Пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке




На основе опыта кризисов 1998-1999 и 2001 годов правительства стран-лидеров готовились к отражению новой экономической дестабилизации за счет создания мощных финансовых резервов.

Россия образовала Стабилизационный фонд в размере 548,1 млрд. долларов. Китай сконцентрировал огромные золотовалютные резервы, достигающие 1,68 трлн. долларов (70% из них размещено в долларовых активах). Еврозона собрал более 500 млрд. долларов. Япония – 1,02 трлн. долларов. Золотовалютные резервы США относительно невелики, в несколько раз уступая запасам Японии. При этом государственный долг страны к концу 2007-ого года достиг почти 10 трлн. долларов, а суммарный долг государства, штатов и корпораций достиг 40 трлн. долларов.

В качестве антикризисной стратегии всеми странами предполагалось оказывать финансовую помощь попавшим в затруднение компаниям, способствуя восстановлению нормального режима их работы. Также государства планировали направлять финансовые ресурсы на поддержание стабильного курса ценных бумаг и расчетных валют.

Однако, как показали уже первые месяцы нового глобального кризиса, все эти меры оказались неэффективны. Они способствовали кратковременной стабилизации на фондовых рынках, временно восстанавливали платежный баланс корпораций, но не снимали причин кризиса[18].

В США меры по снижению ставки рефинансирования, финансовой накачке компаний и временного стимулирования спроса за счет возврата части налоговых поступлений населению не смогли предотвратить вхождения национального хозяйства в полосу кризиса. В Соединенных Штатах отмечается рост безработицы. Из-за нехватки кредитов 28 млн. американских граждан пользуются продовольственными талонами[19].

Для других стран, включая Россию, вхождение в мировой кризис пока происходит с серьезным временным отрывом от США. Наряду с США проблемы начали испытывать и хозяйства европейских стран: Франции, Великобритании, Ирландии, Швейцарии, Люксембурга и Испании. Прибыль одного из крупнейших французских банков Credit Agricole по итогам 2007 года снизилась по сравнению с прогнозом на 16,8%. Убытки компании на американском ипотечном рынке в I квартале 2008 года составили 1,2 млрд. евро. Другой французский банк Societe Generale объявил о списании 1,18 млрд. евро по кредитным инструментам и падении чистой прибыли в I квартале на 23% до 1,1 млрд. евро. Крупнейший швейцарский банк Credit Suisse обнародовал информацию о потерях 2,85 млрд. долларов. Еще большие потери понес крупнейший европейский банк UBS AG. За IV квартал 2007 года они составили 13,7 млрд. долларов. Всего банки мира уже списали в связи с американским «народным дефолтом» (массовыми неплатежами по жилищным закладным) более 320 млрд. долларов. Merrill Lynch и UBS почти полностью лишились капитала. Банки Morgan Stanley, Mizuho Financial Group, Citigroup и Washington Mutual понесли убытки на треть капитала. Совокупные потери на рынке ипотеки и связанных с ней долговых ценных бумаг оцениваются МВФ в 565 млрд. долларов. Эта сумма была снижена под давлением США. Ранее МВФ оценивал потенциальные убытки в 945 млрд. долларов. Сведения о потерях, понесенных на ипотечном рынке США, продолжают поступать, размер постепенно рассыпающейся пирамиды ипотечных кредитов оценивается в 10,7 трлн. долларов.

Власти РФ разместили на счетах проблемных банков средства Пенсионного фонда. Среди государств СНГ в наиболее затруднительном положении оказался Казахстан. Причина – финансовые проблемы, вернее, банковский кризис, вызванный невозможностью расплатиться за дешевые иностранные кредиты. Из казахских банков начался отток средств, их рейтинги резко снижены. Правительство Казахстана выделило в помощь банкам 4 млрд. долларов, при общих финансовых резервах страны в 40 млрд. долларов. Однако ни этой суммы, ни золотовалютных запасов Казахстана не хватит надолго. Строжайшая экономия, о которой говорит Назарбаев, тоже окажется малоэффективной. Применение подобных мер правительствами других стран также приведет лишь к углублению кризиса. Получение отсрочки для корпораций за счет дальнейшего падения потребления не только не снимает противоречий кризиса, а напротив – обостряет их[20].

Официальные лица США считают, что негативную тенденцию все еще можно преодолеть, предотвратив глобальное расползание кризиса. Однако ожидания чиновников, что финансовое стимулирование способствует повышению потребительской активности, пока не оправдались. Население предпочитает тратить деньги на оплату долгов и создание запасов продовольствия. Американские компании продолжают проводить политику экономии за счет ухудшения условий труда работников, что никак не способствует росту потребления.

Нет оснований считать, будто новое понижение ставки рефинансирования окажется более эффективным. Также нет оснований полагать, что разовая субсидия населению может поднять его платежеспособный спрос, упавший в силу объективных причин. Финансовая накачка компаний не способна вернуть им эффективность в условиях падающего потребления[21].

В современных условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической ситуации. С этой целью наиболее актуальными задачами бюджетной политики являются:

- повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;

- стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствий безработицы;

- оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;

- выравнивание условий социально — экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;

- стабилизация работы сектора экономики, как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;

- централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;

- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;

- погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;

- реструктуризация государственных долгов, инвентаризация высших и внутренних заимствований и результатов их использования;

- принятие мер по перечислению дивидендов по акциям находящимся в государственной собственности и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;

- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т. д[22].

Последнее время стало модно придумывать стратегии по борьбе с кризисом. Большинство из них не содержит и малой доли полезных идей или излагает их в сумбурной, противоречивой, бессистемной форме. Но главное не в этом. Всякий антикризисный план должен иметь заинтересованную сторону, часть общества, потребностям которой он отвечает. Реализуемый властями план отражает интересы российских корпораций, не желающих ничего менять в экономике, а нуждающихся только в прекращении кризиса (что само по себе абсурдно). Благие советы правительству для него не интересны. Трудящиеся России пока не заявили себя как самостоятельная общественная сила готовая отстаивать собственные нужды и добиваться исполнения своего антикризисного плана. Антикризисный план – это программа политическая.

Чисто теоретически преодоление кризиса требует переориентировать всю экономическую политику на людей, которые и есть нормальные потребители и которых у нас сознательно душат: бесправием (прописка, к примеру), безумной эмиссией подрывающей зарплаты, отсутствием социальной защиты и таковой политики, пригодных для жизни пенсий. Нет потребителей – нет рынка. Есть спрос, поправятся дела в производственном и кредитном секторах. Только такая политика требует крайне продуманного регулирования. Впрочем, есть альтернатива: власти просто ждут, пока закончится кризис. Кризис все еще воспринимается верхами как некая конъюнктурная неприятность, а не системное потрясение. Правительство и корпорации ждут, пока цены на нефть снова вырастут. Но кризис не собирает заканчиваться. Возможности потребителей подорваны повсеместно, неолиберальная экономика работать дальше не может[23].

На население власти тратить денег не намерены. Это для них только статья издержек, поскольку правительство у нас отражает интересы монополий (сырьевых, что важно). Главная ориентация на внешний рынок, внутренний потребитель в сравнении с ним вторичен. В ЕС, США или Японии ситуация отличается от российской ненамного. Власти готовы тратить деньги на разовые выплаты потребителям, но не желают способствовать стабильному повышению их доходов[24].

Направленные на действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулирование спроса с протекционистской защитой рынка. Необходимо поднять пенсии с чудовищно низкого уровня. Нужны реальные пособия по безработице, в несколько раз превышающие теперешний уровень и не привязанные к прописке. Должны создаваться новые рабочие места. Банковский процент надо ограничить 6%. Необходимо произвести технологическое обновление индустрии и создание новых производств. Государство должно отказаться от исключительно монетарных методов регулирования и осуществлять там, где необходимо прямое вмешательство. Но все это не набор технических мер, а политика.

 


Заключение

 

Учитывая развивающийся характер российской экономики, вопросы исследования валютных кризисов будут еще долго оставаться актуальной темой для исследования. В нынешние дни валютные кризисы не оставили безучастными уже практически ни одного человека, влияя на бюджет каждого. Они породили взрыв валютных противоречий, резкое нарушение функционирования валютной системы, проявляющееся в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиям производства, мировой торговли, соотношению сил в мире.

В силу своей природы, обусловленной вызвавшими его противоречиями, валютный кризис призван совершить качественные изменения в мировой хозяйственной системе, вернув ей эффективность, обеспечить валютную стабилизацию, сменив старую валютную систему на новую.

Изучив валютные кризисы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, мы пришли к выводам, что кризисные явления присущи не только развивающимся странам и странам с переходной экономикой, но и развитым странам, действуя неравномерно, тяжело переносятся всеми государствами.

Кризис ипотечного кредитования в США породил валютный кризис, чреватый глобальной проблемой кредитования, рецессией американской экономики и прочими разрушительными последствиями.

С целью минимизации потерь от кризисов и предотвращения кризисных явлений, актуальным является разработка методик ранней идентификации финансовых кризисов.

В условиях кризиса нужно переориентировать всю экономическую политику на людей, т. к. если не будет потребителей, то не будет рынка. Но она требует крайне продуманного регулирования.

Не нужно ждать окончания кризиса, нужно действовать. Самостоятельно экономика выйти из кризиса не сможет, обязательно должна использоваться грамотная политика государства, чтобы борьба против кризиса не стала плачевной для экономики.

Направленные на действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулирование спроса с протекционистской защитой рынка.

Кризис является составляющей фазой экономического цикла и он, безусловно, необходим, так как восстанавливаются нарушающиеся пропорции общественного производства.

Главный недостаток мировой финансовой системы сейчас — отсутствие в ней рыночных субъектов, заинтересованных в стабильности. В эпоху всеобщего господства открытых акционерных обществ и институциональных инвесторов это звучит парадоксально, учитывая, что каждый отдельный частый инвестор в стабильности, как правило, заинтересован, но это так.


Список использованной литературы

 

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 486 с.

2. Бартон. Д. В условиях кризиса // Вестник McKinsey. – 2008. - № 20. – 118 с.

3. Большой экономический словарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: ОМЕГА-Л, 2008 г. – 1416 с.

4. Дювьесар Жан-Паскаль. Управление -дело местное // Вестник McKinsey. – 2008. - № 18. – 118 с.

5. ЕвченкоМ. Кризис поразил мир, но не парализовал // Coach. – 2008. - №9. – 68 с.

6. Зотин А. Спекулянты возвращаются // РБК. – 2009. - № 12. – 156 с.

7. Исерн И., Пунг К. Как справиться с реформой // Вестник McKinsey. – 2008. - № 19. - 118 с.

8. Кияткин А. Написано нефтью // Smart Money. – 2008. - № 45. – 70 с.

9. Колташов В.. Кризис глобальной экономики: Учебник. – М.: ИГИСД, 2009. – 482 с.

10. Малютин А. Как власть общается с народом и учит бизнес правильному поведению во время кризиса // Smart Money. - 2008. - №46 – 70 с.

11. Рожков Р. Сказка про лепку // Коммерсантъ. – 2009. - № 4 – 80 с.

12. Рушайло П. Кризис по собственному желанию // Коммерсантъ. Деньги 2.0. – 2009. - № 1-2 – 80 с.

13. Сандул И. Еврозарплата // Корреспондент. – 2009. - № 46. – 68 с.

14. Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 512 с.

15. Хабаров М. Кризис будет глубоким, но недолгим // Коммерсантъ. – 2009. - № 3 – 80 с.

16. Хмыз О. Особенности деятельности хеджевых фондов // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 1. – 240 с.

17. Хренников И. Жизнь после краха // Smart Money. – 2008. - № 48. –70 с.

18. Чая В.Т. Аналитические триггеры как инструмент антикризисного управления // Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - № 12. – 84 с.

19. Шараев Ю.В.Теория экономического роста: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - 212 с.

20. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – 934 с.

21. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – 286 с.


[1] ЕвченкоМ. Кризис поразил мир, но не парализовал // Coach. – 2008. - №9. – С. 21.

[2] Большой экономический словарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: ОМЕГА-Л, 2008 г. –

С. 513.

[3] Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – С. 150..

[4] Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005 – С. 24.

[5] Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – С. 765.

[6] Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005. – С. 769.

[7] Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – С. 155.

[8] Малютин А. Как власть общается с народом и учит бизнес правильному поведению во время кризиса // Smart Money. - 2008. - №46 – С. 2.

[9] Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – С. 163.

[10] Дювьесар Жан-Паскаль. Управление -дело местное // Вестник McKinsey. – 2008. - № 18. - С. 62.

[11] Рушайло П. Кризис по собственному желанию // Коммерсантъ. Деньги 2.0. – 2009. - № 1-2 – С. 10.

[12] Хренников И. Жизнь после краха // Smart Money. – 2008. - № 48. – С. 22.

[13] Кияткин А. Написано нефтью // Smart Money. – 2008. - № 45. – С. 12.

[14] Шараев Ю.В.Теория экономического роста: Учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - С. 212.

[15] Хмыз О. Особенности деятельности хеджевых фондов // Финансовый менеджмент. – 2008. - № 1. – С. 132.

[16] Рожков Р. Сказка про лепку // Коммерсантъ. – 2009. - № 4 – С. 21.

[17] Хабаров М. Кризис будет глубоким, но недолгим // Коммерсантъ. – 2009. - № 3 – С. 10.

[18] Колташов В.. Кризис глобальной экономики: Учебник. – М.: ИГИСД, 2009. – С. 10.

[19] Чая В.Т. Аналитические триггеры как инструмент антикризисного управления // Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - № 12. – С. 13.

[20] Сандул И. Еврозарплата // Корреспондент. – 2009. - № 46. – С. 10.

[21] Исерн И., Пунг К. Как справиться с реформой // Вестник McKinsey. – 2008. - № 19. - С. 12.

[22] Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. - С. 33.

[23] Зотин А. Спекулянты возвращаются // РБК. – 2009. - № 12. – С. 40.

[24] Бартон. Д. В условиях кризиса // Вестник McKinsey. – 2008. - № 20. - С. 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: