ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН




Лекция №2

 

Древнейшие государственные образования

На территории современной России (VI в. до н.э. - IX в.).

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Политические образования восточных славян.

2. Хазарский каганат.

3. Булгарское царство.

Заключение

 

В В Е Д Е Н И Е

Процессы классообразования и возникновения государственности у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

В условиях Среднерусской равнины с ее сравнительно бедными землями, которые к тому же нужно отвоевать у леса, с длинными и холодными зимами труд раба при аналогичном уровне развития производительных сил рентабельным быть не мог. Раб просто не окупил бы затрат на жилье, одежду, питание, охрану, для этого требовался более высокий уровень развития производительных сил, которого и достигли в европейской части России во второй половине 1 тысячелетия н.э. Но когда это случилось, возникла другая социальная проблема: высокоразвитые орудия производства исключали возможность применения труда человека, не заинтересованного в ее результатах. Таким образом, рабство у восточных славян было еще невозможно, а потом оно стало уже невозможно.

Существуют и другие объяснения непосредственного перехода многих народов от первобытнообщинного строя к феодализму (наличием сельской общины, заимствование феодального строя у своих более развитых соседей и др.).

Переход от первобытнообщинного строя к феодализму совершался эволюционно, постепенно, охватив длительный период. Это время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый из них неуклонно разлагался, второй, родившись, не получил широкого развития и только третий имел историческую перспективу.

Переходному периоду, который в науке получил различные наименования (варварский, дофеодальный, период становления феодализма и др.), были свойственны и соответствующие политические формы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Предки славян – праславяне прослеживаются по археологическим источникам по крайней мере на протяжении двух тысячелетий. Славян середины 1 тысячелетия источники называют по-разному. В античных источниках не упоминается даже термин «славяне». Впервые его встречаем у историка У1 в. Иордана, причем он называет «склавенов» также антами и венетами.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до 1Х в. крайне скудны. Предания старины далекой, рукописные свидетельства путешественников, участников военных походов доносят до нас описания славян, устройство их жизни, нравы, обычаи. В трактате «Стратегикон», который приписывается византийскому императору Маврикию (582-602), говорится, что: «...племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим правам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству и подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибивающимся к ним «иноземцам они относятся ласково...».

Древнейшим местом жительства славян в Европе, были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедетов и склавен были известны еще в готские и гуниские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне).

В начале своей исторической жизни русские племена занимали только область р. Днепра с его притоками, область озера Ильмень с его реками, а также лежащие в промежутке между Днепром и Ильменем верховья Зап.Двины и Волги. К числу русских племен, составляющих одну из ветвей великого славянского племени, принадлежали: поляне – на среднем Днепре, северяне – на р.Припяти, радимичи – на р.Соже, кривичи – в верховьях Днепра, Волги и Зап.Двины, словене – на оз. Ильмень. Между этими племенами вначале было очень мало взаимных связей; еще менее близости к ним было у окраинных племен: вятичей на р.Оке, волынян, бужан, дулебов на Зап. Буге, хорватов у Карпатских гор.

В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами. К числу соседей русских славян принадлежали также варяги. Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» славяне называли норманов, выходивших из Скандинавии. Такие выходцы стали появляться с 1Х в. среди славянских племен в виде военных и торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычи.

В первое время своей жизни на Днепре и Ильмене русские славяне сохраняли у себя патриархальный племенной быт. Они делились на известные уже нам племена, племя же состояло из родов, и, по старому выражению, жили наши предки «каждый своим родом и на своих местах, владея каждый родом своим».

Под именем рода разумелась совокупность родственных друг – другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых одним родовым старшиною.

Родовые старшины имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных случаях, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, не только слабела связь между родами, но распались и сами роды, делясь на самостоятельные семьи.

Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность заменялась собственностью семейной. Точно также перестала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи.

С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и не родные, - одинаково. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выбранных старейшин.

Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Так, бывало, в тех местах, куда одновременно шла колонизация от нескольких племен (например, в верхнем Поволжье, которое заселялось и от кривичей, и от вятичей).

Образование государственности у восточных славян и обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К УШ в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиление власти вождя и правящей верхушки. Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Дружина союза племен и ее предводитель-князь представляют не какой-то один конкретный род или племя, а интересы более крупного объединения. Это позволяет, в случае конфликтов, подняться выше родовых или племенных споров, выступить в качестве судей. Князь и его дружина, занимаясь военным делом профессионально, обеспечивают защиту и безопасность остального населения, тем самым предоставляя последним достаточную свободу в выборе рода занятий. Таким образом, у князя и дружины сосредоточиваются не только военные, но и часть судебных функций. Они выступают носителями новых организациях элементов – элементов государственности. В свою очередь, это ограничивает полномочия родовых и племенных старейшин, основанные на традициях и обычаях уходящего в прошлое уклада.

Форму общественных отношений славян в УП-УШ в.в. можно определить как «военную демократию». Термин этот был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии воспринят К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые соединяют воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя (наделенного еще судебными полномочиями), совет вождей и народное собрание (его особая роль как высшего органа власти).

Условия жизни общества меняются во многом и под воздействием экономических факторов. Совершенствуются орудия труда, вследствие этого растет производительность, появляются излишки материального производства, развивается торговля.

С развитием по русским рекам торгового движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали возникать большие города (Киев, Чернигов, Любег, Смоленск, Полоцк, Новгород и др.).

Появление городов, а с ними торговых иноземцев и военных дружин на Руси, колебало старый племенной быт русских племен еще больше, чем расселение на новых местах. Люди, собравшиеся в города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иного рода сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников.

Вместо патриархального соединения родичей нарождались социальные группы: людей военных, торговых, промышленных, которые зависели ужу не от родовладык, а от городских властей – князей и хозяев. И те люди, которые оставались в волостях на своих пашнях и лесных угодьях, тоже чувствовали на себе влияние городов с их торговлей и промыслами.

Так постепенно, изменялась жизнь славян. Из патриархального родового и племенного быта славяне постепенно переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием главных «старейших» городов в волости или княжества, в которых объединяли людей уже не родственные отношения, а гражданские и государственные.

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формировались и обычаи, т.е. устойчивые правила поведения. Постепенно часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела качества обычного права. В период военной демократии – это кровная месть за устройство родственников, способы заключения брака и порядок наследования, изгнание из общины за нарушение мира.

Каждая община за проступки всех своих членов. В пределах своего округа община ручалась за безопасность жизни и имущества своих собственных членов и пришельцев.

Органом судебной власти общины было народное собрание, называемое в источниках «вечем» или «громадою». В собрании принимали участие домохозяева (сходатаи, общие мужи). Братья и сыновья сходатаев, не имевшие самостоятельных хозяйств и женщины приглашались в народное собрание только для свидетельских показаний.

Постоянное место судебной деятельности веча называлось «колишем». Обсуждение и решение дел производилось под открытым небом. Для решения и исследования уголовных дел вече нередко собиралось на месте преступления или на месте, где находили труп убитого. Для решения споров о поземельной собственности вече собиралось на спорной земле.

При вынесении решения руководствовались неписанным законом, а древним вечевым правилом – обычаем. Особым уважением в общинных судах пользовалось мнение старцев.

Потерпевший от преступления имел право простить преступника либо кончить с ним дело добровольным соглашением. В случае отказа – требовать суда и наказания. Потерпевший самолично производил «обыск» - предварительное следствие, расспрашивал людей, заручался свидетелями и собирал всякого рода улики против «шкодника».

Перед собранием общины истец излагал свою жалобу и результаты произведенного им «обыска». Если же истец доказывал преступление, но не указывал преступника, то вече было обязано принять меры к обнаружению преступника, т.е. «гнать след».

Обычай древних славян языческой эпохи давал право пострадавшему в некоторых случаях убить преступника до суда. Такими преступниками были: явные убийцы, совершившие убийство при свидетелях, воры, пойманные на месте преступления.

Изменения, происходящие в общественной жизни, находили свое отражение и в новых правовых нормах.

Большинство современных ученых считает политические объединения славян племенными союзами, в УП-1Х в.в. происходит объединение их в союзы союзов (суперсоюзы). Это рассматривается учеными как прогрессивное развитие института родоплеменного строя. Как полагает академик Б.А. Рыбаков, возникновение союзов племен – завершающий этап родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.

Пути формирования древнерусской государственности видятся И.Я. Фроянову и его последователям также в процессе движения племенных славянских объединений к союзу этих объединений. Именно в политической организации этих социальных организмов и сосредоточены ростки государственности. Западные и восточные источники отмечают уже в У1 в. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов.

В недатированной части «Повести временных лет» рассказывается о том, что три брата – Кий, Щек и Хорив – образовали город в честь Кия на берегу Днепра. Положение Кия – особое, он олицетворял «свой город» в международных переговорах, «ходил к Царю городу» и «велику честь принял». В это время на смену старой организации приходит новая власть, летопись ее именует «княжением». По смерти братьев Кия стали их потомки держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое...» Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что главным формально юридическим признаком образования государственности на Руси является наличие наследственной княжеской власти, окончательно сформировавшейся в Х в.

Имеются также сведения о политических образованиях на Волыни под руководством Божа (1У в.) и Маджака (У1 в.), но нельзя с уверенностью сказать имели ли во всех этих случаях место государственные образования или догосударственные племенные союзы.

В УШ в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии, Славии, Артании, которые могут считаться протогосударственными объединениями. Первое располагалось в районе Киевской земли, второе – в районе озера Ильмень, местоположение третьего спорно. Некоторые исследователи отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшуюся на Таманском полуострове, другие же помещают ее на Востоке.

В 1Х в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название» Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

Происхождение слова «Русь».

В начальный период истории наших предков именуют обычно по названиям племен (или племенных союзов) в которые они объединялись – поляне, древляне, кривичи, вятичи и др.. Но в тоже время в источниках появляются, но в разных транскрипциях, слово «рос», «рус» и т.п.

В вопросе о происхождении слова «Русь» в науке идут споры, начавшиеся еще в ХУШ в. Существуют две основные точки зрения на вопрос о происхождении слова «Русь». Некоторые авторы (например, С.В.Юшков) считали, что первоначально этот термин имел чисто социальное значение, обозначал определенную социальную группу, при том привилегированную. К этому есть определенные основания. В источниках Русь ставится иногда в ряд других социальных групп. Так, Русская Правда говорит: «Положите за голову 80 гриван, паче будеть тужь или тиуна княжа; аще ли будет русин, или гридь, любо купець, либо тивун бояреск, либо мечник, либо изгой, ли словенин, то 40 гривен положити за нь».

Все же большинство исследователей склоняются к точке зрения об изначала этническомпроисхождении названного термина. Его связывают с определенными географическими названиями, в особенности с притоком Днепра, речкой Рось. Считают, что на этой реке жило одноименное племя, название которого перешло позже к племенному союзу, а потом распространилось и на все население Древнерусского государства.

Существует также мнение, что под Русью следует понимать варягов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора Р.Пайпса и в книге кембриджской преподавательницы Х.Дэвидсон.

Древнерусская народность является колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Мы не знаем точно, когда и как конкретно образовались первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В Германской хронике с 869 г. русские князья именуются – хаканами – царями, отмечается также наличие единства законов, т.е. определенного правопорядка.

Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского феодального государства.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

С конца УШ в. по южнорусским степям стала распространяться новая азиатская орда – хазары. Это было кочевое племя тюркского происхождения, но оно было непохоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южнорусских степях.

Этническое происхождение хазар неясно, вызывает в науке споры. Однако известно, что кроме коренного населения в Хазарии проживали многие выходцы из Средней Азии, Закавказья и даже Палестины.

Этническая пестрота страны обусловила и существование нескольких религиозных систем, притом в государстве признавалось их равноправие, существовала веротерпимость. В УШ в. среди них водворились из Закавказья промышленные евреи и арабы. Еврейское влияние здесь было так сильно, что династия хазарских каганов со своим двором, т.е. высшим слоем хазарского общества, приняла иудейство. Правда в пору упадка Хазарии, когда на нее давили с запада славяне, а с востока тюрии, хазарам пришлось отказаться от иудейства в пользу мусульманства. Это было условием помощи со стороны хорезм-шаха, правда, не спасшей Хазарию.

Раскинувшись на привольных степях по берегам Волги и Дона, хазары основали средоточие своего государства в низовьях Волги. Однако границы государства менялись на протяжении УШ-Х в.в., то заходя за Кавказский хребет, то продвигаясь на Запад, но основное ядро царства хазар размещалось между Черным и Каспийским морями.

Каганат имел последовательно три столицы, последнюю – город Итиль в низовьях Волги. Здесь столица скоро стала огромным разноязычным торжищем, где жили магометане, евреи, христиане и язычники.

Хазары скоро стали покидать кочевой быт и обращаться к мирным промыслам. У хазар существовало и земледелие, и кочевое скотоводство. Были и города, куда они на зиму перебирались с летних степных кочевий.

Во главе государства стоял монарх – каган (хакан). Имеются сведения о высших должностных лицах, а также, а также о судебной системе.

Существование различных религиозных учений обусловило и функционирование соответствующих им правовых систем. В Хазарии действовали иудейские, мусульманские, христианские суды, применявшие соответственно законы Моисея, шариат, христианское каноническое право. Был также специальный судья, который судил жителей, исповедовавших какие-либо другие вероучения.

В пору расцвета Хазарского каганата в УШ –1Х в.в. в зависимость от него попали и некоторые славянские племена, жившие близко к степям – поляне, северяне, вятичи. Об этом есть указание в «Повести временных лет». Но хазарское иго доставляло покоренным и большие экономические выгоды. С тех пор для них, как данников хазар, были открыты степные, речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам.

Под покровительством хазар по этим рекам пошла бойкая торговля из Преднестровья. Мы встречаем ряд указаний на успехи этой торговли. Арабский писатель Хордадбе, современник Рюрика и Аскольда, писавший не позже 870-хх г.г., замечает, что русские купцы возят товары из отдаленных краев своей страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них десятину (торговую пошлину), что те же купцы плавают по Волге, спускаются к хазарской столице, где властитель хазарский берет с них также десятину, выходят в Каспийское море, проникают на юго-восточные его берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Сколько поколений нужно было, чтобы проложить такие далекие и разносторонние пути с берегов Днепра и Волхова.

Нумизматическая летопись наглядно показывает, что именно в УШ в. завязалась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком. Но этот век был временем утверждения хазар в южнорусских степях; ясно, что хазары и были торговыми посредниками между этим Востоком и русскими славянами.

Хазарский каганат, ставший заметной силой в УП в,, достиг расцвета в УШ в. и пал в Х в. под ударами русских князей. Остатки каганата были сметены нахлынувшими в Хазарию кочевниками-половцами (Х1 в.). Хазарский каганат не имел прямых преемников, если не считать определенного влияния на Булгарское царство.

3. БУЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО

Сведения о болгарах в армянских и византийских источниках встречаются уже во П в. В У в болгары (булгары) создали племенной союз, охвативший значительную территорию по восточному побережью Азовского и Черного морей.

Исследователи считают болгар коренным населением этих мест. Однако этническое происхождение их спорно. Археологи отмечают, что антропологических болгар можно отнести и к монголоидному и к европеоидному типу.

С расцветом Хазарского каганата болгары попадают под его господство. Под воздействием хазар происходит и вытеснение болгар на запад и на север. Западная ветвь болгар уходит за Дунай и создает там свое государство. Уже в ходе движения на новые места, проходя через южные степи, болгары испытывают сильное славянское воздействие.

Другая часть болгар откочевала в сторону Волги, где в Х в. создалось теперь уже Булгарское царство. Этому способствовал упадок Хазарского каганата, до этого времени державшего болгар под своей властью.

Булгарское царство сформировалось на обширной территории, охватившей Среднюю Волгу, Каму, Белую и даже земли по реке Урал.

Булгары-кочевники пришли не на пустую землю, они захватили территории, заселенные оседлым земледельческим населением. В ходе формирования государства они и сами перешли на оседлый образ жизни, хотя пережитки кочевого быта еще долго сохранялись.

Подобно Хазарскому каганату Булгарское царство было полиэтничным. При этом булгары испытывали влияние как славян, так и тюрок. От последних они восприняли и мусульманство.

Имели в этногенезе и многочисленные финские племена Поволжья и Приуралья.

Столицей государства стал город Булгар, при впадении р. Камы в Волгу. Это был большой город с 10-тысячным населением. В Волжской Булгарии были и другие города, даже чеканившие свою монету.

Булгарское государство имело сложную форму государственного единства: в него входили в свою очередь четыре подвластных государства. Булгарский царь привил с помощью своих приближенных. Он сам выполнял и судебные функции. Суд осуществляли также назначаемые царем судьи. Вооруженные силы состояли из царской дружины и народного ополчения.

Государственные доходы складывались из налогов, торговых пошлин, выгодные условия для которых создавало государство над торговыми путями. По свидетельству восточных авторов, булгарские цари брали 10% с товаров, привозимых из Хазарии и Руси. Существовал и традиционный для того времени источник доходов – военная добыча.

О булгарском праве сколько-нибудь серьезных сведений до нас не дошло.

Государство волжских булгар оставило заметный след в судьбе многих поволжских и приуральских народов. В частности, поволжские историки уже давно отметили значение булгарского элемента в этногенезе казанских татар и в создании Казанского ханства.

Вопрос о перерастании булгарского государства из дофеодального в феодальное в науке спорен. Крупнейший исследователь проблемы А.П. Смирнов относил это событие к середине Х в. Ему следует современный татарский историк Г.М. Давлетшин. Но академик Б.Д. Греков относил победу феодализма в Волжской Булгарии, только к ХШ в.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Таким образом, европейские народы нашей страны пошли к государственности своим особым путем. Во второй половине 1 тысячелетия они создали политические образования переходного характера – государства периода формирования феодализма. Это были примитивные, слабо организованные системы, но они подготовили фундамент для создания других более развитых государств. От первобытнообщинного строя к феодализму перешли восточные славяне, хазары, болгары, подобную же картину можно наблюдать и у поляков, германцев, скандинавских народов и пр.

Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства, а совокупность правовых обычаев создала основу для системы древнерусского права.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: