Экономические основы бизнеса.




РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ.

Экономические основы бизнеса.

Экономической основой бизнеса является частная собственность. Как известно, собственность - это отношения, складывающиеся между её субъектами по поводу присвоения средств производства и результатов труда. Отношение собственности на средства производства составляют основу системы производственных отношений любой экономической системы хозяйствования.

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе связаны с бизнесом. При всем многообразии видов и направлений деятельности людей -- от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства - общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.

Концепция - система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.

Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Такой подход весьма популярен в среде преподавателей американских университетов. Бизнес - это система ведения дела. Бизнес - создание продукции, нужной людям. Бизнес - это работа. Бизнес - это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес - это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес - это то, как мы живем. Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес - это непротиворечивое явление. Позитивная концепция абсолютизирует положительные аспекты бизнеса.

Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес- это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям.

В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм.

Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.

Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения этих противоречий. Напротив, противоречия, возникающие в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.

В рамках этой концепции можно выделить несколько направлений:

a. бизнес рассматривается как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается;

b. бизнес признается атрибутом любого типа экономики;

c. бизнес рассматривается как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;

d. бизнес рассматривается как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.

Прагматическая концепция в отличие от предшествующих, не идеализирует ни настоящее, ни будущее. При последовательном же распространении этой концепции на действующую экономику становится понятным, что наиболее правы те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отождествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой - рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека

Бизнес – наиболее всеобъемлющее понятие, т.к. это любой вид экономической деятельности приносящий материальную выгоду.

Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель прав и обязанностей, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.

Субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любыми типами и видами деловой деятельности, не запрещенной законом.

Деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, т. е. никакие различия в законодательстве государств не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения.

Под субъектом бизнеса понимается функциональная принадлежность данного субъекта и функциональная специализация его деятельности.

Субъектами бизнеса выступают:

- предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную инновационную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;

- коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

- индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;

- работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

- государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.), а также государственные служащие.

Бизнес рассматривается как явление, присущее исключительно рыночной экономике.

Бизнес представляется как одна из многих разновидностей человеческой деятельности, в основе которой лежит извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы людей

Составляющие идеи критической концепции бизнеса:

ü Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям

ü Бизнес всегда направлен на извлечение прибыли любым путем, причем получение прибыли субъектами бизнеса непременно оборачивается убытками других членов общества

ü Бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, большинство из которых имеет антагонистический характер

ü Бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом и потенциальный рассадник криминогенных процессов

ü Бизнес – исторически переходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики

Данная концепция послужила основой теории научного коммунизма.

Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Таким образом, бизнес - это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес - это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации.

Родовые признаки бизнеса:

1. Обмен деятельностью между субъектами экономики.

2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, и тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.

3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.

4. Необходимость отстаивания интересов.

5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся в способности принимать решения и идти на риск.

6. Способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.

7. Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения, с целью достижения наибольшей выгоды.

8. Способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения.

9. Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.

10. Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.

Наряду с родовыми бизнес имеет и видовые признаки, которые отражают особенности различных типов экономики. Все названные родовые признаки бизнеса, его стратегия, тактика в полной мере проявляются в современной рыночной экономике. Однако было бы наивным думать, будто они могут проявляться только так. Тем не менее, в условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, диктуемые товарно-денежными отношениями. Иные из них присущи бизнесу в тех формах экономики, где такие отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств, либо они имеют ограниченный характер распространения, либо, наконец, они существуют в извращенном виде, не соответствующем их внутренней природе.

Деловые интересы хозяйствующих субъектов. Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием экономических интересов.

Интерес - осознанная потребность, которая определяет деятельность человека.

Совокупность деловых интересов определяет цели, которые ставит перед собой каждый участник сделки. Таких целей две:

1. обеспечение относительно лучшего положения каждого участника сделки;

2. обеспечение других участников сделок товарами, услугами или работами для удовлетворения их потребностей.

Они определяются двумя совокупностями интересов участников сделки:

- эгоистическими притязаниями;

- общественными притязаниями.

Эгоистические интересы отражают положение каждого человека как независимого субъекта экономики, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и воспроизведению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики. Эти интересы выражаются в трех основных стратегических целях бизнеса:

1. Сохранить, упрочить и приумножить свою собственность.

2. Возместить затраты и получить максимальный доход.

3. Сохранить и укрепить свою личную конкурентоспособность как работника по сравнению с другими работниками.

Собственность - категория, которая выражает основное свойство всякой экономической системы. Это юридическая форма выражения отношений, объективно существующих между субъектами экономики, которые возникают в процессе присвоения каких-либо объектов. Присвоение - использование объектов для удовлетворения потребностей.

Основным мотивом предпринимательства является получение прибыли, ее максимизация.

Понятие «бизнес» означает любой вид экономической деятельности, приносящей материальную выгоду.

Предпринимательство – любая коммерческая деятельность, не запрещенная законом.

Основные виды предпринимательства

1. Производственный бизнес.

2. Торговый бизнес.

3. Бизнес в сфере услуг.

4. Непроизводственный бизнес.

В структурном плане бизнес подразделяется на крупный, средний и мелкий.

Основные источники финансирования бизнеса:

а) собственные средства (часть прибыли);

б) заемные (кредитные средства;

в) льготы в налогообложении;

г) дотации.

д) амортизационные отчисления и др.

Важную роль в развитии предпринимательства играют различные финансовые институты, в т.ч. оказывающие страховые услуги.

Бизнесмен – предприниматель, который занимается коммерческой деятельностью в целях получения дохода.

У каждого предпринимателя возникает необходимость:

- сформировать условия производства,

- организовать сам процесс производства товаров и услуг,

- организовать продажу произведенного продукта.

Производство - это процесс преобразования сырья, труда и капитала в товары и услуги. Постоянное возобновление процесса производства называется воспроизводством.

Индивидуальное воспроизводство - это повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства с целью создания товаров, получения доходов в рамках отдельного предприятия.

Современный бизнес - это не просто система, обладающая необходимыми признаками целесообразности, целостности, противоречивости и активности. Бизнес - это и внутренне регулируемая или саморегулирующаяся система. Предприниматели заинтересованы не только в свободном соперничестве друг с другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного поведения.

На определенном этапе экономического развития страны актуальным становится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны становится важным совершенствование производства на основе новых технологий, повышение эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент факторов экономического развития специалисты пересматривают свои подходы к бизнесу, вырабатывая его новые концепции. Конечно, они впитывают в себя и более ранние, доказавшие свою действенность. Это расширяет теорию и практику бизнеса.

Созданию благоприятного предпринимательского климата во многом способствует инфраструктура предпринимательства: союзы предпринимателей и ассоциации, консультационные и информационные центры.

К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:

1) стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;

2) льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или роста уже существующих;

3) меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых средств;

4) создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;

5) организацию консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;

6) наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, новаторских идей, ноу-хау;

7) упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);

8) повышение качества рабочей силы (образования, квалификации);

9) обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;

10) распространение таких социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, личная и групповая ответственность.

Считается, что отрицательное воздействие на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:

1) высокие налоговые ставки;

2) недостаточно высокий уровень субсидирования и размер инвестиций;

3) низкая норма накопления;

4) инфляция;

5) чрезмерное государственное регулирование;

6) низкий уровень образования;

7) враждебное отношение к частному сектору;

8) высокие расходы на содержание государственного аппарата;

9) рост доли сферы услуг;

10) изменение моральных ценностей;

11) психология исключительности.

Бизнес-идея - это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др.

Источниками новых идей могут быть:

1) отзыв потребителей;

2) продукция, выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации федерального правительства о патентах;

5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

 

2. Домашнее задание:

- составить краткий конспект по пройденному материалу,

- привести пример своей бизнес-идеи, в любой сфере деятельности,

- составить кластеры по пройденному материалу.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Рис.4 – пример Кластера

 

3. Отправить выполненную работу преподавателю

Критерии оценки конспекта:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц;

Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы;

Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц;

Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: