ИСТОРИЯ
И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Методические рекомендации по подготовке к зачету
для студентов 1-го курса Института подготовки государственных и
муниципальных служащих Академии ФСИН России
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Квалификация выпускника «магистр»
Факультет: Категория обучающихся: | Институт подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России студенты | ||
Курсы: |
| ||
Рязань 2015
ББК 67.3(2) р30
И 90
С.М. Воробьев
И-90 История и методология юридической науки: методические рекомендации по подготовке к зачету / авт.-сост. С.М. Воробьев. – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. – 15 с.
Методические рекомендации по подготовке к зачету составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и Положением о порядке разработки и утверждения образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры в Академии ФСИН России, утвержденным приказом Академии ФСИН России 06.08.2014 № 569.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории государства и права, международного и европейского права 15 октября 2015 г., протокол № 14.
Начальник обеспечивающей кафедры кандидат юридических наук | Д.А. Толченкин |
Учебно-методическое издание
ИСТОРИЯ
И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать 00.00.00 Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 1,2 Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 67.0 р30 © С.М. Воробьев 2015 © Академия ФСИН России, 2015 |
Пояснительная записка
|
Целью освоения учебной дисциплины«История и методология юридической науки» является получение представлений об основных этапах развития юридической науки, ее специфики и научной методологии, различных подходов к анализу особенностей научного познания, навыков работы с применением различных научно-исследовательских методов.
Основные задачи освоения учебной дисциплины:
1. уяснение содержания основных понятий, связанных со спецификой юридической науки и ключевыми этапами ее развития, классическими и неклассическими типами научной рациональности;
2. освоение понятийно-категориального и методологического аппарата научно-исследовательской работы;
3. развитие способностей, дающих возможность углубить понимание современной юридической науки.
Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» относится к циклу базовых дисциплин (М2 Б2) и основывается на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин в рамках полученного уровня образования – бакалавриат или специалитет.
До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: знать систему российского права, историю правовых и политических учений; уметь квалифицировать юридические нормы, ориентироваться в источниках права; владеть навыками составление юридических документов.
|
Изучение учебной дисциплины базируется на твердых знаниях по ранее изученным учебным дисциплинам, навыках применения норм права, общем представлении о научно-исследовательской деятельности и преподавании права.
Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, являются основой при написании научно-исследовательской работы, а также в практической деятельности магистра юриспруденции.
Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» изучается на 1 курсе в логической и содержательно-методической взаимосвязи с учебной дисциплиной «История политических и правовых учений».
Процесс изучения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» формирует общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для самостоятельного и эффективного осуществления профессиональной деятельности юриста:
– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-01);
– способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-02);
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-03);
– компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-05).
– способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-02);
|
– способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-07);
– способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-08);
– способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
– способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
– способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
– способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15);
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
– юридические типы научного познания;
– понятие и принципы методологии юридической науки;
– методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания;
– современные представления о научном познании;
– юридическое познание как деятельность;
– различные стили и образы юридического познания.
Уметь:
– применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права;
– для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы.
Владеть:
– методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем.
Общая трудоемкость учебной дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Формы контроля:
для очной формы обучения – зачет.
для заочной формы обучения – контрольная работа, зачет.
При подготовке к зачету не стоит пытаться заучивать отрывочно ответы на отдельные вопросы, приведенные в программе курса. Студенту следует изучать каждую тему системно и комплексно, осознав тематически общее и специфическое содержание и значение каждого из представленных здесь вопросов. После проработки содержания всех тем курса целесообразно еще раз обратить внимание на наиболее сложные вопросы, уяснение которых требует дополнительных усилий.
Студент должен понимать, что необходимые познания в предметной сфере истории и методологии юридической науки он может получить, только приложив к этому нетривиальные целенаправленные усилия. Добросовестное изучение рекомендованного материала, учебной и дополнительной литературы, первоисточников, систематическая подготовка к каждому занятию при возможно более адекватной самостоятельной проработке всех вопросов той или иной темы, позволят магистранту не только выйти на такой уровень знания предмета названной учебной дисциплины, который не только обеспечит положительную образовательную оценку, но и приобрести такие фундаментальные знания, которые, несомненно, в дальнейшем будут ему полезны как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Форма проведения зачета определяется кафедрой. Поэтому большую помощь в усвоении программы курса призвана сыграть рабочая программа учебной дисциплины, которая позволяет уяснить основные вопросы по каждой теме, а также определяет объем знаний, который должен усвоить каждый магистрант.
Зачет по дисциплине «История и методология юридической науки» сдается в устной форме. Для подготовки обучающихся к зачету кафедрой разрабатывается перечень вопросов по разделам и темам, выносимым на зачет.
Для проведения зачета на кафедре разрабатываются билеты, количество которых должно быть больше числа экзаменуемых в учебной группе не менее чем на 10 %.
Материалы для проведения зачета (билеты, рабочая программа учебной дисциплины, практические задания, материальное обеспечение, необходимое для проведения экзамена, справочные пособия, разрешенные для использования на зачете и т.п.) обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заместителем начальника образовательного учреждения по учебной работе не позднее, чем за 10 дней до зачета.
Предварительное ознакомление обучающихся с билетами не допускается.
Зачет, как правило, принимается преподавателем проводившим семинарские занятия в данной учебной группе.
В аудитории (учебном кабинете), в которой проводится зачет, предусмотрено наличие рабочих программ учебной дисциплины (модуля), зачетная ведомость, два комплекта билетов (для экзаменуемых и для экзаменатора), маркированные листы бумаги для записей ответа на билет, необходимые справочные материалы, не содержащие прямого ответа на вопросы экзаменационного билета.
Для подготовки к ответу на зачете обучающемуся отводится не менее 30 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени магистрант отвечает на поставленные в билете вопросы;
прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение – ответ не по существу вопроса билета;
по окончании ответа на вопросы билета преподаватель, принимающий зачет может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет, в том числе по темам, пропущенным обучающимся;
если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется «не зачтено»;
оценка по результатам зачета объявляется обучающемуся и вносится в зачетную ведомость, зачетную книжку, а учебным отделом (факультетом) – в учебную карточку, сводную ведомость;
«не зачтено», «не явился» в зачетные книжки не вносятся;
после ответа на все вопросы обучающийся сдает билет и конспект (тезисы) ответа;
обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на зачете могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на зачет разделов учебной дисциплины (модуля).
При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся, уровня сформированности компетенций на зачете учитывается также их текущая успеваемость по учебной дисциплине (модулю), участие в работе на семинарских, практических, лабораторных и других видах учебных занятий, уровень выполнения письменных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости преподаватель, принимающий зачет может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины (модуля), по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий).
Во время подготовки к промежуточной аттестации проводятся групповые консультации. Основная задача группового консультирования – подробное либо углубленное рассмотрение некоторых вопросов теоретического курса, освоение которых, как правило, вызывает затруднение у части обучающихся. По желанию обучающихся возможно вынесение на обсуждение дополнительных вопросов, вызывающих у них особый интерес, которые не получили достаточного освещения в лекционном курсе.
Для подготовки к зачету по дисциплине «История и методология юридической науки» рекомендуется основываться на основных положениях тем и разделов, составляющих содержание дисциплины и изложенных в рабочей программе учебной дисциплины.
Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки обучающихся к промежуточной аттестации (зачету)
1. Понятие и критерии научного знания.
2. Знание и методология.
3. Предмет истории и методологии юридической науки и профессиональное правосознание юриста.
4. История и методология юридической науки и философия права.
5. История и методология юридической науки и история политических и правовых учений.
6. Методология юридической науки и юридическая техника.
7. Традиционализм и рационализм как методологические установки интерпретаций социальной эволюции.
8. Разрыв с традиционализмом в контексте генеалогии методологии права.
9. Историзм и историцизм в западной политико-правовой науке.
10. Особенности и достижения индийского традиционализма.
11. Философско-методологическое своеобразие буддизма и индуизма.
12. Традиционалистские способы обоснования принципов социального регулирования в Древнем Китае.
13. Методологический аспект учения Конфуция о государстве и праве.
14. Методологические основания легистской теории права.
15. Методология обоснования социального и нравственного должного в эпосе Гомера и Гесиода.
16. Обоснование оптимальной политико-правовой модели в пифагорейской философии.
17. Софисты: окончательный переход к рациональному интерпретированию законов социальной практики.
18. Гносеологические начала учения Платона.
19. Гносеологические предпосылки формирования учения Аристотеля о государстве и праве.
20. Развитие Аристотелем представлений о познании природы государственно-правовых явлений.
21. Рационально-этический детерминизм Сократа и его значение для Западной традиции права.
22. Историцизм и социальная инженерия Платона.
23. Методология морфологии государственности Полибия.
24. Основные направления поисков в античной методологии познания политико-правых явлений после Аристотеля.
25. Сравнительная характеристика методологически подходов киников, эпикурейцев и стоиков.
26. Гносеологические аспекты учения Цицерона о государстве и праве.
27. Редукция научной методологии и развитие юридической техники римскими юристами.
28. Первохристианская альтернатива рационалистическим политико- правовым исканиям античности.
29. Коренной переворот в отношении христианства к публичной власти и законам и его методологическое значение.
30. Философско-теологическое обоснование политико-правового должного в учении Августина Блаженного.
31. «Христианский стоицизм» Боэция в соотношении с гуманистическими принципами научной методологии периода Возрождения.
32. Герметическая и эзотерическая традиция в контексте средневековой методологии государства и права.
33. Духовные, гносеологические и социально-исторические предпосылки становления русской политической и правовой культуры.
34. Эволюция методологии русской политической и правовой мысли в ХV-XVI веках.
35. Методологическое измерение и значение теории «Москва - Третий Рим».
36. Папская революция и расцвет христианской схоластики в политико-правовом измерении.
37. Методология права Ф. Аквинского.
38. Методологическая редукция католицизма Лютер и Кальвин: политико-правовой аспект.
39. Методология западноевропейского гуманизм: сущность и основные установки.
40. Методологический феномен Марсилия Падуанского.
41. Методология права Никколо Макиавелли и «макиавеллизм».
42. Методологические начала первых социально -политических утопий.
43. Методологический «униформизм» правовых теория Нового времени Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс.
44. Методологическое обоснование Дж. Локком опорных принципов конституционализма.
45. Методология социальной философии Просвещения Дидро, Гольбах, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
46. Философско-методологические основания учения Ш. Монтескье.
47. Методологическое значение трактата Ш. Монтескье «О духе законов».
48. Методология апологетики просвещенного абсолютизма: от С. Полоцкого до «Наказа» Екатерины II.
49. Концептуально-методологическая самобытность учения Дж. Вико.
50. Трансцендентальная методология морали и права у И. Канта.
51. Методология обоснования правового государства у И. Канта.
52. Диалектика права и государства Гегеля.
53. Историческое значение гегелевской методологии познания государственно-правовых явлений.
54. Научная методология утопического социализма Сен-Симона, Фурье, Р. Оуэна.
55. Диалектико-материалистическая методология государства и права: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
56. Методология юридического позитивизма Дж. Остин, К. Бергом, Г.Ф. Шершеневич.
57. Развитие методологии права в России в контексте обоснований конституционного и радикального реформизма на рубеже XIX века.
58. Методология права Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева.
59. Философско-методологическое своеобразии позиции Н.А. Бердяева.
60. Методология права И.А. Ильина.
61. Методология права В.С. Соловьева и С.Н. Булгакова.
62. Неклассическая методология права: понятие и основные решения.
63. Методологическое своеобразие социологических теорий права и государства Х1Х века Р. Иеринг, Л. Гумплович, Г. Еллинек, Э. Эрлих.
64. Методологическое своеобразие психологических учений о праве и государстве Ф. Ницше, Л.И. Петражицкий.
65. Постнеклассическая методология: сущность и применимость к познанию права.
66. Юридическая герменевтика: понятие, значение, основные решения.
67. Методология права в феноменолого-коммуникативном подходе.
68. Постструктурализм и методология права.
69. В поисках новой парадигмы политико-правового мышления: экологическая методология В. Хёсле.
70. Методология познания и обеспечения прав и свобод человека.
71. Конституционализм и методология права.
72. Эпистемологический анархизм и полнота выбора применительно к праву.
73. Методология информационного права.
74. Этос науки и методология права.
Литература
Основная литература
1. Сырых, В. М. История и методология юридической науки: учебник по программам магистерской ступени образования / В. М. Сырых. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 464 с.
2. Денисов, Ю. А. История и методология юридической науки: учебник / Ю. А. Денисов, И.Л.Честнов. – М.: ИВЭСЭП, 2014. – 564 с.
3. Сорокина, Ю. В. Актуальные проблемы теории и философии права. Курс лекций. / Ю. В. Сорокина. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2013. – 303 с.
4. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 282 с.
Лазарев, В. В. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / В. В. Лазарев, С. В. Липень / Под ред. А. В. Корнев, – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 496 с. Режим доступа: http: // www.znanium.com
5. Михалкин, Н. В. История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Михалкин / Под ред. С. С. Антюшина. – М.: РАП, 2013. – 392 с. Режим доступа: http: // www.znanium.com
Дополнительная литература
6. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина / Аврелий Августин – М., 1991. – 546 с.
7. Азаркин, Н. Юристы-софисты / Н. Азаркин // Рос. юстиция. – 2002. – № 6. – С. 64–65.
8. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – Т. 1: Античность. Восточные цивилизации: учеб. пособие / Л. Р. Сюкияйнен. – М.: Мысль, 1999. – 750 с.
9. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – Т. 2: Европа: V-XVIII вв.: учеб. пособие / Л. Р. Сюкияйнен. – М.: Мысль, 1999. – 595 с.
10. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – Т. 3: Европа. Америка XVII-XX вв.: учеб. пособие / Л. Р. Сюкияйнен. – М.: Мысль, 1999. – 547 с.
11. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – Т. 4: Россия: XI-XIX вв.: учеб. пособие / Л. Р. Сюкияйнен. – М.: Мысль, 1999. – 732 с.
12. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – Т. 5: Россия: конец XIX-XX вв.: учеб. пособие / Л. Р. Сюкияйнен. – М.: Мысль, 1999. – 693 с.
13. Аристотель.Политика / Соч.: в 4 т. / Аристотель – Т. 4. – М., 1983. – 644 с.
14. Арзамасов, Ю. Г. Мониторинг в правотворчестве. Теория и методология: монография / Ю. Г. Арзамасов, Я. Е. Наконечный. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 195 с.
15. Арсанукаева, М. С. Масхабы – школы исламской правовой мысли / М. С. Арсанукаева // Современное право. – 2004. – № 7. – С. 52–59.
16. Батиев, А. В. Закон и право в философии Аристотеля / А. В. Батиев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2004. – № 3. – С. 165–178.
17. Батиев, А. В. Закон и справедливость в философии Платона / А. В. Батиев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. – № 5. – С. 164–174.
18. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях: биографический очерк / Ч. Беккариа. – М., 1939. – 464 с.
19. Бем-Баверк, Е. Теория Карла Маркса и ее критика / Е. Бем-Баверк. – СПб., 1887. – 518 с.
20. Березко, В. Э. Ленинское понимание проблем государства и права / В. Э. Березко // История государства и права. – 2008. – № 9. – С. 34–36.
21. Бессонов, Б.Фашизм: идеология, политика / Б.Бессонов – М., 1985. – 279 с.
22. Борисов, А. В. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития [Электронный ресурс]: монография / А. В. Борисов, А. В. Корнев, Л. А. Петручак. – М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 208 с. Режим доступа: http: // www.znanium.com
23. Васильев, А. М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категории теории права: монография / А. М. Васильев. – М.: Юрид. лит., 1976. – 264 с.
24. Вележев, С.С. Методология изучения явления юридического казуса и его соотношения с нормой права / С. С. Вележев // Человек: преступление и наказание. – 2007. – № 3. – С.62– 64.
25. Гегель, Г. В. Философия права / Г. В. Гегель. – М., 1990. – 323 с.
26. Глушаченко, С. Б. Политико-правовое учение Б. А. Кистяковского / С. Б. Глушаченко // История государства и права. – 2006. – № 5. – С. 24–25.
27. Гоббс, Т. Левиафан или история, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. – М., 1990. – 478 с.
28. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. – М., 1957. – 868 с.
29. Добрынин, Н. М. Юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень / Н. М. Добрынин // Государство и право. – 2007. – № 1. – С.11–17.
30. Дорохин, В. М. Индивидуальное и универсальное как зеркало вечного противостояния в философии: монография / В. М. Дорохин; Ассоц. Юрид. центр. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. – 390 с.
31. Зиньков, Е. Н. Исторические традиции в процессе развития западноевропейских политико-правовых учений в теории наказания в XVIII–XIX вв. / Е. Н. Зиньков // Вестник Воронежского колледжа ФСИН России: сб. науч. тр. – Воронеж, 2005. – Вып. № 3. – С.47–52.
32. Иеринг, Р. Борьба за право / Р. Иеринг. – М., 1991. – 71 с.
33. Кабакин, В. Наука и практика: лицом к лицу / В. Кабакин // Преступление и наказание. – 2011. – № 8. – С.6–8.
34. Кампанелла, Т. Город Солнца / Т. Кампанелла. – М., 1954. – 360 с.
35. Кант, И. Метафизические основы учения о праве / И. Кант // Соч.: в 6 т. М., 1966. – Т. 4. – Ч. 2. – 544 с.
36. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление: практ. пособие / И. Н. Кузнецов.– М.: Дашков и Ко, 2008. – 457 с.
37. Ленин, В. И. О государстве / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 39. – 399 с.
38. Локк Дж. Два трактата о государственном правлении / Дж. Локк // Соч.: в 3 т. –М., 1988. – Т. 3. – 406 с.
39. Луковская, Д. И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): Аристотель / Д. И. Луковская// История государства и права. – 2008. – № 16. – С. 36–40.
40. Луковская, Д. И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): Платон / Д. И. Луковская// История государства и права. – 2008. – № 15. – С. 30–34.
41. Луковская, Д. И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): Сократ / Д. И. Луковская // История государства и права. – 2008. – № 14. – С. 30–32.
42. Лялин, В. М. А. М. Курбский о форме правления (XVI в.) / В. М. Лялин // Актуальные проблемы российского права. – 2008. – № 3. – С. 24–31.
43. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли / Избр. произведения. – М., 1982. – 323 с.
44. Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 4. – 72 с.
45. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Избр. произведения. – М., 1955. – 673 с.
46. Оуен, Р. Избранные сочинения / Р. Оуен – Т.1. – М.; Л., 1950. – 768 с.
47. Перунова, В. Л. Теоретико-методологические и сущностные аспекты современной правовой системы России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 / В. Л. Перунова; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2005. – 21 с.
48. Платон. Государство. Политик. Законы / Платон // Соч.: в 3 т. – Т. 3. – Ч. 1. – М., 1971. – 289 с.
49. Посошков, И. Т. Книга о скудности и богатстве / И. Т. Посошков. – М., 1951. – 407 с.
50. Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев.– М., 2012. – 110 с.
51. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре / Ж.-Ж. Руссо // Трактаты. – М., 1969. – 348 с.
52. Сен-Симон, А. Избранные сочинения / Сен-Симон А.– Т. 1. – М.,1948. – 486 с.
53. Синченко, Г. Ч. Логика диссертации: учеб. пособие / Г. Ч. Синченко. – М.: ФОРУМ, 2013. – 287 с.
54. Спиноза, Б. Политический трактат / Б. Спиноза // Избр. произведения. – Т. 2. – М., 1957. – 610 с.
55. Суворов, Л. К.Государственно-правовая доктрина В. Ульянова (Ленина): учеб. пособие / Л. К. Суворов; Юрид. ин-т МВД России. – М., 1994. – 416 с.
56. Тихонов, В. А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты: учеб. пособие для вузов / В. А. Тихонов, В. А. Ворона. – М.: Горячая линия - Телеком, 2009. – 296 с.
57. Третьякова, О. Д. Методология конвергенции права / О. Д. Третьякова // Вестник Владимирского юридического института. – 2009. – № 4. – С.143–150.
58. Тодосийчук, А. Наука как объект государственного регулирования / А. Тодосийчук // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 1. – С.8– 17.
59. Франклин, Б. Избранные произведения / Б. Франклин. – М., 1956. – 632 с.
60. Фурье, Ш. Избранные сочинения / Ш. Фурье. – М., 1951. – 91 с.
61. Чаадаев, П. Я. Статьи и письма / П. Я. Чаадаев. – М., 1989. – 624 с.
62. Собрание законодательства Российской Федерации.
63. Вестник Московского университета: журн.
64. История государства и права: журн.
65. Государство и право: журн.
66. Журнал российского права.
67. Правоведение: журн.
Нормативно-правовые акты
68. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Междунар. защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит.,1990. – С. 14–20.
69. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Междунар. защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 32–53.
70. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г. // Междунар. защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 319–325.
71. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. // Междунар. защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 109–124.
72. Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» // Международная защита прав и свобод человека. – М.: Юрид. лит., 1990. – С. 131.
73. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. // Междунар. защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990. –С. 290–318.
74. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. (Ч. 5) // Сов. юстиция. –1991. – № 14. – С. 24–25.
75. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г. // Международное сотрудничество в области прав человека: док. и материалы. – М.: Междунар. отношения, 1993. Вып. 2. – С. 518–529.
76. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Рос. газ. – 1995. – 5 апр.
77. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. // Рос. газ. – 1995. –5 апр.
78. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам. Комментарий к тексту Европейских пенитенциарных правил: сб. конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов. / под ред. А.Я. Гришко – Рязань: Академия ФСИН России, 2008. – С. 58–96.
79. Конституция Российской Федерации: [офиц. текст]. – М.: Омега-Л, 2012. – 39 с.
80. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 Ст. 1316, 1317 (в ред. Федер. закона от 27 сентября 2009 г. № 223-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1993. – № 33.
81. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 декабря 2008.
№ 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 52. – Ст. 6228.
82. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 43. –Ст. 5544.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] / Российская газета. – Режим доступа: www.rg.ru
2. Официальный сайт Библиотечных каталогов [Электронный ресурс] / Библиотечные каталоги. – Режим доступа: https://www.benran.ru/Lib_kat.htm
3. Официальный сайт Российской Государственной библиотеки [Электронный ресурс] / Российская Государственная библиотека – Режим доступа: https://www.rsl.ru
4. Официальный сайт Юридической научной библиотеки [Электронный ресурс] / Юридическая научная библиотека. – Режим доступа: https://www.lawlibrary.ru
5. Официальный сайт Каталога образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Каталог образовательных ресурсов – Режим доступа: https://window.edu.ru/window
6. Официальный сайт Минюста России [Электронный ресурс] / Министерство юстиции. – Режим доступа: www.minjust.ru
7. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс] / ФСИН России. – Режим доступа: www.fsin.ru
8. Официальный сайт Академии ФСИН России [Электронный ресурс] / Академия ФСИН России. – Режим доступа: www.apu-fsin.ru
9. Официальный сайт Дистанционного обучения, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы [Электронный ресурс] / Дистанционное обучение, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы – Режим доступа: https://teachpro.ru/
11. Официальный сайт правового портала [Электронный ресурс] / Правовой портал. – Режим доступа: www.law.edu.ru.
12. www.consultant.ru Справочно-правовая Система «КонсультантПлюс».
13. СПС Гарант v.7 - Справочно-правовая Система.
14. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки ЭБД РГБ. Включает полнотекстовые базы данных диссертаций. https://diss.rsl.ru.
15.www.iqlib.ru Электронная библиотека образовательных и научных изданий Iqlib.
16. https://www.cir.ru Университетская информационная система Россия. УИС РОССИЯ.
17. www.public.ru Интернет-библиотека СМИ Public.ru.
18. www.znanium.com Электронно-библиотечная система.