768—814) лучшими писцами Франкского государства. Это письмо в различных близких друг к другу вариантах получило широкое распространение и продолжало применяться как в книгах, так и в документах до XIII в., а отчасти и позже. Но уже в XII в. начинает постепенно складываться новый стиль письма — «фрактура» или письмо «готическое» (не имеющее ничего общего с вульфилианским готским письмом, § 27). Для этого стиля характерны угловатые, ломаные формы букв (откуда и название «фрактура»)1.

С XI века,-каролингский минускул распространяется и в.Англии—в результате французского влияния при дворе Эдуарда Исповедника (1042—1066), а затем — норманского завоевания (1066). Позже, как и в других странах, на смену этому круглому плавному письму приходит фрактура, которая делается характерной для рукописей ХШ—XV веков. Таким образом, островное (ирско-англо-саксонское) письмо и в Англии вытесняется континентальными формами, и лишь островное начертание буквы g (т. е. Z) включается в измененном виде (ȝ) как особый знак, отличный от континентального g, в среднеанглийский латинский алфавит. Наряду с этим ȝ из Ʒ сохраняются и старые добавочные знаки англосаксонского алфавита: перечеркнутое ð и буквы рунического происхождения — þ и p. Из всех этих особых букв среднеанглийского латинского алфавита ȝ и þ удержались до. конца XV в., до самого введения книгопечатания.

Средневековая фрактура была закреплена печатным станком и в дальнейшем из нее развились различные варианты современного так называемого готического печатного шрифта. Но и каролингский минускул не исчез: в XV столетии он возродился в виде так называемой антиквы или круглого гуманистического письма (rotunda), для которого образцом послужил минускул XII века — один из вариантов каролингского. Уже в XV в. антиква появляется в печатных книгах в Италии, и со-

временный нормальный печатный латинский шрифт по прямой линии восходит к антикве эпохи Возрождения.

___________________

1 Употребляются и другие обозначения этого стиля письма, i частности — scriptura monacalis, нем. Mönchschrift, т. е. монашеское письмо.

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 

Глава VIII

 

УДАРЕНИЕ

 

§ 32. В древнеанглийском языке ударные слоги могут выделяться ударением неодинаковой силы. Важно различать две степени ударения: 1) ударение главное ['] и 2) ударение второстепенное [']. Таким образом, в целом устанавливается три категории слогов: 1) главноударные, 2) второстепенноударные и 3) безударные слоги.

Главное ударение в связной речи падает на полнозначные слова (существительные, прилагательные, числительные, наречия, глаголы). На местоимения ударение падает лишь в тех случаях, когда это требуется смыслом. В слове, состоящем из двух или более слогов и имеющем сильное ударение, оно обычно приходится на корневой слог, а если это слово сложное — на корневой слог его первой части. Следовательно, главноударным обычно является первый слог слова, если этот слог не приставка: ср. да. súnu сын, ieldra старший, twénti Z двадцать, séldan редко, mácian делать, mácode делал; scíp-rāp корабельный канат, sǣ́-mån(n) моряк, cýne-rïce королевство, síʒe-ēadiʒ победоносный. Слова же с приставками могут иметь сильное ударение как на первом слоге (т. е. на приставке), так и на слоге, следующем за приставкой. Ударение на приставке большей частью встречается в существительных, прилагательных и производных от них словах: ср. да. bī́-word

поговорка, пословица, fóre-ʒenʒa предшественник, ånd-swaru ответ, fóre-mǣre выделяющийся знаменитостью; ånd-swarian отвечать (от ånd-swaru ответ). Но есть много и таких существительных, прилагательных и т. д., в которых сильноударным является слог, cледующий за приставкой: ср. да. be-ʒånʒ область, ʒebrṓðor собратья, ʒe-trḯc подобный, ʒe-trḯwe верный,

надежный. Особенно много таких слов с приставкой ʒe-. Прилагательные с приставкой un- не-, без- обычно имеют сильное ударение на приставке (ср. ún-nyt(t) бесполезный, ún-dierne «нетайный, нескрытый», явный), но могут иметь и сильное ударение после приставки, на корне. О т с у т с т в и е ударения на прис т а в к е особенно характерно для глаголов. Так, глаголы с приставками be -, ʒe -, for-, tō- (раз -), on-, ā-,оþ- и с некоторыми другими всегда имеют ударение на корневом слоге, следующем за приставкой: ср. дa. Bebḗodan велеть, поручить, приказать, ʒe-lḯefan верить, for-béran щадить, tō-dǣ́lan разделить, on-ʒínnan начать, ā-sínʒan пропеть, oþ-wíndan увильнуть, ускользнуть.

Второстепенное ударение обычно имеет корневой слог второй части сложного слова, также и в тех

случаях, когда первая часть — сильноударная приставка: ср. да. sǣ́-mån(n) моряк, scip-rā́p корабельный канат, cýne-rīce королевство, síʒe-ēadiʒ победоносный., bī́-word пословица, fóre-ʒenʒa предшественник, ånd-swarian отвечать отвечать и т. п. Второстепенноударными обычно являются

также некоторые суффиксы, преимущественно те, в которых после гласного следует сочетание согласных или двойной согласный: ср. léornùnʒ учение, scíeppènd создатель, ʒånʒènde идущий; часто также суффикс -līc (и некоторые другие, происшедшие из самостоятельных слов): ср. frḗond-lic дружественный, dḗop-lic глубокий; далее, нередко слог -i- в окончаниях слабых глаголов II класса и -о-, -а- в прошедшем времени тех же глаголов: ср. húntìan охотиться, húntòde, húntàde охотился и т. п.

 

 

Глава IX

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОЙ

СИСТЕМЫУДАРЕНИЯ

 

§ 33. Словесное ударение в древнегерманских языках имело, в основном, экспираторный (динамический, силовой) характер. Такой характер древнегерманского ударения явствует, с одной стороны, из различий в развитии звуков, особенно гласных, в зависимости от ударения, с другой стороны — из той роли, какую играло ударение в древнегерманском стихосложении (см. § 17).

Этот характер ударения более или менее отчетливо сохраняется и в современных, германских языках, причем, однако, в некоторых из них — в норвежском и шведском, а, отчасти, в нижненемецких диалектах—он известным образом осложняется музыкальным моментом (различными изменениями высоты голоса в пределах слова независимо от интонации предложения). Возможно, что подобный музыкальный момент имелся и в древнегерманском словесном ударении — хотя бы в некоторых

языках или диалектах,— но такое предположение не может быть доказано, так как никаких явных указаний на музыкальные различия между отдельными слогами для древнегерманской эпохи не имеется.

Несомненно, что в древнегерманских языках, также как и в современных, различались не только ударные и безударные слоги, но и слоги различной степени ударности. Наиболее резким было различие между главным ударением (') и безударностью. Слоги менее сильные, чем главноударные, но более сильные, чем безударные могут обозначаться как слоги со второстепенным ударением ('). Второстепенное ударение могло иметь различную силу: оно могло более или менее приближаться к главному или, наоборот, лишь незначительно отличаться от полной безударности (и, соответственно этому, можно различать сильное и слабое второстепенные ударения).

Различные степени ударности определяются для древнегерманского периода (также как и общий экспираторный характер ударения) по развитию звуков (главным образом — гласных) в тех или иных слогах и по данным стихотворных памятников, поскольку в построении стиха учитывалось не только главное ударение, но отчасти и второстепенное. Наиболее точное и детальное различение степеней ударности возможно в отношении древнеанглийского языка и, особенно, древнеисландского ввиду большой зависимости развития звуков от степени ударности и ввиду большого числа и разнообразия стихотворных памятников. В то же время о различии степеней ударности в готском языке имеются лишь очень ограниченные и приблизительные данные (так как этот язык представлен памятниками лишь на очень коротком этапе его истории и среди его памятников нет стихотворных).

 

§34. Место главного ударения в германских языках в эпоху их древних памятников было, в

общем, фиксированным: обычно главное ударение падало на первый слог слова.

Ср. г. fádar, ди. fáðir, da. fǽder, дс. fáder, двн. fáter отец (в отличие от соответствующего греч, patḗr,

динд. pitā́);— г. да дс. двн. fáran, ди. fára ехать, идти;— г. wḗsun, ди. vǭ́ru, да. wǣ́ron, дс. двн. wā́run

(они) были; — г. fáginōdēdun, ди. fǫ́gnuðu, да. fǽʒnodun, дс. fáginodun, двн. fáginōtun (они) радовались;—г.mídjun-gards, ди. rnið-garðr, да. middan-ʒeard, двн. míttin-gart «среднее жилище», «средний мир»,

т. е. земля.

Хотя закрепленность главного ударения за определенным слогом слова, а именно — обычно за его первым слогом, является чертой, общей всем древнегерманским языкам, все же все они сохраняют следы ранее существовавшей в них другой системы ударения — свободного ударения. Это более древнее, свободное ударение отражается в германских языках косвеннымобразом: в виде известных особых случаев соответствия между германскими согласными и согласными других индоев-

ропейских языков и, в связи с этим, в виде определенных чередований согласных в зависимости

от ранее существовавшего ударения. Сравнение с теми индоевропейскими языками, в которых засвидетельствовано свободное ударение, показывает, что такие особые случаи соответствия регулярно наблюдаются тогда, когда в этих языках слоговой звук, предшествующий данному согласному, был безударным. Так, например, согласному t в динд. pitā́ (основа pitár-) и греч., patḗr отец соответствует г. d [ð] в fadar, да. d в fæder отец в связи с тем, что предшествующий слоговой звук (гласный i в динд. pitā́, и в греч. patḗr) является в древнеиндийском и греческом языках (имев-

ших свободное ударение) в этом слове безударным. В прочих же случаях, т. е. при отсутствии указанного условия, древнеиндийскому и греческому согласному t закономерно соответствует древнегерманский þ; ср. динд. bhrā́tā (основа bhrātar-) брат; греч. phrā́tor член фратрии (братства) \\ г. brōþar, да. brōðor (из более раннего *brōþor) брат;— динд. trayas, греч. treīs три \\ г. *þreis (известно по косвенным падежам), да. þrīe. Таким образом, при обычном соответствии динд. греч. t || дгерм. þ в известных случаях, а именно при безударности предшествующего слогового звука в древнеиндийском и греческом, мы находим другое соответствие: динд. греч. t || г. d (или [ д ]), да. d.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: