Психобиологическая модель темперамента (М.К. Ротбар, Д.Дерриберри)




Роль генетических и средовых факторов в развитии психологических признаков

Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента

Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день. Основные признаки темперамента, называемые в работах отечественных и зарубежных авторов

1. Формально-динамический характер или стиль поведения.
2. Связь с биологическими подструктурами.
3. Генетическая обусловленность.
4. Проявление в раннем детстве.
5. Онтогенетическая стабильность.
6. Проявление в широком классе ситуаций (кроссситуативность).
7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.

Таким образом, под темпераментом понимаются формально-динамические особенности деятельности человека. Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека. Наследственная обусловленность является одним из критериев для отнесения какой-либо черты человека к чертам темперамента.

Роль генотипа в формировании выделенных А. Томасом и С. Чесс свойств темперамента

В этом плане одним из наиболее известных являете Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесе. Исследование было начато в 1957 г. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.

Было проведено лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес, 9 мес, 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.

Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции не характерны для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах.

Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента.

Близнецовые исследования в целом демонстрируют большее сходство МЗ близнецов по показателям, относящимся к эмоциональности, активности и общительности. Что касается ДЗ близнецов, то здесь во многих работах отмечается низкое сходство, включая отрицательные корреляции. Сравнение сибсов, родителей и детей, в том числе и в семьях с приемными детьми, дает неоднозначные результаты.

Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

Психогенетические исследования этих характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.

По всей видимости, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативности которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.

Трехкомпонентная структура темперамента (А. Басс и Р. Пломин)

Американские исследователиА. Басс и Р. Пломинрассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основными свойствами темперамента можно считатьактивность, эмоциональность и социабельность.

Активность представляет собой проявление общего энергетического уровня в моторике. Об активности свидетельствуют три показателя — темп движений, интенсивность и выносливость испытуемого. О темпе реакций (основном показателе активности) можно судить по быстроте движений. Люди, обладающие высоким темпом, всегда спешат, у них быстрая речь, стремительные движения, они ходят быстрее, чем другие, не могут долго сидеть на одном месте и т.д. Интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений. Люди, которые имеют высокий уровень этого показателя, громко стучат в дверь и широко ее распахивают. У них железное рукопожатие, громкий голос, выразительная жестикуляция; Третий показатель - выносливость - свидетельствует о способности долго оставаться активным, не уставать.

Эмоциональность рассматривается авторами как проявление двух негативных эмоций - страха и гнева. О страхе судят по интенсивности длительности воздействия (то, что испугало, уже давно исчезло, а страх остался); по разнообразию ситуаций, которые вызывают страх (одни боятся змей, другие - не только змей, но и собак, ос и черных кошек); по физиологическим реакциям, свидетельствующим о состоянии активации. Гнев, так же как и страх, определяется по интенсивности стимула, необходимого для возникновения эмоций, а кроме того - по длине латентного периода (сколько времени проходит между стимулом, вызвавшим реакцию, и появлением реакции) и по продолжительности реакции.

Социабельность (или общительность) - обнаруживается в желании быть среди других людей. Люди с высокой социабельностью избегают одиночества, легко знакомятся с другими людьми, предпочитают деятельность, связанную с общением.

Проявление трех этих свойств темперамента может меняться под влиянием внешних воздействий, однако возможности влияния на разные свойства не одинаковы: больше всего подвержены научению внешние проявления эмоциональности: а меньше всего — активности.

Психологи Гарвардского (Дж. Кэган, Н. Снидман) и Йельского (Дж. Резник) университетов считают основными параметрами темперамента высокую или низкую заторможенность При сравнении внутрипарного сходства близнецов по заторможенности М3 близнецы обнаружили большее сходство, чем Д3, во всех трех возрастах, что свидетельствует о генетической обусловленности заторможенности: наследуемость определяла более половины индивидуальных различий по заторможенности, несколько снижаясь с возрастом. Таким образом, в этом направлении исследований темперамента в качестве основного показателя темперамента называют заторможенность, связанная с реакциями ребенка на новую и незнакомую ситуацию, и продемонстрирована связь этой характеристики с генотипом.

 

Психобиологическая модель темперамента (М.К. Ротбар, Д.Дерриберри)

Авторы этого подхода, М.К. Ротбарт и Д. Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения.

 

К свойствам темперамента авторы относят:

1) реактивность – результат реакции активации, проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной и эндокринной систем;

2) саморегуляция – динамические особенности поведения, которые снижают или повышают активизацию и показатели реактивности. К числу таких особенностей относится приближение-удаление, т.е. желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, - избежать контакта с ним [4].

 

Свойства темперамента совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-Йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента [3].

 

В рамках этого подхода также проводились близнецовые исследования. Существенные различия во внутрипарном сходстве М3 и Д3 близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций [4].

 

Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляция (приближение и удаление), рассматриваемые в психологии биологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом [3].

Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: