Комический трюки подразделяются на проходные и сюжетные.




Основные признаки эстрадного номера.

1. Ограниченные временные рамки – в пределах 10 мин 9больше 10-15 мин это уже блок). Номера складываются в блоки номеров, в эпизоды – формирующее мероприятие.

оптимальное время номера -3.5 – 6 мин.

Публика настроена на постоянную смену впечатлений, сюжетов, артистов, ритмов, выразительных средств, т.е. на постоянную смену номеров.

Короткометражность номера заставляет режиссера мыслить краткой и яркой формой, отбрасывая все идеи, воплощение которых требует продолжительного времени.

Самостоятельность и завершенность.

Представляет собой самостоятельное и законченное произведение искусства со своей экспозицией, завязкой, развитием, кульминацией, развязкой, финалом. С раскрытием темы и использованием выразительных средств, присущих данному жанру.

Номер может быть показан как отдельно, так и в различных программах и концертах.

Приспосабливаемость и универсальность.

Самостоятельность и законченность обуславливают то обстоятельство, что номер может играться на любой площадке и в любых условиях.

Мобильность.

Может видоизменяться, в определенных пределах трансформироваться в зависимости от размера, состояния и типа эстрадной площадки, состава и численности той публики, перед которой выступает артист, от задач, стоящих перед номером и от замысла общей программы.

5. Импровизационность в соответствии с условиями, в которых играется номер. Импровизационность обусловлена главным образом поведением публики и ее составом.

6. Лаконичность – один из определяющих признаков эстрадного номера. В эстрадном номере конкретная узкая тема. Особый отбор конкретных, подчеркивающих идейность выразительных средств. Концентрация внимания публики на деталях. Возможно не сложное сценическое оформление.

7. В режиссуре номера большое значение имеют яркость, зрелищность, остроумие, трюк.

8. Высокая концентрация содержания – за малое время максимальное количество художественно-оформленной информации, с целью эмоционально-эстетического воздействия.

9. Новизна материала и его подачи. Каждый раз по-новому осмысливать и подавать материал, не бояться экспериментировать. Важен неожиданный ракурс в отражении того или иного явления действительности.

 

Концертный и эстрадный номер.

Эстрадный номер отличается от концертного использованием специфических выразительных средств эстрадного жанра или их комплекса.

Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эстрадном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из одних только концертных номеров. В него могут входить номера филармонических жанров (концертные номера) – художественное чтение, сцена из драматического спектакля, исполнение классических музыкальных произведений.

Короткие выступления, не обладающие комплексом признаков эстрадного номера, являются концертным номером.

Например, если скрипач исполняет «Чардыш» - это концертный филармонический номер. Если во время исполнения он жонглирует скрипкой, а в конце она «взрывается» (цирковой трюк), то это – эстрадный номер. Или исполняет композицию на пиле или художественным свистом.

Литературная эстрада имеет 2 ярко выраженных направления:

1. Филармоническое, где мастера художественного слова, чтецы выступают с концертными номерами или программами;

2. Эстрадное, где артисты-речевики выходят к публике с эстрадными номерами или программами.

 

Репертуар чтеца строится на основе самых различных литературных жанрах (рассказ, повесть, фрагмент, стихотворение, поэма и т.д.).

Литературная основа речевых жанров эстрады – материал, написанный специально для эстрады (монолог, фельетон, скетч и т.д.).

Отличительной чертой является способ существования актера, манера подачи материала, различный характер общения со зрительным залом.

Формы и типы эстрадных номеров делятся на жанры, объединенные в группы:

- разговорные: фельетон, басня, реприза конферанса, речевая пародия, скетч, миниатюра, куплет, буриме, рассказ, монолог.

- музыкально-песенные: инструментальное исполнение, вокальное, песня.

- танцевально-пластические: танец, пляска, акробатический номер.

- оригинальные: пантомима, эксцентрика, клоунада, иллюзион, акробатический этюд, фокусы, буффонада, тантамарески, игра на необычных музыкальных инструментах.

 

Речевые жанры.

· Конферанс (парный конферанс) – искусство ведения концерта и импровизированного диалога со зрительным залом.

· Монолог в образе – сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится «от маски», поэтому более верно «эстрадный монолог в образе».

· Фельетон – социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению.

· Музыкальный фельетон – содержит в себе черты монолога и фельетона, с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальном инструменте или музыкальное сопровождение. Разнообразен по эмоциональному воздействию.

· Скетч – маленькая пьеса, с использованием небольшого количества действующих лиц с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так и в моделях поведения (чиновник, гаишник, продавщица и т.д.). отличается тем, что в структуре несколько сюжетных поворотов.

· Эстрадный диалог – место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, реально идущий концерт. Текст насыщен репризами.

· Эстрадный бытовой рассказ – в качестве основы используются произведения, не написанные специально для эстрады. Отличается прямым обращением в зрительный зал. Придуманная история рассказывается как случай, лично произошедший с исполнителем.

· Миниатюра – небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады – от монолога до диалога нескольких действующих лиц.

· Пародия – искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей. Различаются 1. Портретные пародии (на конкретное лицо); 2. Пародия на социально-общественные явления; 3. Пародии на произведения искусства; 4. Пародии на штампы отдельных видов искусства (например, «Лебединое озеро»).

· Куплет – небольшое комическое, сатирическое публицистическое стихотворение, положенное на несложную мелодию. Всегда происходит сериями. Исполняется соло и дуэтами.

· Буриме – шуточная игра со зрительным залом, когда из зала задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует на заданную тему и рифму.

 

Все жанры требуют владения актерским мастерством. Поэтому все разговорные жанры относятся к игровым жанрам.

Сценарист предлагает для номера некий событийный ряд. Но если момент драматургической кульминации не подчеркивается кульминационным проявлением мастерства исполнителя (трюком в оригинальных жанрах, музыкальной кульминацией в песне, ударной репризой в речевых жанрах), возникает противоречие.

Событие в целом ряде жанров выражается через трюк, или, как минимум, подкрепляться им.

Таким образом, выстраивать драматургию можно отталкиваясь от трюка. Или искать иную сценарную основу. Эстрадный номер должен учитывать техническое, трюковое оснащение артиста.

 

Комический трюк (ГЭГ).

Комический трюк (гэг), который представляет собой самостоятельную смеховую единицу, могущую существовать вне контекста происходящего, но органично вплетенную в ткань сюжета.

Гэг - это то, что превращает реальность в фантастическое. Обычное – в невероятное, нормальное – в абсурдное.

Термин возник в период расцвета бурлеска в США, а затем получил развитие в американском кинематографе в начале 20 века.

Гэг – это сдвинутая система мышления, это перемещенные причина и следствие, это вещь, использованная вопреки своему назначению.

Контрастное столкновение обычно несовместимых вещей вырастает в эксцентрику в номере. Вместо отбора фантастического материала – невероятное сочетание обычного.

Чаще употребляется выражение «комический трюк» (а не гэг). Комический трюк нельзя путать с репризой в разговорных жанрах, так как он строится исключительно на визуальном, зрительском восприятии.

Комический трюк можно подразделить на механические и телесные (основанные на технических приспособлениях или на тренированном теле артиста).

Например, комический трюк в клоунаде – «фонтан слез».

Любой трюк должен быть эстетически оправдан и преобразован в осмысленное зрелище. Должен соответствовать характеру персонажа или маски. Комический трюк всегда краток и динамичен. Должен найти свое место в номере.

В системе оригинальных жанров (пантомима, клоунада, эксцентрика, манипуляция, фокусы и др.) – комический трюк (гэг) – это огромное средство выразительности. Без них эти жанры бы не существовали.

Комический трюки подразделяются на проходные и сюжетные.

Проходные – очень короткие и исполняются как бы между прочим.

Сюжетные – развернутые по времени и смысловому наполнению. На них может выстроится весь номер.

Наиболее удачные комические трюки всегда подсказаны жизненным опытом и наблюдениями. Наблюдательность – важнейшее качество режиссера. При использовании комического трюка нельзя допустить наигрыша и кривляния. Необходимо искать своеобразную логику, внутреннее оправдание даже самых нелогичных поступков.

Для достижения комического эффекта требуется грамотное темпо-ритмическое построения номера, выражающееся в чередовании комических трюков и своеобразных пауз для перемены настроения в зрительском восприятии.

Особого характера номером является массовая сцена. Должна иметь действенную структуру. Не может существовать вне драматической линии всего сценария театрализованного представления.

 

Нельзя забывать, что номер – это маленький спектакль с большой концентрированностью.

«Его величество номер» - говорил Н. Смирнов-Сокольский.

 

Рекомендуемые источники:

https://lektsii.org/8-43335.html

https://zurblog.ru/?p=154 – его величество гэг, записки сценариста

И. Г. Шароев «Режиссура эстрады и массовых представлений»

И.А. Богданов «Постановка эстрадного номера» - учебник

Информационно-методическое приложение к лекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: