1.1. Анализ и использование нормативных документов. Нормативно-правовые источники являются важнейшей эмпирической базой научной работы студентов. Использование нормативных документов является обязательным при выполнении любой письменной работы. При изучении курса и подготовке письменных работ необходимо ссылаться только на действующие нормативные документы. Утратившие силу источники могут рассматриваться как материал по истории. При использовании текста нормативного документа не следует, злоупотреблять дословным воспроизведением правовых норм. Положения нормативных актов должны быть осмыслены в той мере, которая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопроводив собственным комментарием применительно к теме исследования. В связи с интенсивным обновлением законодательства необходимо следить за принятием новых законов и иных нормативных правовых актов, касающихся избранной темы, учитывать актуальную редакцию нормативных документов при выполнении письменных работ и подготовке к занятиям, а также перспективы развития законодательного регулирования определенных областей социально-экономических отношений.
1.2. Работа с научной литературой. Работа с научной литературой начинается с изучения выходных данных монографии, научной статьи. Прежде всего, следует обратить внимание на название работы, фамилию автора, место и год издания. Необходимо прочитать аннотацию, в которой содержится краткое описание целей и задач работы, указывается, для кого она предназначена. При работе с книгами обязательно нужно обратиться к предисловию, отражающему основное содержание и границы исследования. Целесообразно делать выписки в отдельную рабочую тетрадь, с указанием страниц и исходных данных научного источника. Выписки необходимо делать оптимальным для себя способом, чтобы затем можно было легко ими воспользоваться.
|
Изучение научного материала необходимо начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых выбранная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному, от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых имеют высокий научный авторитет в данной области. Читая материал научного источника, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтении яуясняются все незнакомые слова и термины, для чего используются словари и справочники.
В процессе изучения литературы у аспиранта должны возникнуть свои соображения, выводы, возражения против доводов того или иного автора, которые необходимо также записывать.
Переписывание текстов учебников и иных источников, а также воспроизведение компьютерных«заготовок» не допускается.
Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте работы прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и делать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором.
|
В конце письменной работы размещаются библиографический список и приложения. Библиографический список должен содержать только те источники, которые были использованы автором при написании работы. При использовании материалов сети Интернет должен быть указан полный электронный адрес источника.
1.3.Использование Интернет-ресурсов. Информация в электронном виде размещается на библиотечных серверах Интернета. Поиск необходимой информации ведется по ключевым словам, названиям произведений, фамилии авторов и другим параметрам, которые заложены в программе. Электронные каталоги, которые представляют собой машиночитаемые каталоги, работающие в реальном режиме времени, раскрывают состав и содержание библиотечных фондов печатных, электронных документов. Для успешного поиска необходимой информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных программ.
Методические рекомендации по самостоятельной работе.
Малые письменные работы
Дифференциация самостоятельной работы студентов определяет приобретение опыта публичных выступлений в группах при оценке контроля знаний в виде: эссе, доклада или реферата, в которых исследуются проблемы с применением новационных методик анализа и оценки при их реализации.
В связи с глобализацией экономики и вступлением России в ВТО студенты должны владеть современной формой самостоятельной работы:
— раскрытие практических ситуаций, изложенных в эссе или докладе;
|
— проведение деловых игр в группе (см. учебник), которые определяют умение участников не только работать командой, но и практически научиться реализовывать инновационные (стратегические) решения для достижения определенной цели.
Это есть превращение полученных знаний в конкретное дело.
Ключевые элементы малой письменной работы:
— во введении определить тему, выделив главные аспекты, которые нужно раскрыть, каким образом эти проблемы будут решены;
— исследованием целесообразно раскрыть актуальность на основе глубоко проработанной темы;
— обосновать анализом свои утверждения;
— предложит ьновые идеи в логической последовательности;
— оценить результат.
Поскольку эссе, доклад и курсовая работа считаются малыми формами, не принято содержание делить на главы или параграфы. Вместе с тем для понимания изложения и ясности их логики содержание можно выделить самостоятельными подзаголовками.
В заключении дается обоснование ключевых аспектов концепции.
P.S.Кратность работы не предусматривает приложений, однако графики или таблицы предлагаются по ходу исследования.
При проверке вышеназванных работ необходимо проанализировать логичность исследования в соответствии с объемом и оценить работу по вектору последовательности раскрытия концепции, так как особую важность приобретает ясность и четкость выстраивания мысли автором.
Критерии оценки малых письменных форм должны быть четкими, реальными и отражены (в таблице).
Таблица 1
Критерии | % оценки |
Актуальность темы и содержания | |
Собственные идеи | |
Уникальность | |
Новизна подхода | |
Ссылки на цитируемые работы | |
Соответствие теории и практического материала | |
Логичность | |
Наличие графиков или таблиц | |
Правильность оформления | |
Всего |
Алгоритм логики раскрытия ситуации предполагает понимание различия эссе и доклада.
Особенности эссе
Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного самостоятельного домашнего задания с практическим применением полученных теоретических знаний при освоении какой-либо дисциплины или специальности. Цель эссе — показать уровень освоения аналитического материала, а также умение применить теоретические знания в исследовании реальной ситуации из практики управления организацией и которое выполняется так:
— обоснование теоретической модели, которая определяет решение проблемы;
— аспект практической деятельности, реализующий теоретическую модель;
— оценка и анализ эффективности выбранной модели.
В практических экономическо-социальных аспектах новационные модели реализуются через:
— нейромоделирование, позволяющее определить концепцию исследуемых моделей;
— создание механизма взаимодействия внутри инновационной (стратегической) структуры и специфику поведения ее элементов.
Одной из наиболее оригинальных разновидностей моделей эссе может стать творческое домашнее задание решаемое самим студентом, бакалавром или магистром ситуации на заданную тему курса, которая должна интерпретировать полученные результаты применением теоретических знаний и реализацию практических навыков в виде графиков и таблиц, что позволи т проконтролировать эффективность усвоения знание курса и оценить реальную степень понимания изучаемых аспектов дисциплины по критериям:
— раскрытие актуальности ситуации;
— анализ теоретических компонентов;
— эффективность практического решения;
— оценка новой ситуации;
— понимание ее решения;
— четкость результата – соответствие теме.
Особенности доклада
Практически доклад отличается от эссе не только объемом 4-6 страниц, но и четкостью глубиной раскрытия содержания, так как это не обычное письменное изложение материала, который будет написан и устно доложен на семинарских занятиях.
Однако устная его презентация определяет приобретение новых навыков:
— автор должен уметь раскрыть актуальность темы;
— отразить новизну идеи;
— обосновать необходимость ее реализации;
— показать ее экономическую эффективность.