ТЕМА: ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ




Дисциплина: «Внешняя политика стран Африки и Латинской Америки»

Преподаватель: Стаценко Татьяна Васильевна

Лекция от 22.10.2020 (4 часа)

ТЕМА: ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

 

Самый быстрый прирост населения в мире за посл годы, богатый сырьевой потенциал,в наст время страны с развитой индустр экономикой (Бр, Арг, Мекс),

90-е годы для Латинской Америки стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия «потерянного для развития десятилетия» - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. И если общерегиональный усредненный показатель прироста ВВП по региону составлял в год около 2%, то у ведущих государств - Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии - он ежегодно как минимум вдвое превышал этот показатель.

Столь впечатляющий экономический успех был достигнут благодаря структурным преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы.

В эти же годы был осуществлен переход к активной внешнеторговой политике. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долл.

Разразившийся в конце десятилетия «азиатский» финансовый кризис, не обошел и Латинскую Америку, также относящуюся к так называемым восходящим рынкам мировой экономики. С особой силой он поразил Бразилию, где в 1998 г. произошел стремительный отток средств иностранных инвесторов с фондового рынка. Отчетливо обозначились негативные последствия кризиса и для других стран, и прежде всего для главных экономических партнеров этой «региональной супердержавы». В целом в 1998 г. темпы экономического роста в регионе сократились по сравнению с 1997 г. более чем вдвое (до 2,3 %). Тем не менее финансовый кризис не мог полностью перечеркнуть результаты впечатляющего рывка, совершенного в 90-е годы.

Заметные перемены произошли и в области социально - политического развития. Начавшийся еще в середине прошлого десятилетия процесс демократизации и перехода к гражданской форме правления в 90-е годы привел к стабилизации конституционных режимов представительной демократии практически во всех странах региона, за исключением Кубы.

Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады.

Существенным обстоятельством, стимулировавшим «Инициативу для Америк», стал объективный процесс растущей взаимозависимости между США и остальной частью региона. Значительные сдвиги в этом отношении произошли в 80-х годах. Соединенные Штаты, пожалуй, впервые реально ощутили на себе последствия финансово-экономического кризиса в Латинской Америке, выразившегося в потере сотен тысяч рабочих мест из-за снижения объемов торговли, в неконтролируемом потоке нелегальной миграции с юга. Источником мощной миграционной волны, захлестнувшей США, стал центральноамериканский конфликт (вооруженные конфликты в Гватемале, Никарагуа, Сальвадоре в 80-е годы).

В целом латиноамериканская диаспора в США к концу 90-х годов превысила 20 млн. человек. Рост доли испаноязычных американцев в общей численности населения США, как отмечают специалисты, стал самым драматичным демографическим явлением в американской истории XX в.

Другим фактором возросшей взаимозависимости «двух Америк» стал комплекс проблем наркобизнеса и наркотрафика. В Западном полушарии находятся самый крупный в мире потребитель наркотиков - США и самые крупные в мире производители - Колумбия, Перу, Боливия и Мексика. К началу десятилетия борьба с наркотрафиком была объявлена Соединенными Штатами в качестве одной из приоритетных проблем национальной безопасности, непосредственно связанной с «будущим американской нации».

Возросшая взаимозависимость Севера и Юга Западного полушария особенно контрастно проявилась в американо-мексиканских отношениях. Присоединение Мексики к НАФТА было подготовлено десятилетиями «молчаливой» интеграции, в результате которой сформировался сложный комплекс двусторонних отношений. Его составляющими являлись и проблемы общей границы протяженностью 3 тыс. км, масштабные внешнеторговые связи (объем взаимной торговли на начало десятилетия достиг 60 млрд. долл.), присутствие в США 6-миллионной мексиканской общины, нелегальная иммиграция 1 млн. человек в год, усилившаяся экологическая взаимозависимость, а также проблемы наркотрафика.

Переговорный процесс, связанный с присоединением Мексики к НАФТА, завершился в 1993 г. Отметим, что само по себе это означало начало гигантского исторического эксперимента по интеграции двух высокоразвитых государств - членов «большой семерки» - США и Канады и развивающейся Мексики.

Первая половина 90-х годов была временем «интеграционной эйфории», охватившей весь континент. Вслед за Мексикой, «уходящей на Север», практически все страны региона выстроились в своеобразную очередь, стремясь присоединиться к НАФТА. Более того, налицо было и обострение соперничества между различными группами стран за первенство в присоединении к североамериканскому интеграционному полюсу. Напомним в этой связи, что конкуренция в борьбе за привилегированный статус отношений с центром межамериканской системы – США – традиционная черта латиноамериканской дипломатии, всегда весьма причудливо переплетавшаяся с другой - стремлением выступать единым фронтом в диалоге с Вашингтоном.

В целом первую половину 90-х годов можно было бы охарактеризовать как этап сближения «двух Америк». Гармонизации межамериканских отношений, наивысшей точкой которого стала встреча глав 34 государств Западного полушария 10-13 декабря 1994 г. в Майами. Однако уже при подготовке саммита проявились разные подходы к его задачам. Соединенные Штаты, по существу, лишь начавшие по-настоящему «переваривать» НАФТА, стремились замкнуть тематику встречи на традиционных постулатах политики администрации Б. Клинтона: защите демократических институтов и прав человека, поддержке конституционного строя, борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Обсуждать проблему включения в НАФТА новых членов, среди которых в первую очередь фигурировала Чили, Вашингтон, прежде всего из-за отсутствия консенсуса внутри правящих элит, явно не стремился.

На встрече президентов Америк был принят и ряд других решений. В Майами было провозглашено начало «полномасштабного наступления на коррупцию» и всестороннее противодействие наркобизнесу и наркотрафику. Напомним в этой связи, что в 80-е годы страны полушария накопили немалый опыт многостороннего сотрудничества в силовом противодействии наркокартелям. Результаты, правда, оказались далекими от ожидаемых. Более того, практикуемая США еще с конца 80-х годов ежегодная сертификация стран мира по эффективности их борьбы с наркотрафиком неизменно вызывала резко негативную реакцию подавляющего большинства стран региона.

Особое внимание было уделено и таким вопросам, как незаконная торговля оружием и борьба с наркотрафиком. В этой связи ряд президентов поставили вопрос об адаптации к новым условиям Межамериканского договора о взаимной помощи, подписанного еще в 1947 г. и затем неоднократно частично пересматривавшегося. В частности, отмечалось, что он должен предусматривать процесс ограничения и контроля над обычными вооружениями и разработку мер доверия в этой области.

Отдельные декларации были выработаны по проблемам защиты демократии и «односторонним мерам». Обе они заслуживают особого внимания. В первом случае речь идет о дальнейшем развитии сформулированной еще в начале десятилетия идее создания системы «коллективной безопасности демократии». В принятой в Асунсьоне декларации отмечается, что свержение законно избранного правительства либо нарушение демократических процедур в одной из стран - членов Группы Рио должно рассматриваться как угроза демократии в других странах-членах и вести к коллективным санкциям.

Привлекает внимание и подтекст декларации, свидетельствующий об осуждении «односторонних мер». Хотя в ней прямо и не упоминаются Соединенные Штаты, по сути, речь идет о практике политических и торгово-экономических санкций, к которой в 90-е годы США все чаще стали прибегать в отношениях с другими странами. В этой связи следует подчеркнуть, что окончание холодной войны, хотя и ослабило мотивацию интервенционизма США в регионе, отнюдь его не исключило, тем более что концепция однополюсного мира предполагала такую практику. Традиции вмешательства и манипулирования интересами более слабых партнеров закладывались в США еще в начале XX в. и в известном смысле стали частью их современной политической культуры, как на уровне массового сознания, так и государственной политики. Это порождало и будет в обозримой перспективе порождать стремление латиноамериканских государств совместными усилиями воспрепятствовать рецидивам вмешательства и силового давления со стороны Соединенных Штатов.

В упомянутой декларации в качестве меры, не совместимой с провозглашенными на саммите в Майами принципами межамериканских отношений, обозначен в первую очередь принятый в СИТА 12 марта 1996 г. закон Хелмса-Бертона, существенно ужесточающий торгово-экономическую блокаду Кубы и предусматривающий санкции в отношении тех иностранных компаний, которые сотрудничают с этой страной. В этой связи следует отметить, что Группа Рио уже в мае 1996г. выступила с резким осуждением закона и приняла решение обратиться в этой связи в Международный Суд в Гааге. В июне того же года на XXVI чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи ОАГ в Панаме по инициативе Группы Рио была принята резолюция, осудившая эту акцию Вашингтона и рекомендовавшая Межамериканскому юридическому комитету дать ей правовую оценку.

При этом деятельность Группы Рио не ограничивалась лишь рамками Западного полушария, а по сути охватывала весь спектр актуальных международных проблем. Так, на саммите в Асунсьоне обсуждалась проблема реформы ООН и, в частности, расширения числа постоянных членов Совета Безопасности (СБ). Страны-участницы подчеркнули необходимость предоставления Латинской Америке одного-двух мест постоянных членов СБ. Вместе с тем в Асунсьоне не удалось определить, какое государство конкретно будет представлять регион в этом качестве.

С начала 90-х годов происходило становление российско-латиноамериканских отношений. В первые годы оно носило достаточно противоречивый характер. Провозглашенный в тот период курс на «стратегическое партнерство» с Соединенными Штатами, а также поспешный «уход с Кубы», выразившийся в свертывании экономических связей, голосовании в 1992г. в ООН за резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в этой стране, а также ряде других недружественных акций по отношению к своему бывшему союзнику, интерпретировались в регионе как утеря интереса России к Латинской Америке.

Однако были и объективные факторы, затруднявшие развитие отношений в те годы. К ним в первую очередь следует отнести выявившуюся разнонаправленность в целом схожих процессов внутренних реформ в России и ведущих государствах региона. В то время как Россия во многом в результате примененной в 1992г. «шоковой терапии» все глубже погружалась в беспрецедентный по масштабам социально-экономический кризис, такие государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили, успешно проводили масштабную приватизацию, привлекали иностранный капитал. Более того, эти государства неоднократно ставились в пример России. Так, на встрече «большой семерки» в 1992 г. Дж. Буш предложил России «учиться» у Мексики. Все это порождало в регионе иллюзии не только быстрого присоединения к Северу, но и изменения весовых категорий в отношениях с Россией.

Отдельные внешнеполитические акции, предпринятые в те годы, - визит в страны региона вице-президента А. Руцкого (1992г.) и визит Председателя Федерального Собрания В. Шумейко (1994 г.) - не дали ощутимых результатов, так как по сути свелись к ознакомительным мероприятиям, а не к продвижению конкретных проектов сотрудничества.

И все же, несмотря на не слишком успешный старт и целый ряд факторов, объективно ограничивавших активное начало в политике России в этом регионе, у российско-латиноамериканских отношений уже к середине десятилетия обозначились перспективы, далеко выходящие за рамки протокольных связей.

Речь идет о значительно расширившейся общности стратегических целей и интересов России и ведущих государств Латинской Америки, вытекающей из того обстоятельства, что и Россия, и большинство стран региона оказались в одной переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решают однотипные задачи модернизации на основе формирования гражданского общества и рыночных реформ. Общие парадигмы развития создают принципиально иное поле для партнерства, тем более что исчез мощный идеологический барьер, существенно осложнявший отношения между сверхдержавой Востока и хрупкими демократиями Западного полушария.

Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, приобрели сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Более того, по своему реальном весу в мировой экономике они оказались соизмеримыми величинами. Наряду с Китаем и Индией они составляют группу стран-гигантов, идущих вслед за «большой семеркой». Отсюда вытекают и общие вызовы безопасности, и, соответственно, новые возможности партнерства. Речь идет, в первую очередь, об опасности маргинализации в нарождающемся мире мегаблоков. В меньшей степени Мексика, а в большей - государства юга континента, так же как и Россия, оказываются в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского. Другой базисный фактор, расширяющий поле для партнерства, - общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке и стремление к неконфронтационному сдерживанию гегемонистских устремлений в политике Соединенных Штатов. Государствами Латинской Америки в этой области накоплен большой опыт. Россия, как известно, в 90-е годы неоднократно испытывала на себе «силовые приемы» Вашингтона.

Наконец, в 90-е годы выявилась, хотя пока недостаточно реализовалась на практике, взаимодополняемость экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Несмотря на все сложности, связанные с периодом становления отношений в экономической области и, в частности, с переходом на иные, соответствующие современному этапу формы делового сотрудничества, Латинская Америка в 90-е годы оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг.; в 1996 г. он превысил 4 млрд. долл.).

Немаловажную роль в использовании благоприятных условий для партнерства сыграла происшедшая в середине десятилетия корректировка внешнеполитического курса российского руководства, направленная на ликвидацию образовавшихся диспропорций и более многопрофильную включенность России в международные отношения.

Важную роль в этом плане сыграл визит министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова в Мексику, на Кубу и в Венесуэлу в мае 1996 г. В ходе поездки не только состоялся столь необходимый сегодня политический диалог, но и были подписаны важные пакеты соглашений, существенно обновившие международную правовую базу сотрудничества.

В целом вторая половина десятилетия характеризовалась интенсификацией взаимных обменов визитами, и главное - повышением их результативности, выражавшейся в расширении сферы сотрудничества. Важную роль в этом отношении сыграл второй по счету визит Е. М. Примакова в этот регион - на этот раз в Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику (ноябрь 1997г.). В ходе визита в Бразилию двумя государствами были подписаны Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI в., а также ряд соглашений по сотрудничеству в конкретных областях. Среди последних следует выделить соглашение о сотрудничестве в области исследования космического пространства. Напомним в этой связи, что предшествовавшие попытки наладить сотрудничество в этой области сталкивались с сильным сопротивлением американских и западноевропейских компаний, нередко использовавших методы политического давления.

В 90-е годы появляются и новые перспективные формы сотрудничества России и Латинской Америки на многосторонней основе. С 1992 г. Россия обрела статус постоянного наблюдателя в ОАГ. В условиях, когда эта старейшая региональная организация с начала десятилетия как бы обрела «второе дыхание» и играет все более значимую роль в процессах политической и экономической интеграции Западного полушария, присутствие России на этом форуме расширяет ее внешнеполитические возможности в этом районе мира. С 1995 г. начались контакты между ОАГ и СНГ, в налаживании которых Россия также призвана сыграть заметную роль.

Другой формой многосторонних отношений стал диалог России с Группой Рио, который в основном разворачивался на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, 24 сентября 1997г. в рамках ежегодной сессии ООН состоялась встреча Е. М. Примакова с министрами иностранных дел стран - членов «координационной тройки» Группы Рио: Боливии, Панамы и Парагвая. В ходе 52-й сессии ГА ООН стороны подчеркнули близость подходов России и Группы Рио к проблемам формирования многополярной структуры современного мира, приняли решение о создании механизма регулярных консультаций министров иностранных дел России и стран - членов «координационной тройки». Было признано полезным подключение к диалогу других стран СНГ. Предусматривались также рабочие контакты представителей Группы Рио при ОАГ и российского постоянного наблюдателя при этой организации.

С 1996 г. начались контакты между СНГ и МЕРКОСУР. В ходе этих контактов рассматривались вопросы расширения торгово-экономических связей между двумя интеграционными объединениями и создания для этого соответствующей организационной инфраструктуры.

В целом вторая половина 90-х годов прошла под знаком активизации российско-латиноамериканских связей, расширения сфер сотрудничества и поиска новых форм партнерства. Перспективность этого региона для российских интересов во все большей степени начинала определяться его растущей ролью в мировой политике и экономике, стремлением за счет внерегиональных связей укрепить свой «переговорный потенциал» в мировом сообществе и получить дополнительные источники внутреннего развития. Россия на пороге XXI в. решала аналогичные

Виды и формы интеграционных объединений государств Латинской Америки. Если рассматривать интеграционные объединения государств Латинской Америки согласно вышеназванному основанию классификации, то объединением координационного типа можно назвать Организацию американских государств (ОАГ), основанную в 1948 г. в г. Боготе (Колумбия), представляющую собой согласно Уставу международную организацию, созданную для достижения мира и справедливости, утверждения общих интересов, укрепления сотрудничества и защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости.

В настоящее время ОАГ объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии. «ОАГ превратилась преимущественно в политический орган и форум, на котором страны континента согласовывают свою политику по внешним связям. Эта организация, имевшая большую активность в течение XX в., создала различные институты, которые способствовали построению и поддержанию имиджа единой и интегрированной Америки, хотя фактические шаги нередко осуществлялись по другим каналам взаимодействия».

Высшими органами ОАГ являются Генеральная ассамблея, Постоянный совет, Консультативное совещание министров иностранных дел, Генеральный секретариат. В соответствии со ст. 53 Устава ОАГ одной из основных функций Генеральной ассамблеи является вынесение решений относительно координации деятельности между органами, организациями и учреждениями ОАГ, а также между ними и другими учреждениями межамериканской системы. Резолюции Генеральной ассамблеи принимаются большинством голосов государств-членов, за исключением тех случаев, когда требуется две трети голосов в соответствии с положениями Устава, и случаев, определенных Генеральной ассамблеей в соответствии с ее регламентом (ст. 58 Устава). Консультативное совещание министров иностранных дел представляет собой консультативный орган (ст. 60), что предопределяет рекомендательный характер его решений. Постоянный совет также действует как консультативный орган (ст. 82) и вправе выносить рекомендации.

Кроме того, в системе ОАГ действует Межамериканский суд по правам человека, учрежденный в 1978 г. со вступлением в силу Американской конвенции о правах человека 1969 г., который представляет собой региональный международный суд по правам человека, что отличает его правовую природу от региональных интеграционных судов, созданных с целью защиты интеграционного правопорядка.

Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), объединяющий Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай (членство было приостановлено 29 июня 2012 г. до апреля 2013 г.), Венесуэлу и Боливию, завершающую процесс присоединения8, находится на «переходном» этапе: от международной организации координационного типа к наднациональному интеграционному объединению.

Институциональная структура МЕРКОСУР сложна и представлена следующими органами: Совет общего рынка; Высший совещательный орган МЕРКОСУР, состоящий из министров иностранных дел государств-участников; Группа общего рынка; Высший исполнительный орган МЕРКОСУР, призванный исполнять решения, принятые Советом общего рынка; Комиссия по торговле МЕРКОСУР, содействующая Группе общего рынке в реализации ее функций.

В 2005 г. был подписан Протокол о создании Парламента МЕРКОСУР, который реально начал свою деятельность в 2007 г. Целями деятельности Парламента согласно Протоколу являются: представительство народов МЕРКОСУР, учитывая их идеологическое и политическое многообразие; распространение и укрепление демократии, свободы и мира; содействие консолидации латиноамериканской интеграции через углубление и расширение МЕРКОСУР.

Протоколом Оливос от 18 февраля 2002 г.10 был создан постоянный суд пересмотра со штаб-квартирой в г. Асунсьон (Парагвай), что изменило сложившуюся на основании Бразильского протокола от 17 декабря 1991 г. систему разрешения споров посредством арбитражей по отдельным случаям.

Следует отметить, что в латиноамериканской литературе не раз выражалось мнение по поводу необходимости создания не только постоянного суда пересмотра, но и постоянного суда, наделенного широкой компетенцией в области обеспечения единообразия правопорядка интеграционного объединения. Однако государства — учредители МЕРКОСУР обосновывают различные мнения по поводу перспектив развития организации по наднациональной модели. В связи с чем институциональная эволюция МЕРКОСУР зависит в большей степени от той политики, которую проводят государства-члены в управлении интеграцией, а также от размера их национальных экономик и степени экономической взаимозависимости в блоке.

Между тем тезис «о преждевременности создания наднациональных институтов» в МЕРКОСУР может быть подвергнут пересмотру. В своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме в 2015 г. министр юстиции и прав человека Аргентинской Республики Алак Хулио Сезар рассказал о реальных шагах объединения в направлении «наднационализма».

Так, проводимую в настоящее время реформу Парламента МЕРКОСУР (ПАРЛАСУР) планируется завершить к 2019 г. По этому поводу в 2013 г. делегацией Парагвая в Парламенте МЕРКОСУР была выражена позиция относительно «эффективной наднациональности» как способа устранения несовершенства МЕРКОСУР, согласно которой законодательная власть в региональном парламенте обеспечивается посредством предоставления полномочий, аналогичных полномочиям национальных конгрессов, с тем чтобы принимать законы, регулирующие и систематизирующие все сферы общественной жизни, выполняя при этом роль «контролера» исполнительной и судебной властей. Кроме того, к 2019 г. предполагается создание Суда Южной Америки.

Таким образом, на становление наднациональных институтов в МЕРКОСУР может понадобиться около четырех лет, что обусловлено в том числе наличием сдерживающих факторов, например влиянием США; отсутствием многолетнего опыта экономической интеграции, подобного опыту Европейского Союза.

Следует отметить, что наднациональная модель международной организации реализована в Андском сообществе. Региональное социально-экономическое содружество стран Латинской Америки в составе Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу было создано в результате подписания Картахенского соглашения от 26 мая 1969 г.

В Андском сообществе создана сложная система органов (Органами Андского сообщества являются: 1) Андский Совет (высший орган, который издает директивы по различным вопросам субрегиональной интеграции); 2) Совет министров иностранных дел (орган политического направления, в обязанности которого входит обеспечение достижения целей региональной интеграции); 3) Комиссия Андского сообщества (один из органов принятия решений Андского сообщества, ответственных за разработку, реализацию и оценку политики субрегиональной интеграции в области торговли и инвестиционной сферы и принятие мер, необходимых для достижения целей Картахенского соглашения); 4) Генеральный секретариат (исполнительный орган, выражающий свою волю при помощи резолюций); 5) Андский парламент (представляет интересы жителей Андского сообщества и выражает волю посредством рекомендаций); 6) Суд Андского сообщества (постоянный судебный орган).

В сообществе действует единый (унифицированный) правопорядок (коммунитарное право). Контроль за единообразным применением и толкованием коммунитарного права осуществляет Суд Андского сообщества, деятельность которого регламентируется Картахенским соглашением, Договором о создании Суда Андского сообщества17 и Статутом

Андский суд согласно учредительному договору наделен достаточно широкой компетенцией, которая сравнима с компетенцией Суда Европейского Союза; он рассматривает иски об аннулировании актов, оспаривании решений, иски из противоправного бездействия, в том числе поданные и частными лицами.

Однако следует оговориться, что наднациональность в Андском сообществе в большей степени закреплена юридически, о фактическом же воплощении наднациональной организации власти по типу Европейского Союза говорить преждевременно.

Кроме того, в 2012 г. начался процесс вхождения Боливии (страны — участницы Андского сообщества) в МЕРКОСУР. Эквадор также объявил о своем желании последовать за Боливией. Планируемое вхождение стран— участниц Андского сообщества в МЕРКОСУР на правах полноправных членов может повлечь прекращение существования Андского сообщества в качестве отдельного торгового блока.

Интеграционные объединения могут быть классифицированы в зависимости от той или иной формы обеспечения экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и др.).

Сегодня основными формами латиноамериканской экономической интеграции являются зона свободной торговли и таможенный союз. Общий рынок как форма экономического сотрудничества латиноамериканских стран — явление не пол ностью сложившееся, а только формирующееся, несмотря на его провозглашение в уставных документах МЕРКОСУР и Андского сообщества.

За годы своего существования с 1991 г., когда был подписан Асунсьонский договор о создании Общего рынка стран Южной Америки, МЕРКОСУР достиг определенной международной значимости как участник международного общения прежде всего за счет своего экономического потенциала и роста. На сегодняшний день МЕРКОСУР реализует треть внешней торговли латиноамериканских стран и привлекает треть иностранных инвестиций в эту экономическую зону.

В Асунсьонском договоре закреплены три стадии сближения государств (создание зоны свободной торговли, таможенного союза и, наконец, общего рынка). Однако по оценке латиноамериканских специалистов, МЕРКОСУР в настоящее время представляет собой «таможенный союз со стремлением к общему рынку». Таким образом, первоначальная цель интеграции, заявленная в уставных документах, к сожалению, пока не достигнута.

Без сомнения, МЕРКОСУР — один из лидеров латиноамериканской интеграции. Однако в силу наличия противоречий внутри союза в отношении формы экономической интеграции процесс ее углубления испытывает трудности. Ссамого начала у партнеров не было единства по этому вопросу. Если Бразилия выступала за таможенный союз, то Аргентина и Парагвай склонялись к идее зоны свободной торговли в целях сохранения автономности и гибкости внешнеторговой политики, чтобы иметь право самостоятельно участвовать в переговорах с другими группировками и странами. До сих пор сохраняются некоторые барьеры во взаимной торговле, в основном это технические правила, фитосанитарные меры, налоговые и финансовые ограничения, таможенные и административные процедуры, действие монополий. Неравномерность экономического развития стран — членов МЕРКОСУР также тормозит развитие данного интеграционного объединения, так как Уругвай и Парагвай зависят от двух «гигантов» — Аргентины и Бразилии. Негативное действие оказывает и значительная политическая нестабильность внутри каждого из участников МЕРКОСУР.

В 2000 г. государства — участники МЕРКОСУР провозгласили новый этап развития, обозначив его как «восстановление МЕРКОСУР», который имеет своей целью укрепление таможенного союза как на «внутрикоммунитарном» уровне, так и во внешних отношениях. В своем программном документе государствачлены отразили важнейшие направления, которые должны служить укреплению Общего рынка стран юга (Направления укрепления общего рынка: доступность рынка; стимулирование инвестиций, экспорта, включая зоны со специальным режимом; общие таможенные пошлины; коммерческая безопасность; разрешение споров; защита институционального порядка МЕРКОСУР; инкорпорирование правовых актов МЕРКОСУР во внутреннее законодательство государств-членов; внешние связи).

Другое интеграционное объединение Латинской Америки — Андское сообщество с момента своего учреждения в 1969 г. прошло сложный путь развития от зоны свободной торговли к таможенному союзу и формируемому ныне общему рынку.

Успехи таможенного союза во взаимной торговле в рамках Андского пакта были минимальными. Основные причины неудач были связаны с проблемой внешнего долга (пик пришелся на 1982 г.) и спецификой положений Картахенского договора, в котором содержалось большое число исключений, лимитировавших эффект интеграции.

В 1989 г. на саммите в Галапагосе президенты стран-членов предприняли попытку оживить интеграционную группировку, подписав Декларацию Иса, нацеленную на консолидацию совместных усилий, укрепление внешних связей, объединение Латинской Америки на основе формирования общего рынка. В 1990 г. был подписан Ла-Плазский акт о формировании зоны свободной торговли.

В 1991 г. в Протоколе Барахоны была поставлена цель движения от поэтапной интеграционной зоны свободной торговли к общему рынку — Андскому сообществу. Среди мер по оживлению интеграционных процессов можно отметить принятие Протокола Кито (1995 г.), предусмотревшего реформирование институциональной структуры и создание Андского общего рынка в рамках концепции «открытого регионализма», укрепление экономических связей с Европейским Союзом.

Протокол Трухильо (1996 г.)24 также внес существенные изменения в институциональную структуру органов. Андский пакт был переименован в Андское сообщество, создана Андская система интеграции.

На современном этапе страны Андского сообщества в развитии интеграции руководствуются Руководящими принципами и Стратеги ей, принятыми в 2010 г. Кроме того, в июле 2011 г. на саммите в г. Лима (Перу) президенты Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу договорились об укреплении интеграции и придании ей нового импульса, которые должны быть основаны на анализе деятельности институциональной структуры и функционирования системы Андской интеграции. В ноябре того же года на саммите в г. Боготе (Колумбия) было ратифицировано соответствующее соглашение.

Современные государства находятся в поиске наилучших форм интеграционного сотрудничества, в связи с этим появляются новые формы и виды не только межгосударственных интеграционных объединений, но и сотрудничества между ними.

Например, заключаются международные договоры между несколькими интеграционными объединениями и создаются «мегаобъединения». Важным событием в развитии латиноамериканской интеграции можно считать создание в декабре 2004 г. Южноамериканского сообщества наций (УНАСУР), в состав которого вошли государства — члены МЕРКОСУР, а также страны — участницы Андского сообщества. УНАСУР согласно Декларации о создании отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза — в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.

В том же 2004 г. по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро был образован еще один новый союз — Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА)27. Цель альянса— содействие торговле и кооперации между его участниками.

Межгосударственные отношения МЕРКОСУР и Андского сообщества, складывающиеся на протяжении многих лет в направл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: